Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретико-методологические основы этнопсихологии




Содержание

Вводные методические указания. 2

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров. 4

Тематика рефератов. 20

Вопросы для подготовки к зачету. 21

Литература. 23

 

Вводные методические указания

Учебно-методические материалы по дисциплине «Этнопсихология» для курсантов и слушателей служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами лиц, представляющими различные этносы. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Недооценка знания национально-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Целью изучения дисциплины «Этнопсихология» является формирование у курсантов и слушателей основных представлений о своеобразии проявления и функционировании психики представителей различных этнических общностей и на этой основе подготовка к профессиональной деятельности в условиях межэтнического взаимодействия.

Задачами дисциплины являются:

- ознакомить с основными психологическими особенностями этносов, обусловливающими специфику их восприятия, коммуникации, казуальной атрибуции и социального поведения;

- способствовать осознанию этнокультурных различий как источника напряжения и конфликтов;

- способствовать формированию толерантных установок к межэтническим отношениям.

 

В результате изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны:

Знать:

· психологические феномены, категории, методы этнопсихологии;

· сущность основных отечественных и зарубежных этнопсихологических теорий;

· национально-психологические особенности представителей населения России, стран СНГ и дальнего зарубежья;

· психологические технологии, системы управления межэтническими конфликтами и способами их разрешения в условиях правоохранительной деятельности.

Уметь:

· прогнозировать специфику психического функционирования человека с учетом особенностей его принадлежности к этнической, профессиональной и другим социальным группам;

· диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон в условиях решения задач, связанных с правоохранительной деятельностью;

· выполнять функции посредника при разрешении конфликтных ситуаций с участием представителей различных национальностей.

Владеть:

· навыками профессионального взаимодействия и бесконфликтного общения с представителями различных национальностей при решении оперативно-служебных задач;

· приемами диагностики, профилактики конфликтов с участием представителей различных национальностей, возникающих в правоохранительной деятельности;

· базовыми методами проведения психологических исследований, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов в ситуациях межэтнического взаимодействия.

В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить письменную работу в виде реферата.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) зачета.

 

Тематический план дисциплины «Этнопсихология»

№ те мы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
Раздел 1. Теоретико-методологические основы этнопсихологии
1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки                
2. Социально-психологическая сущность понятия «этнос» как объекта этнопсихологии                
Раздел 2. Психологические особенности межэтнических отношений
3. Психология межэтнического взаимодействия: методика установления контакта                
4. Психология межэтнических конфликтов                
Раздел 3. Специальная этнопсихология
5. Психологические особенности этносов                
  Реферат                
  Подготовка к зачету                
  Зачет                
  Всего                

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки

Лекции - 2 часа

Этнопсихология как раздел психологической науки, ее актуальность в контексте правоохранительной деятельности. Объект этнопсихологии: этнос сквозь призму этнодифференцирующих признаков и его виды. Предмет этнической психологии, ее задачи в контексте решения сотрудниками полиции оперативно-служебных задач.

Методология этнической психологии: общая, специальная, частная. Теоретические и эмпирические подходы к изучению этнического своеобразия. Этапы становления этнопсихологии как науки: междисциплинарный статус этнопсихологии.

Методические указания. Данная тема является вводной и направлена на уяснение того, что история каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Поэтому и психологический склад каждого отдельного народа является очень сложным. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, что, в конечном счете, привело к возникновению в науке особого направления – этнической психологии.

Этнопсихология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы этнических особенностей мировосприятия; 3) проблемы особенностей этнических взаимоотношений; 4) проблемы этнического характера; 5) закономерности формирования и функции этнического самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования этнических обществ.

Объектом являются этносы, этнические общности.

Этнос – исторически сложившаяся, достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Понятие «этнос» близко к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). При этом этнос – не только ныне живущие, но и предки. Обычно этносы делят на три типа: род и племя, народность, нация. Нация – это высший этап развития этноса. Нация –исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Предмет этнопсихологии – национально-психологические особенности, а именно особенности поведения, эмоциональных реакций, характера, а также этническое самосознание и этнические стереотипы.

Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость разобраться в методологических вопросах этнопсихологии и определиться в различиях предмета этнопсихологии и других наук, таких как философия, история, социология, психология, этнология (этнография), этносоциология, этнокульторология, этнопедагогика и др.

В конечном итоге, основным результатом изучения данной темы должно стать обозначение тех основных понятий этнопсихологии, которые понадобятся для изучения курса в целом: «этнос», «нация», «национально-психологические особенности», «культура» и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...