Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период скрытых внутренних конфликтов в отряде




Уже в оргпериоде, в период адаптации, по мере получения информации, рождаются внутренние скрытые конфликты. Дело в том, что одни ребята, познакомившись с детьми, с образом жизни, с законами коллектива, найдя определенное место в заданном сообществе, - удовлетворены, в другие – нет. Внешне это выражается в равнодушии к деятельностью и ее результатам, в мелких ссорах и придирках друг к другу, в нарушении требований и предъявлении претензий к бытовым условиям, питанию.

На этот период можно констатировать, что доминирующей потребности – нет. Есть потребности отдельных групп.

Состояние:

- напряжение у одних, связанное с чувством одиночества и незащищенности;

- равнодушие у других, связанное с крушением ожиданий;

- активность у третьих, связанная с укреплением лидерских позиций в поиске альтернативы официальной, заданной оргпериодом основы;

- неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и присвоил законы отношений, перспективы деятельности и заданную структуру.

Содержание межличностного общения:

Неофициальное обсуждение и существующих порядков, не принятых в группе ребят, вожатых.

Структура:

Официальная – существует нормально, почти бездействует, в неофициальной идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности. Есть непринятые ребята.

Задачи:

Анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений.

Способствовать единству отряда, для чего:

- вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;

- добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;

- определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;

- способствовать успеху этой коллективной деятельности.

Деятельность – разговорная.

Начинается, как правило, с отчета дежурного, групп заботы. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: «Давайте подумаем, какой добрый или полезный поступок совершили вы сегодня за день?».

- Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего?

- Кому сегодня за день мы скажем «Спасибо»?

И другие вопросы, в зависимости от ситуации.

Кроме коллективного обсуждения, совершенно необходимо найти время для общения с каждым ребенком.

Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

- умение педагога анализировать и прогнозировать ситуацию;

- умение найти подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят поддерживающих линию на объединение и нравственную основу отношений в отряде;

- умение педагога вести демократичный разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить ребят от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;

- позиция педагога, как защитника тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, равнодушию к другим;

- умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, обязательно привлекательную для каждую и необходимую для всех. Другими словами, необходимо смещение мотивов деятельности с потребления на созидание, на творчество – в этом суть методики решения конфликтов в коллективе.

Итоги и показатели успешной деятельности.

Принятые новые, конкретные законы жизни и отношений или актуализированы и конкретизированы те, что уже были составлены, но бездействовали.

Переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу.

У всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле и организационно обеспечен успех задуманной деятельности.

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖНИЯ,

СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Период внутренних скрытых конфликтов начинается еще в оргпериоде и свое разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества.

На деловом сотрудничестве начинается организационно-коллективная деятельность после конфликтного периода. Все члены отряда, договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха первой осознанной коллективной деятельности. Поэтому следующий период, период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключении союза, который уже по праву можно назвать творческим.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность.

Состояние: морально-волевое напряжение.

Содержание межличностного общения.

Временно актуальность такого общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности.

Структура: официальная, на основе советов дела, интенсивно действует.

В неофициальной структуре намечается открытие для «постороннего» общения замкнутых группировок.

Задачи:

Укрепить желание к единству.

Помочь организационно и творчески проявляемым волевым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности.

Деятельность: коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества.

Например, поход. В данной деятельности есть фактор личного познавательного интереса, волевого усилия к преодолению трудностей, взаимопомощи, творчества, проявленного в посвящении в туристы, и снятия синдрома агрессии через общение с природой.

Ответственность за ближайшее дружинное дело, где отряд выступает не только как организатор, но и как творческий коллектив с театрализованным прологом, агитбригадой, интеллектуальной информацией.

Условия: педагог-организатор, первый выдумщик, умелец, знаток, помощник, умеет чутко поддерживать ребят, не допускать срывов.

Деятельность не должна быть нарочитой, необходимой, давно задуманной и не исполненной из-за отсутствия единства в отряде.

Конфликт и последействие не терпят паузы, начинать нужно сразу.

Не возвращаться к конфликтам.

Подведение итогов превращать из отчетов в маленькие творческие вечера.

Итоги и показатели успешной деятельности:

- желание к дальнейшим творческим делам;

- изменение уровня общения в отряде. Нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор;

- появление творческих лидеров и констатируется уменьшение или исчезновение отверженных.

 

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА

 

Успешная деятельность объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению.

Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе.

Состояние: радостное, творческое.

Содержание межличностного общения: обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.

Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структур.

Задачи:

Содействовать успеху творческого поиска.

Поддерживать организацию творческих лидеров и содействовать утверждению.

Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Деятельность: творческая, коллективная, разнообразная, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех.

Например: театральные миниатюры, агитбригады, кольцовки песен, творческие встречи, комплексные ролевые игры (Робинзонада, Королевство Кривых зеркал, Цветочный город, Лимпопо и т.п. по мотивам известных детских книг писателей-романтиков, где в основу положены романтические идеи и образы).

Наилучшие условия: способность педагога к выдумке, к творчеству. Педагог – творческая личность, режиссер, дирижер, сказочник, актер…

Творческая деятельность соответствует возрасту, органично вливается в общий настрой широкого коллектива дружины. Дружинный план дает возможность отрядам проявить себя в творчестве. Определить творческий почерк каждого отряда.

Тактично подводятся итоги творческой работы. Они должны стимулировать, побуждать к творчеству. В творчестве не может быть лучших и худших.

Показатели успешной деятельности: ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику: самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый туристический, самый интеллектуальный, самый веселый и т.п., выводя на нравственную его оценку, например, самый дружный, самый заботливый и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...