Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период гуманистических отношений




 

- Состояние ребенка: чувство уверенности, терпимости; человеческое достоинство и самоуважение; потребность утвердиться в своих лучших качествах и добрых поступках по отношению к группе, готовность помочь и взаимовыручка.

- Задачи педагога: содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

ВЫБОР

- Время на проведение: 30 -40 мин.

- Возраст участников: 10 - 16 лет.

- Цели, задачи: развитие позитивного отношения друг к другу; способствует самораскрытию и повышению уровня самооценки; повышение уровня групповой сплоченности.

Для проведения этого упражнения необходимо парное количество участников. Группа становится в карусельку.

Установка: Перед вами стоит человек, которого вы хорошо знаете. Вспомните, какой он в жизни, какой в общении? Ведь несмотря ни на что, он очень похож на вас. И у него, как и у любого из вас, есть много хороших качеств. Он их скрывает? Может быть. Но почему? Значит, на это есть причины! Но, тем не менее, этот человек перед вами! И ваша задача проста: вы должны будете совершить с ним контакт на одном из уровней:

Если вы показываете один палец, то контакт происходит только взглядом. Если два пальца, то рукопожатие. Если три пальца, то объятия. Если четыре пальца, то объятия очень крепкие и дружеские.

Если оба показали одинаковое количество пальцев, то контакт происходит на том уровне, который они оба выбрали, но очень эффективно. А если оба показали разное количество пальцев, то контакт происходит сначала на одном уровне, а затем на другом. Переход совершать только по команде ведущего.

Ведущему также необходимо давать участникам время на то, чтоб они могли подумать и реализовать свой выбор: Подумали. Покажите ваш выбор! А теперь осуществите его! Переход. И так до тех пор, пока все друг с другом не повстречаются. Периодически, но не очень часто, ведущий просит: А теперь по просьбе ведущего все осуществили выбор четыре! Или три.

Во время обсуждения говорится о том, кто и что чувствовал? Кому и в чем это упражнение помогло? Что изменилось?

 

ЗОЛОТОЙ СТУЛ

- Время на проведение: 30 -40 мин.

- Возраст участников: 10 - 16 лет.

- Цели, задачи: повышение уровня самооценки; выявить свойства и качества личности, привлекающие других; обучение видеть в людях их лучшие качества.

Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то свои, положительные качества. И стимулирует запрос на то, чтоб их узнать.

Когда запрос сформировался, выставляется на середину комнаты один стул, и ведущий говорит о том, что на этот стул может сесть любой, кто хочет о себе узнать. Но другие, кто хочет поделиться своим мнение относительно сидящего на стуле, должны говорить про него только то, что им нравится в сидящем.

В процессе игры ведущий дает положительное подкрепление высказывающимся. Когда все, или все желающие побывали на стуле, идет обсуждение: Кто узнал о себе что-то новое? Кто нет? Что вы чувствовали, когда говорили кому-то? Когда сами сидели на стуле? Что вы теперь со всем этим будете делать?

Заключительный период

- Состояние ребенка: напряжение, связанное с близким расставанием; желание успеть совершить поступок; желание соответствовать ценностям группы; потребность осознания себя, своего духовного роста.

- Задачи педагога: содействовать желанию и в дальнейшем действовать в соответствии с принятыми ценностями; увлечь способами и методами самовоспитания, саморазвития.

Для данного периода предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

ПОБЕДИТЬ ДРАКОНА

- Время на проведение: 30 - 40 мин.

- Возраст участников: 13 -16 лет.

- Цели, задачи: помощь в решении проблем; перестройка неблагоприятно сложившихся образований и стереотипов.

Ведущий заводит беседу о том, что у каждого из нас есть свой "дракон" - это наши недостатки, с которыми мы боремся, с которыми мы миримся. Но каждый, когда-нибудь решается, наконец, убить своего Дракона. Но у него вместо одной головы вырастает сразу три новые. И мы продолжаем жить со своим Драконом, и миримся с ним, отравляя жизнь и себе, и близким.

Далее предлагается нарисовать своего Дракона, назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого предлагается сказка о том, как они убьют каждый своего Дракона. Сказка пишется тут же, по пунктам. Для написания каждого пункта ведущий отводит 3-4 минуты, после чего зачитывает следующий.

Пункты:

1.Предписания или запреты; нарушение их.

2.Принятие решения о битве с Драконом (почему было принято).

3.Сбор вооружения (что может помочь для этого), путь к Дракону.

4.Встреча с Волшебным дарителем; волшебные дары.

5.Различные препятствия на пути.

6.Враги (те, кто может помешать положительным изменениям).

7.Помощники (те, кто может помочь, на кого можно положиться).

8.Вызов Дракона на бой; условия битвы.

9. Битва; победа.

10. Возвращение домой; последствия победы (что реально должно измениться в лучшую сторону).

При написании сказки писать ее по возможности серьезно, максимально приближенно к реальным условиям (проблемам). При обсуждении затронуть такие вопросы, как: Насколько реально все то, что у вас написано? Кому это поможет, в чем? Кто написал искренно? Как вы определите, по каким показателям, что добились успеха?

 

 

 

 
 

Лидеры в отрядах - кто они?

 

 

Практика самоуправления (со управления) по временном детском коллективе предполагает выбор лидера (дежурного командира, старшего и т.д.) Сразу возникает вопрос: как же выделить лидера, который, с одной стороны, удовлетворял бы некоторым объективным (внешним) потребностям, и, с другой, субъективным требованиям, оценкам, нормам, бытующим внутри детского коллектива. Формально лидер - это существенное звено структуры временного коллектива, и не каждому ребенку дано им стать.

Социологами были выделены десятки качеств, которыми, по их мнению должны обладать лидеры - ум, такт, чувство юмора, энергия, сильный характер и так далее.

Изучение сложных объектов, а к таковым относится и наш случай дифференцирования лидеров и аутсайдеров, всегда связано с большими трудностями при задании исходной системы признаков для их описания. Заведомая невозможность полной объективности (как точности, так и беспристрастности в равной мере) приводит к тому, что в исходную систему входит много "дублирующих" и "шумящих" признаков, удаление которых только улучшает решение поставленной задачи - определение лидера во временном детском коллективе.

Обилие признаков и их неоднозначность затрудняет измерение, поэтому поневоле приходится ограничиваться небольшим числом "необходимых и достаточных" качеств человека, которые бы позволили отделять лидера и "не" лидера - непременно с учетом представлений и мнений членов группы.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений педагога с группой.

Для выявления лидеров в группе, проявления лидерских качеств у подростков, для мотивации лидера существует масса приемов - это и игры, и упражнения, и тренинги. Самое главное применять их вовремя, в верном контексте и делать правильные выводы.

 

“Верёвочка”

 

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник”. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

 

“Карабас”

 

Следующей подобной игрой будет игра “Карабас”. Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится педагог, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

В этом игровом тесте необходимо участие двух педагогов. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

 

“Большая семейная фотография”

 

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка” он тоже может участвовать в расстановки членов “семьи”. Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трёх. На счёт “три!” все дружно и очень громко кричат “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

 
 

 

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Педагог предлагает условия: “Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!”

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!”

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо “отверженным”.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

 

 

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш коллектив, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

У каждого лидера есть свой “почерк”, своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

Плохих, неэффективных стилей руководства не существует. Необходимо только правильно выбрать стиль руководства для каждой ситуации.

 

А.Н. Лутошкин выделяет стили:

 

«Разящие стрелы»: один стрелок пускает стрелы во множество целей – приказы, указания, требования летят в сторону участников дела. Он один принимает решения.

«Возвращающийся бумеранг»: организатор не забывает советоваться с людьми, в процессе работы коллективно обсуждать итоги, оценивать вклад каждого в общее дело.

«Снующий челнок»: организатор мечется от одного к другому, приспосабливается, ищет компромиссное решение, не конфликтует, старается быть удобным для всех.

«Плывущий плот»: плывет по течению, не беспокоясь, куда вынесет.

 
 

 

 

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых педагогами оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросов, социометрии.

Коллектив, группа – это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию.

Социометрия

 

Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В течение лагерной смены (а точнее, в оргпериод основной и заключительный периоды смены), использовать метод социометрии для определения межличностных отношений просто необходимо. Каждый период по своему влияет на развитие межличностных отношений в коллективе и именно социометрия дает наиболее полную картину для размышлений педагога, для выработки тактики и стратегии дальнейших действий.

Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Педагог может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

 

Для обработки результатов педагогом строится следующая таблица:

Фамилия          
1. Петров В.            
2. Иванов Ф.            
3. Сидоров В.            
4. Захаров С.            
             
25. Кириллов И.            

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 – выбор пал два раза, 3 – выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым, 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму “мишень”. Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона – зона “звёзд” (максимальная сумма баллов)

2 зона – зона “предпочтения” (статус выше среднего)

3 зона – зона “пренебрегаемых” (статус ниже среднего)

4 зона – зона “изолированных”

Примечание: в ходе исследования педагог должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне “изолированных” могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят.

Полученные результаты должны стать источником размышления для педагога, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

 

 

 
 

Важную роль в развитии временного детского коллектива может сыграть проведение веревочного курса, разработанного американскими фирмами Barron Adventures [Калифорния, США] и Odyssey Performance Enhancement Network [Калифорния, США].

Почему веревочный? Потому что главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Ассоциация юных лидеров была одной из первых организаций, которая еще с 1992 года начала проводить тренинги Веревочного курса в России.

Веревочный курс - это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, а также индивидуальных заданий, выполняемых, как правило, в лесу, с использованием альпинистского снаряжения, специальных приспособлений и оборудования. Курс служит для сплочения группы, повышения взаимопонимания. В группах создается атмосфера доверия, поддержки и взаимовыручки; на примере увлекательных, но весьма сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию совместных действий. Есть также и индивидуальные упражнения связанные с преодолением страха и выходом за пределы своих предполагаемых возможностей, раскрытием способностей.

Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом.

"Веревочный курс" - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий.

Главные цели "веревочного курса" - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

· выработку стратегии группой;

· творческий подход; самовыражение;

· результативное лидерство;

· уверенность в себе;

· решение проблем;

· преодоление себя.

Рекомендуется использовать его в организационный период смены.

Необходимо соблюдать все условия выполнения "Веревочного курса".

1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

2. Упражнения выполняются под руководством педагога, хорошо знакомого с "курсом".

3. Время на подготовку задания не ограничено.

4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги!

Упражнения
1. "Узелки".

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.

Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

2. "Электрическая цепь".

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;

2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

*Подсказка педагогу: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

3. "Биг-мак".

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховое", - другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово.

Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

4. "Сидячий круг".

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.

Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

5. "Отжимания".

Разбейтесь на группы по 4 человека.

Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка педагогу: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Педагогу необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

6. "Все на борт".

Оборудование: любая обозначенная площадка.

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд.

Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

7. "Бревно".

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

* Подсказка педагогу: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

8. "Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* Подсказка педагогу: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

9. "Переправа".

Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится "маятник" (канат крепится к опоре).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.

Обязательна страховка!

11. "Электрическая изгородь".

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

* Подсказка педагогу: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

 

 
 

ВЕЧЕРНИЙ "ОГОНЕК"

 

 

Вечерний "огонек" – гениальная находка фрунзенских коммун И.П. Иванова, педагогическую значимость которой трудно переоценить.

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний "огонек". Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний "огонек" – это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!

День, не завершившийся "огоньком", можно выбрасывать на свалку!

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

" Закон свободного микрофона"

" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"

"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

"Через центр круга переходить нельзя".

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент "огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму "огонька"-анализа

 

"Огонек" - анализ дня

 

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

· Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

· Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

· Что было не очень хорошо и даже плохо?

· Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на "разговорившихся" и "не разговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго "огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.

Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.

Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении "огоньков".

1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

4) "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5) "Ромашка", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6) "Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

7) "Дерево".

- В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

- Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

8) "Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала "огонька" дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего "огонька", но вечерний "огонек" - это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних "огоньков".

 

Тематический "огонек"

 

Проведение такого "огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких "огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический "огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

Не забудьте, что слова, сказанные на таком "огоньке", не должны остаться только словами - у "огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

“Расскажи мне о себе”

 

Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, “эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – “эстафетной палочке” – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на "огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает "огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход "огонька".

В большинстве своем классический вариант "огонька"-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...