Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК.




Подготовка организации к оценочному аудиту

Порядок подготовки СМК к оценочному аудиту (сертификации) по требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК.

Подготовка к сертификационному аудиту по существу начинается с определения политики и целей компании в области качества, и, конечно, выбора сертифицирующего органа.

Подготовка систем менеджмента качества предприятий и производств к сертификации по требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 включает в себя разработку, документальное оформление, внедрение СМК предприятия или производства с целью её последующей сертификации.

Порядок выполнения работ:

· идентификация процессов, необходимых для СМК и их применение в организации;

· установление последовательности и взаимодействия этих процессов;

· определение критериев и методов необходимых для гарантии эффективности выполнения и управления процессами;

· гарантия наличия и доступности ресурсов и информации, необходимых для поддержания и выполнения мониторинга процессов;

· проведение мониторинга, измерение и анализ процессов;

· внедрение мер, необходимых для достижения запланированных результатов и непрерывного улучшения процессов.

Для начала работ по подготовке СМК к сертификации, заявитель заполняет заявку (форма не разработана).

Орган оставляет за собой право при определенных условиях потребовать документы, не входящие в этот список.

Задача руководства при подготовке предприятия к сертификации систем менеджмента качества — оценить и скорректировать эти процессы в соответствии с предлагаемыми стандартами (например, серии ISO 9000).

Таким образом, на подготовительном этапе компании рекомендуется осуществить следующие действия:

· Определить область распространения СМК;

· Документировать существующие процессы, создав процедуры, рабочие и должностные инструкции, руководство по качеству;

· Установить обязанности и ответственность сотрудников за выполнение конкретных работ;

· Провести внутренний аудит и разработать план корректирующих действий для исправления недостатков;

· Обучить персонал (ключевых людей) требованиям сертификационных стандартов и ответам на вопросы независимого аудитора;

· Провести предсертификационный аудит для проверки готовности предприятия и его подразделений к проведению внешнего аудита.

Предсертификационный аудит качества может проводиться в согласовании с органом по сертификации или силами независимых консалтинговых и аудиторских фирм. Особое внимание при подготовке к сертификации систем менеджмента качества и проведении предсертификационного аудита должно быть обращено к анализу документации

Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК.

На этапе разработки СМК служба качества будет выполнять следующие задачи: составление части необходимой документации и оказание консультативной помощи другим подразделениям по данному вопросу, обучение персонала, проведение внутреннего аудита, помощь в решении проблем, связанных с качеством системы, продукции и процессов. Кроме того, и после внедрения СМК необходимо проводить внутренние аудиты, обучение персонала, внедрять современные методы управления качеством, постоянно улучшать систему, стремясь к совершенству, которому, как известно, нет предела.

Название этапа
Этап 1 Организация работ по созданию СМК
Организация работ по СМК Предварительное знакомство высшего руководства организации с принципами и требованиями стандартов серии ИСО 9000
Консультации и принятие принципиального решения руководством организации о создании и документальном оформлении СМК
Издание приказа о разработке, внедрении и сертификации СМК
Обучение по менеджменту качества Обучение высшего руководства Обучение менеджеров и уполномоченных по качеству Обучение внутренних аудиторов
Предпроектное обследование действующей СМК (диагностирование СМК) Проведение анализа действующей в организации на текущий момент системы качества (анализ наличия и содержания документации СМК организации, анализ функционирования СМК (процессов СМК, организационной структуры), проведение анализа соответствия действующей СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определение границ и объема работ)
Этап 2 Проектирование СМК
Назначение Представителя руководства по СМК Назначение Представителя руководства по СМК, ответственного за СМК, издание приказа о назначении
Составление программы внедрения СМК Составление и утверждение программы внедрения СМК
Область применения СМК Определение области применения СМК
Политика и цели в области качества Подготовка, обсуждение, формулирование и утверждение Политики и Целей (измеряемых) в области качества
Определение состава процессов СМК Разработка общей Блок-схемы процессов
Определение оргструктуры Переработка, уточнение и принятие организационной структуры
Распределение ответственности и полномочий Распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала (анализ организационной структуры, функциональных задач и обязанностей подразделений и должностных лиц) и разработка Матрицы ответственности
Определение ответственности и полномочий подразделений и должностных лиц Разработка документов по подразделениям организации: - Положений о подразделениях; - Должностных инструкций.
Определение состава документации СМК Определение структуры документации СМК и разработка Реестра документов СМК
Разработка Руководства по качеству Разработка Руководства по качеству, издание приказа о внедрении Руководства по качеству
Разработка документированных процедур Разработка обязательных документированных процедур по установленному реестру документов СМК
Издание документов СМК Утверждение и издание документов СМК, издание приказа о внедрении документированных процедур СМК организации
Этап 3 Внедрение СМК
Обучение персонала Обучение персонала выполнению стандартов в соответствии с требованиями созданной СМК, в том числе обучение ведению записей по качеству
Апробация и внедрение разработанных документов в рамках СМК в практику организации
Цели в области качества структурных подразделений Разработка целей в области качества структурных подразделений
Этап 4 Внутренний аудит
Подготовка и проведение внутреннего аудита с целью определения эффективности СМК Подготовка к проведению аудита: формирование Программы внутренних аудитов и Плана аудита
Проведение внутреннего аудита
Подготовка и реализация плана корректирующих действий
Корректировка и доработка документов СМК на основе анализа и корректирующих действий
Этап 5 Подготовка к сертификации и сертификация СМК
Подготовка к сертификации СМК Издание приказа о внедрении СМК организации и проведении сертификации СМК
Выбор органа по сертификации
Подача заявки и заключение договора на сертификацию СМК
Предоставление комплекта документации в орган по сертификации
Сертификация СМК Сертификация СМК независимым органом по сертификации
Сертификационный аудит
Выдача сертификата

 

Обучение персонала

Стандарт ИСО 9001 предлагает относиться к персоналу как к важнейшему ресурсу системы.

Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ИСО – обязательный этап создания СМК. Он необходим, прежде всего, потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддержать, ни развивать систему. Подготовленный персонал – требование стандартов ИСО 9000. Обучение персонала может осуществляться несколькими способами: с привлечением консультантов; силами высшего руководства предприятия и внутренних аудиторов.

Стандарт ИСО 10015 предлагает следующую схему обучения персонала

При определении потребностей в обучении в сфере менеджмента качества необходимо учитывать такие факторы, как:

- степень подготовленности персонала,

- этап разработки СМК,

- требуемый уровень специалистов,

- степень участия персонала в разработке СМК.

Необходимость комплексного отношения к обучению персонала обусловлена не только требованиями самого стандарта ИСО 9001, но и необходимостью преодоления некоторых барьеров, к которым относится, в частности, негативное отношение персонала к изменениям. Обучение является одним из мягких способов вовлечения персонала в деятельность. При этом обучение должно проводиться шаг за шагом, основываясь на определении групп персонала, задействованных на каждом этапе разработки и внедрения, их потребности в обучении.

Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы;

• довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества;

• ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения;

• обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества.

Программы обучения: Для формирования единого подхода и понимания конкретных задач целесообразно разрабатывать целый ряд программ обучения, которые должны адаптироваться к потребностям конкретного предприятия и конкретной группы персонала.

Программа занятий:

1. Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Рассматривались понятия: качество, система качества, проверка системы качества, сертификация продукции и системы качества;

2. Краткая характеристика комплекса международных стандартов серии ИСО 9000. Рассматривались: предпосылки создания стандартов, основные принципы, сертификация системы качества по ИСО 9000;

3. Политика предприятия в области качества. Стадии жизненного цикла продукции, этапы формирования и обеспечения качества. Рассматривались вопросы: определение политики качества высшим руководством, ответственность руководства, этапы обеспечения качества (петля качества);

4. Структура системы качества. Распределение ответственности полномочий в системе качества. Документация системы качества. Рассматривались вопросы: структурная схема и матрица ответственности, общее руководство по качеству, стандарты предприятия по системе качества.

Последовательность обучения: В разработке СМК можно условно выделить несколько основных этапов работ:

- оценка степени соответствия существующей СМ требованиям МС ИСО 9001,

- определение основных процессов СМК и определение состава документации,

- разработка документации (в том числе Политики и целей в области качества),

- внедрение СМК, организация внутреннего аудита, подготовка аудиторов,

- подготовка СМК к сертификации, демонстрации соответствия.

Исходя из этого, весь персонал предприятия можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это высшее руководство, внутренние аудиторы и ответственные разработчики документов СМК.

Для реализации еще одного принципа менеджмента качества – «вовлеченность персонала» – всех остальных участников процесса внедрения СМК мы разделим по административному признаку: руководители среднего уровня и рядовые сотрудники, умышленно не выделяя отдельно ИТР или рабочих, поскольку весь персонал, деятельность которого влияет на качество продукции, должен быть осведомлен «о месте и важности его деятельности и о своем вкладе в достижение целей в области качества».

Последовательность обучения:

1. Высшее руководство;

2. Уполномоченных по качеству

3. Разработчики документации;

4. Внутренние аудиторы;

5. Руководители среднего уровня;

6. Рядовые сотрудники.

1) Главное в подготовке высшего руководства заключается в том, чтобы оно поняло основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касающееся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководства должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание надлежащих условий для ее реализации. Обучение руководителей высшего звена должно занимать ключевое место и проводиться в первую очередь. Основной целью обучения высшего руководства является ознакомление с философией менеджмента качества и требованиями ИСО 9001. В обучении обязательно должен участвовать руководитель организации. Кроме ознакомления с базовыми понятиями в области СМК, обязательно проводятся практические занятия, на которых участники обучения используют полученные знания применительно к своей организации.

Желательно поручить проведение такого обучения компетентным специалистам в области качества, лучше приглашенным со стороны.

В ходе обучения высшего руководства закладываются базовые положения СМК:

· Разрабатываются основные положения Политики и целей в области качества;

· Определяется состав и структура процессов СМК;

· Разрабатывается матрица распределения ответственности и полномочий в СМК, которая представляет собой перечень процессов СМК и ответственных за их реализацию. При этом для каждого процесса определяются: владелец процесса, руководитель процесса, исполнители и участники процесса.

Упор в ходе обучения делается на самостоятельную работу участников обучения, при этом проводящий обучение специалист задает нужное направление.

2) Следующая фаза обучения – обучение уполномоченных по качеству. Обучение целесообразно проводить на конкретных примерах с выполнением по итогам обучения курсовых работ по разработке документации СМК (соответствующих разделов руководства по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.д.).

3) Обучение разработчиков документации СМК проводится среди представителей подразделений и служб организации. Выбор участников обучения осуществляется с учетом опыта работы в организации и уровня осведомленности о положении дел в ней на текущий момент. Как и в случае с высшим руководством, желательным является поручить проведение такого обучения компетентным специалистам в области качества. Для группы разработчиков документации СМК проводится семинар, цель которого – обучение основным принципам менеджмента качества и детальное рассмотрение требований стандарта ИСО 9001, поскольку разработанные документы должны подтверждать выполнение требований самого стандарта. Отличия в уровне компетентности персонала различных подразделений могут определять степень подробности документов. Документация является не только средством описания порядка работ, но и предоставляет возможности для обучения персонала, объяснения тех изменений, которые связаны в целом с внедрением СМК.

4) Обязательной фазой обучения является подготовка внутренних аудиторов. Обучение внутренних аудиторов проводится специализированными фирмами, имеющими разрешение на проведение такого обучения. Перед проведением обучения внутренних аудиторов следует предварительно обсудить с фирмой, проводящей обучение, возможность проведения учебно-показательных аудитов в организации. Это позволит внутренним аудиторам на примере познакомиться с методами и порядком проведения аудиторских проверок, что является едва ли не более важным, чем теоретическое обучение внутреннему аудиту. Обучение внутренних аудиторов целесообразно проводить после того, как будет разработана документация СМК, которая, в свою очередь, послужит своеобразным материалом для обучения внутренних аудиторов.

На этапе внедрения документации СМ качества необходимо обучение как руководителей среднего уровня, так и рядового персонала.

Для того чтобы охватить наибольшее количество персонала в короткие сроки наиболее эффективна система каскадного обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...