Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор времени шинирования.




Первым признаком вхождения заболевания пародонта в стадию декомпенсации является патологическая подвижность зубов. Наибольший терапевтический эффект шинирования достигается именно в момент появления первых признаков декомпенсации, хотя его можно проводить и на более поздних стадиях заболевания.

Показания к включению зубов в шину.

Ведущим фактором в определении показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Необходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефектов зубного ряда, конструкцию будущего протеза или шины, характер прикуса, возраст и состояние больного и др.

Наличие у зубов III степени подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению так же зубы с подвижностью II степени, если резорбция луночковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также и зубы с патологической подвижностью 1 степени и резорбцией, превышающей 2/3 высоты лунки. Зубы с подвижностью II степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы, в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопоказанием для включения зуба в шину.

Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью I и II степени, при этом основным правилом шинирования считается соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резервные силы. При шинировании съемными конструкциями показания к сохранению зубов могут быть несколько расширены.

Основные виды стабилизации.

Известно, что лучший результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоскостях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация называется передней. Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в передне-заднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одинаковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой, придает ей дугообразную форму, а стабилизация становится более устойчивой и называется передне-боковой.

Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом, возникает поперечная стабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерыной или многозвеньевой шиной, то появляется круговая стабилизация.

Преподаватель обращает внимание студентов на важность правильного выбора шинирующей конструкции для стабилизации подвижных зубов при патологии пародонта, указывает на возможные ошибки планирования и прогнозирования, способы их устранения.

Схема темы: "Виды стабилизации зубов при пародонтите"

Сагиттальная Фронтальная Парасагиттальная Фронтально-сагиттальная Стабилизация по дуге
Соединение в единый блок группы Жевательных Зубов Соединение в единый блок группы фронтальных зубов Соединение в единый блок жевательных зубов обеих сторон Соединение в единый блок группы фронтальных и группы жевательных зубов Когда фронтально сагиттальная стабилизация не обеспечивает необходимой разгрузки опорных зубов, активизируют все физиологические резервы пародонта оставшихся зубов стабилизацией по дуге

 

Темы изученные ранее и необходимые для проведения занятия.

1. Дифференциальная диагностика заболеваний пародонта

2. Клиника очагового и генерализованного пародонтита

3. Клиника и дифференциальная диагностика пародонтита

4. Принципы комплексного лечения заболеваний пародонта

5. Роль ортопедических мероприятий в лечении заболеваний тканей пародонта.

Вопросы для контроля результатов усвоения материала

1. Каковы цели шинирования подвижных зубов?

2. Перечислите основные биомеханические принципы шинирования зубов.

3.Для каких целей применяется шинирование?

4.Назовите показания к включению подвижных зубов в шину.

5. От чего зависит выбор вида стабилизация и шинирующей конструкции?

Литература

1. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. М., 1984- с. 296-304.

2. Копейкин В.Н. Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. М., 1977 - с. 57-76.

3. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М., 1988- с. 307-317.

 

Практическое занятие № 6.

Тема занятия: Классификация шин. Сравнительная оценка съемных и несъемных шин.

Цель занятия: Ознакомить студентов с различными видами шин, применяемых при заболеваниях пародонта.

Содержание занятия

Ассистент демонстрирует студентам различные конструкции шин, сопровождая их при этом комментариями.

Шины, применяемые при заболеваниях пародонта, подразделяются на временные и постоянные, а также на съемные и несъемные.

Для временного шинирования используется лигатурное связывание зубов, а также шинирующие конструкции непосредственно изготавливаемые в полости рта больного из быстротвердеющих акриловых пластмасс и композитов. В ряде случаев пластмассовые шины могут армировать лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмассы. Временное шинирование проводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормального функционирования пародонта. Кроме того, оно необходимо для выяснения прогноза существования отдельных зубов, например, до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в постоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления результатов ортодонтического лечения как ретенционные аппараты.

В качестве временных шин могут использоваться «непосредственные» протезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими элементами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины, не требующие препарирования зубов и лабораторного изготовления, для чего используют быстротвердеющие пластмассы, композитные материалы либо армируют их лигатурной проволокой.

В отличие от них постоянные шины являются конструкциями лабораторного изготовления. Они могут быть съемными и несъемными. К несъменым относятся коронковые, полукоронковые, кольцевые, полукольцевые, вкладковые, или вкладочные, балочные и др.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.

Шины из коронок чаще применяются для шинирования боковых зубов, т.к. они неэстетичны, мешают проводить терапию десневых карманов. Поэтому необходимо, чтобы края коронок не соприкасались с десной. В этом отношении более выгодны шины из экваторных коронок.

Шины из полукоронок. Они эстетичны и обеспечивают хорошую иммобилизацию. Однако, во-первых, для их изготовления необходимо использование внутриротовых параллелометров. Во-вторых, у этих конструкций часто преждевременно нарушается фиксация.

Колпачковые шины представляют собой систему спаянных колпачков, покрывающих режущий край. язычную поверхность и достигающих экватора или шейки зуба. Эта шина проста в изготовлении, обеспечивает хорошую фиксацию и сравнительно эстетична.

Кольцевая шина представляет собой систему спаянных между собой колец, расположенных на зубах в области экватора. Имеет эстетический недостаток, неполностью иммобилизирует вертикальные смещения зубов.

Шина на корневых штифтах представляет собой металлическую пластинку, плотно прилегающую к оральной поверхности и фиксирующуюся штифтами, вводимым в корневые каналы. Шина обеспечивает хорошую иммобилизацию, однако требует депульпирования каналов.

Шина на парапульпарных штифтах (с панцирной накладкой) – металлическая пластинка, фиксирующаяся штифтами, расположенными в искусственных парапульпарных каналах, параллельных корневому каналу. Данная шина не требует депульпирования зубов.

Съемные шины представлены различными цельнолитыми или гнутыми непрерывными многозвеньевыми кламмерами, охватывающими группы зубов как с оральной, так и с вестибулярной стороны, и имеющими различные окклюзионные накладки.

Шина А.Т. Зелинского – представляет собой гнутый многозвеньевой вестибулярный кламмер на нижние передние зубы, соединенный с оральной пластинкой, прилегающей к язычной поверхности зубов. Ее аналогом является круговая шина Кеннеди, представляющая непрерывный литой вестибулярный кламмер для передних зубов.

Шина Эльбрехта явилась базовой конструкцией съемной шины. Она представляет собой единый вестибулярный кламмер на весь зубной ряд. Конструкция снабжена окклюзионными накладками и удерживающими отростками (плечами).

Шина Шпренга состоит из шинирующей полоски, перекрывающей язычную поверхность и режущий край передних зубов, продолжающейся в систему опорно-удерживающих кламмеров на боковых зубах и укрепленной металлическим соединением – дугой. Ван-Тиль предложил при использовании этой шины расширить полоску, закрывая часть вестибулярной поверхности пердних зубов.

В настоящее время в подобные конструкции вводятся когтевидные отростки (накладка) в качестве шинирующих элементов для передних зубов.

Несъемные шины, в отличие от съемных, блокируют зубы в трех направлениях, больные быстро привыкают к ним. Наконец, они почти не вызывают фонетических нарушений.

Вместе с тем указанные конструкции, как правило, неэстетичны, негигиеничны, не всегда удобны для консервативных и хирургических манипуляций в пародонтальных карманах. Кроме того, несъемные шины требуют радикальной подготовки зубов для их наложения.

Съемные шины вносят минимальные нарушения в эстетику внешнего вида больных и гигиеничны, так как упрощен доступ к ним. Однако они несут с собой нарушения речи, блокируют зубы только в двух направлениях (вестибуло-оральном и медиа-дистальном). Адаптация к таким конструкциям довольно длительна.

Ассистент обращает внимание студентов на то обстоятельство, что всем предъявленным требованиям не отвечает ни один из видов шин, а выбор вида шин обусловливается клинической картиной и лабораторными возможностями.

Схемы классификации шин, требования к шинам см. занятие № 7,8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...