Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цифры могут быть любые от 21 до 98, но без таких, как 20, 30, 22, 33 и им подобных. 2. Секундомер.




Порядок исследования. Возможны при слуховом и зрительном предъявлении запоминаемых чисел однократные и повторные исследования. Лучше давать оба варианта, но не подряд, а перемежая каким-либо другим исследованием.

Инструкция исследуемому. При слуховом предъявлении: «Я сейчас назову 12 двузначных чисел, Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить вес числа. Никаких, отметок карандашом делать не разрешается. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любом порядке. Приготовьтесь! Внимание! (Прочитать ряд чисел с паузами за 30 с, предварительно отработав темп.) Запишите числа, которые Вы запомнили».

При зрительном предъявлении: «На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 10 двузначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться возможно больше их запомнить. Для этого будет дано 30 с. Когда время кончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув ее, и по памяти запишите все эти числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Читайте... Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили».

Учет результатов. При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаем цифры, исправляет ли записанное (это разрешается, но учитывается при анализе). При опросе уточнить дано наблюдения и степень уверенности в правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно, было легче запоминать числа) при слуховом или зрительном предъявлении.

Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой экспозиции и при зрительной.

Анализ результатов. Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т. д. Важно также выявить, как и при механическом запоминании числового материала, определенные связи, которые устанавливает исследуемый между отдельными элементами представленного материала.

В наших исследованиях были получены следующие показатели: при слуховом предъявлении материала лучший результат — 7 чисел из 12, худший — 2. При вторичном воспроизведении (ретенции) соответственно 8 и 1.

При зрительном предъявлении лучший результат – 9 из 12, худший — 3. При вторичном воспроизведена: лучший результат был 10, худший — 0.

Примеры краткой характеристики выполнения зада­ния. Исследуемый И. при слуховом предъявлении вос­произвел правильно-7 чисел из 12. При опросе выяснилось, что он для лучшего запоминания «расположил их в уме» в возрастающем порядке и по сходству последней цифры. Записывал быстро, видимо, вспоминал их легко.

Исследуемый 3. при зрительном предъявлении таблицы чисел просматривал ее внимательно, иногда шеи лил губами. Из 12 чисел воспроизвел только 3. При опросе выяснилось, что никакого способа для улучшения запоминания не употреблял.

Задание 3 Заполнить таблицу в дневнике самовоспитания

  № п\п   Развиваемые психологические процессы и свойства личности     Дата, место и время выпол- нения упражнения   Название и ход выполнения упражнения   .     Результаты упражнения: .   Примечание: эмоциональное состояние до и после выполнения упражнения    
  Мнемические процессы: Память на цифры Память на слова Память на образы (зрительные, звуковые, кинестетические Работа в компьютерной программе «Super память» «Таблицы Шульте»,          

11. Задание 3 Подготовить сообщение.

Представление и память. Приведите примеры на их взаимосвязь.

Рефлексия

Сформулируйте основные виды своей деятельности в ходе изучения данной темы. Назовите основные полученные результаты. Сформулируйте свое личностное приращение по теме.

Тема 3.3. Процессы мышления и во­ображения с использованием тестовых заданий, практической работы

Задание 1 Тест

Прочитайте внимательно, выберите ключевое слово для дополнения суждения

1. ............... -это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза..
А) Мышление
Б) Восприятие
В)Память

Г)Ощущение

2.................соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в связях и отношениях.
А) Мышление
Б) Память
В) Внимание

Г) Воображение

3. ................соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в связях и отношениях.
А) Мышление
Б) Память
В) Внимание

Г) Воображение

4.................- это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме............ выражается в практическом разложении предметов на части.
А)Анализ
Б)Обобщение
В)Сравнение

Г)Абстракция

5. Особенности.............................. проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления характерна для детей до 3 лет. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

А)Предметно-действенного мышления.
Б)Наглядно-действенного мышления
В)Словесно-логического мышления.

Г) Восприятия

6. ………..-расстройство памяти, неспособность к воспоминанию

а) Амнезия

б). Дебильность

В) Имбицильность

Г) Идиотия

7.………-ребенок здоров, но есть недоразвитость психики, задержка ее развития.

А) Амнезия

Б) Олигофрения

В) Имбицильность

Г) Идиотия

Задание 2 Лабораторно практическая работа. Изучение индивидуальных особенностей мышления и воображения.

Обобщения

Задача исследования. Демонстрация, проверка и сравнительная оценка способности к обобщению. Исследование может проводиться по двум вариантам.

Первый вариант. «Исключение лишнего» Оборудование. Листок с двумя рядами слов типа:

1) школа, училище, техникум, заяц, институт;

2) объяснение, беседа, лекция, задание, наблюдение Лучше давать близкие варианты рядов слов:

1) футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло; футбол, хоккей, ручной мяч, бадминтон, баскетбол;

2) собака, корова, овца, лось, кошка; собака, корова, овца, лось, лошадь;

Енисей, Обь, Печора, Лена, Амур; Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон.

Порядок исследования и инструкция исследуемому. «Перед Вами два ряда слов. Прочтите эти слова и в каждом ряде вычеркните то слово, которое считаете лишним; объясните, что объединяет оставшиеся слова».

Учет и анализ результатов. Анализируется правильность вычеркивания слов и мотивы объединения других слов в общие группы.

Для групповой психодиагностики необходим бланк, на котором не менее 10 рядов слов. Групповое исследование прекращается, как только кто-нибудь из исследуемых закончит решение последнего ряда; остальные ранжируются по числу заполненных рядов.

Второй вариант. «Составление рядов с одним лишним»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...