Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

37. Общая характеристика некоммерческих организаций




37. Общая характеристика некоммерческих организаций

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не преследуют в своей деятельности цель извлечения прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, границы которой определяются указанными в их учредительных документах целями создания соответствующего юридического лица. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую таким целям (ст. 50 ГК РФ). При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество по общему правилу не передается ее участникам, а направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, для которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использовать имущество ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (исключения составляют некоммерческие партнерства, учреждения и потребительские кооперативы).

Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, предусмотренный в § 5 гл. 4 ГК РФ, не является исчерпывающим. Он существенно дополнен Законом о некоммерческих организациях и иными законами. В ГК РФ закреплена деятельность потребительского кооператива, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, учреждений, ассоциаций (союзов). Специальным законом определяется статус объединения работодателей, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, торгово-промышленной палаты, товарной биржи, товарищества собственников жилья.

 

38. Гражданско-правовой статус учреждения

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

Как организационно-правовая форма юридического лица, учреждение занимает особое место в системе юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями.

Отличительные признаки:

1) учреждение может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами;

2) оно не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество;

3) закреплению переданного учреждению его собственником имущества посвящено специальное правило ст. 296 ГК РФ.

Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные, неслучайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы, высшие учебные заведения и т. д.

В некоторых случаях отдельным видам учреждений законом предоставлено право создания хозяйственных обществ без получения указанного разрешения собственника. При этом процедура получения разрешения собственника имущества учреждения замещается информированием такого собственника в уведомительном порядке. В частности, право создания хозяйственных обществ в упрощенном порядке предоставлено некоторым бюджетным образовательным учреждениям (п. 8 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). При этом таким учреждениям законом предоставлено также право внесения в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в их оперативном управлении.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Данное правило содержится в п. 2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях. При этом в названной статье установлен прямой запрет на учреждение некоммерческой организации одним лицом только для некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов).

В зависимости от субъекта права собственности, создавшего учреждение, различают:

- частные (могут быть созданы гражданином или юридическим лицом);

- государственные (создаются Российской Федерацией, субъектом Федерации)

- муниципальные учреждения (создаются муниципальным образованием. Последние, в свою очередь, могут быть как бюджетными, так и автономными).

Единственным учредительным документом частного учреждения является утвержденный собственником имущества (при совместном учредительстве - всеми собственниками) устав (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется Законом о некоммерческих организациях. С учетом ст. 9 данного Закона частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Создание некоммерческой организации в форме частного учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Такое учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленных Законом о некоммерческих организациях особенностей, затрагивающих порядок государственной регистрации некоммерческих организаций. Следует отметить, что решение о государственной регистрации частного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (уполномоченный орган). На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации федеральный орган исполнительной власти (регистрирующий орган) в соответствии со ст. 2 Закона о регистрации осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

Важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником его имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью.

В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены. Так, бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

В отличие от бюджетных учреждений правовое положение и деятельность автономных учреждений более детализированы специальным законом «Об автономных учреждениях» В частности, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Автономное учреждение может быть образовано путем его создания или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.

Законом об автономных учреждениях установлены дополнительные требования к органам управления таких учреждений. В качестве обязательных органов управления автономным учреждением предусмотрены:

- руководитель;

- наблюдательный совет;

- иные предусмотренные законом и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и др. ).

Особенность ответственности как самого учреждения, так и его учредителя определяется его типом.

Учреждение, как частное, так и бюджетное, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Автономное же учреждение, напротив, отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Однако взыскание по обязательствам кредиторов не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, как закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, так и приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

При недостаточности денежных средств у учреждения, как частного, так и бюджетного, субсидиарную, т. е. дополнительную, ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Особенность субсидиарной ответственности в том, что до предъявления требования к субсидиарному должнику, т. е. собственнику имущества, кредитор должен предъявить требование к основному должнику, т. е. учреждению. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Субсидиарными должниками по обязательствам учреждений по общему правилу выступают публичные образования - Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, где от их имени выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам Бюджетного кодекса РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...