Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

41. Правосубъектность публично-правовых образований




41. Правосубъектность публично-правовых образований

Государство подразделяется на субъекты различных уровней. Российская Федерация и субъекты Федерации являются государственными образованиями. Муниципальные образования осуществляют функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом (ст. 132 Конституции РФ) обладают функциями публичной власти. Соответственно государственные и муниципальные образования обозначают общим понятием публично-правовые образования.

Публично-правовые образования являются самостоятельными субъектами гражданского права, существующими наряду с физическими и юридическими лицами. Согласно действующему законодательству на государство и другие публично-правовые образования распространяются правила, которые определяют участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Особенности гражданско-правового статуса публично-правовых образований:

- публично-правовые образования принимают нормативные акты, которыми руководствуются сами и должны руководствоваться остальные субъекты гражданских правоотношений;

- публично-правовые образования принимают административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

- в имуществе публично-правовых образований выделяется казна, т. е. имущество не распределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Данные особенности влияют на определение правосубъектности публично-правовых образований.

Правосубъектность государства и публично-правовых образований нельзя считать ни общей ни специальной. Она в некоторых случаях уже, а в некоторых шире правосубъектности физических и юридических лиц. По этому правосубъектность публично-правовых образований носит целевой характер.

От имени государства и публично-правовых образований действуют государственные или муниципальные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица.

По своим обязательствам публично-правовые образования отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями или изъятого из оборота.

Публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом.

Государство несет ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц.

 

42. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Государство участвует в гражданском обороте как в опосредованной форме, так и непосредственно.

Опосредованное участие состоит в том, что государство участвует в нем через специально созданные для этих целей юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством (государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения).

Непосредственное участие в гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства (ст. 125 ГК РФ). От имени государства могут выступать как представительные, так и исполнительные органы. Например, РФ представляют: Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущества РФ, а также соответствующие им органы.

1. Участие государства и публично-правовых образований в вещных правоотношениях. РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях. В ряде случаев они становятся собственниками имущества при прекращении права частной собственности на него по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК РФ (в отношении бесхозяйных вещей), 228 ГК РФ (находок), 231 ГК РФ (безнадзорных животных), 233 ГК РФ (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 ГК РФ (при реквизиции), 243 ГК РФ (при конфискации), а также в иных случаях. Государство и публично-правовые образования могут участвовать в общей долевой собственности (иметь жилые помещения в кондоминиумах). Как собственники имущества они вправе создавать юридические лица и наделять их имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

2. Участие государства и публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях. Государство и публично-правовые образования выступают участниками сделок, совершаемых уполномоченными лицами от их имени. Указанные субъекты могут:

- заключать сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации;

- выступать в роли государственных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных нужд, заемщиков и заимодавцев в договорах займа или кредита;

- заключать договоры поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом в интересах более эффективного его использования;

- заключать соглашения о разделе продукции частным инвестором;

- выступать в качестве участников сделок при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг (облигаций, жилищных сертификатов, долговых обязательств);

- выступать участниками многосторонних (договор о совместной деятельности) и односторонних (организация тотализаторов и лотерей) сделок;

- выступать в наследственных отношениях – в роли наследника как по завещанию, так и по закону.

3. Участие государства и публично-правовых образований в гражданских отношениях в качестве субъектов ответственности. Государство и публично-правовые образования могут быть привлечены к ответственности за нарушение прав и интересов других участников этих отношений. Они могут быть субъектами внедоговорной ответственности за вред, причиненный в определенных ситуациях. Так подлежит компенсации:

- вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту;

- вред, причиненный гражданину в результате необоснованных репрессий;

- вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения пол стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- убытки, причиненные собственнику имущества, в случае принятия РФ закона, прекращающего право собственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...