Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция классического представления о товаре




Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночной экономике. Соответственно современная рыночная экономика — это система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Основными условиями возникновения рынка являются об­щественное разделение труда и специализация. Первое из них означает, что в любом, более или менее многочисленном сообще­стве людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресур­сами и всеми экономическими благами. Различные группы про­изводителей занимаются разными видами хозяйственной дея­тельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, опреде­ляется принципом сравнительного преимущества, т.е. способ­ностью производить продукцию при относительно меньшей сто­имости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными на­выками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресур­сами. Например, два человека, Аи В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель Б соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъек­та А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная сто­имость пары обуви равна четырем платьям. Относительно мень­шая альтернативная стоимость (издержки упущенных воз­можностей) производства обуви — у производителя А. Следова­тельно, ему следует полностью сосредоточиться (специализиро­ваться) на производстве обуви, другому производителю целесо­образнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у производителя В. Принцип сравнительного преиму­щества объясняет как процессы специализации в рамках от­дельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественно­го разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам произво­дитель решает, что производить, как производить, кому и где про­давать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим част­ной собственности. На этом необходимо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями? Конечно, нет. Кто ста­нет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую про­дукцию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; произ­водитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); не существует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заста­вить производить картофель путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерар­хической системы хозяйства. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко ус­танавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последую­щей продажи на самых оживленных точках вашего города. Одна­ко для этого необходимо получить разрешение санитарно-эпиде­миологической службы на подобную деятельность и лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам. Если все эти трансакционные издержки по предварительным рас­четам окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пиро­жных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные из­держки определяют условия и границы рыночной деятельности.

Важным условием возникновения рынка является также свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение тру­да, специализация и обмен могут существовать и в иерархичес­ких системах, где центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) поряд­ках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и бу­дут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффектив­ные направления их деятельности.

Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграниче­нию экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве, экономическое благо является ред­ким благом. Именно соотношение между потребностью и доступ­ным для распоряжения количеством благ делает их экономичес­кими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, деревья для постройки жилища не являются для вас экономическим бла­гом, так как их количество во много раз превышает вашу потреб­ность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне.

Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это эконо­мическое благо, предназначенное для обмена, не указывая, одна­ко, на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда.

Важнейшими характеристиками товара являются его потре­бительная и меновая стоимость.

Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность человека, определяют ее потребительную стоимость, которая может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить сред­ством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель удовлетворяют потребность в пище, ткань — потреб­ность в одежде и т.д. Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в ис­точнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, име­ющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь могла стать товаром, она должна быть предназначена для обмена. Необходимо отметить, что потребительная стоимость товара дол­жна не только удовлетворять потребности того, кто ее произвел, но и поступать для потребления другим людям через обмен.

Меновая стоимость — это количественное отношение, в кото­ром потребительные стоимости одного рода обмениваются на по­требительные стоимости другого рода (например, один кирпич обменивается на 20 кг зерна). Сторонники трудовой теории сто­имости считали, что товары в определенных количествах прирав­ниваются друг к другу потому, что они имею общую основу — труд. Однако современная экономическая теория считает, что в основе обмена лежит не трудовая стоимость, а полезность товара.

Согласно теории трудовой стоимости, непосредственным из­мерителем трудовых затрат является рабочее время. При этом стоимость товара будет определяться не индивидуальным рабо­чим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно необходимым рабочим временем, т.е. временем, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормаль­ных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда». Тогда возникают воп­росы: это труд простой или сложный, квалифицированный или неквалифицированный, умственный или физический, чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Четкого ответа трудовая теория на эти вопросы не дает.

Кроме того, согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уро­вень затрат труда, и стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. Однако сторонники тео­рии предельной полезности полагают, что если товар приобрета­ется на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необхо­димые, а потому, что данный товар для покупателя обладает оп­ределенным полезным эффектом; покупатель ценит этот товар. А ценность — это категория во многом субъективная. Следова­тельно, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Таким об­разом, трудовая стоимость — лишь фактор, а действующая сто­имость (ценность) определяется лишь на рынке и вне его не су­ществует.

По мнению сторонников теории предельной полезности, толь­ко полезность товара может придать затратам труда так назы­ваемый общественно необходимый характер.

Сторонники теории трудовой стоимости понимали, что без по­требительной стоимости, без общественной полезности блага не­возможно вообще существование категории товара. Речь идет о другом — о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это — объективное свойство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выя­вить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, стоимость (ценность) есть прежде всего категория обмена.

Расхождение теории предельной полезности с теорией трудо­вой стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей, или полезностей. Что полезнее — яблоко или скрипка? Конечно, в такой абстрактной постановке ответить на этот вопрос нельзя. Но в каждом конкретном слу­чае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления сопоставление полезно­го эффекта постоянно происходит. Вообще без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных мате­риальных и духовных благ никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

Обратимся к характеристике проблемы стоимости (ценности) в свете теории предельной полезности, которую разрабатывали У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Э. Бём-Баверк, К. Мен-гер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Ита­лия) и другие экономисты.

Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разре­шить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни, сдвиги в спросе и предложении и вообще в том разделе экономической науки, который сейчас принято называть теорией потребительс­кого выбора.

Представители теории предельной полезности, выводя цен­ность из полезности, считают необходимым выделить два вида полезности:

а) абстрактную, или родовую, полезность, т.е. способность бла­га удовлетворять какую-либо потребность людей; б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зави­сит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степень интенсивности потребности).

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Бём-Баверка служит позаимствованный им из работ Менгера пример с пя­тью мешками зерна, которыми обладает отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения са­мой насущной потребности — в пище, второй — для улучшения питания, третий — для откорма домашних птиц, четвертый — для изготовления пива, пятый — для забавы (кормления попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник фактически отказался бы лишь от кормления попугаев, т.е. от удовлетворе­ния наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. Следова­тельно, полезность последней единицы каждого блага, т.е. едини­цы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной теории, субъективная оценка каждого блага человеком непос­редственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и в конечном счете тоже определяются предельной полезностью.

А. Маршалл соединил теорию предельной полезности с теори­ей спроса и предложения и с теорией издержек производства, сведя определение стоимости и цены к выяснению взаимодей­ствия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предель­ная полезность), так и предложения (издержек производства то­вара). По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется его полезностью и издержками производства.

Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства (труда, капитала, земли), масш­таба его применения и в целом — величину издержек производ­ства. Стоимость готового товара вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства (поэтому этот под­ход в экономической теории, дополненный теорией предельной полезности, называется концепцией вменения).

Рассмотренные в этом разделе теоретические положения име­ют большую практическую ценность и значение при решении конкретных маркетинговых проблем с учетом особенностей от­раслей народного хозяйства, включая и строительство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...