Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проективная методика «Дождь в сказочной стране»




Проективная методика «Дождь в сказочной стране»

Авторы данной методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов разработали процедуру, выявляющую эмоциональное реагирование человека на действие символического стрессогенного фактора, в этом случае — дождя. Методика исследует способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам.

В каких ситуациях психологу необходима информация о способности человека к противостоянию негативным влияниям?

Во-первых, в ситуациях, когда необходимо составить прогноз социальной адаптации ребенка или подростка (например, для выпускников школ, учебно-воспитательных учреждений); оценить, имеет ли подросток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности.

Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации ребенка или подростка. В этом случае оценка способности к противостоянию «трудным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психологической коррекции.

В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится показателем профессиональной пригодности.

Применение этой процедуры со­вместно с другими тестами позволяет психологу ответить на следующие вопросы:

1. Каким образом изучаемый отреагирует на ситуацию стресса?

2. Какими личными ресурсами он располагает, чтобы функционировать
в среде, вызывающей беспокойство?

3. Может ли тестируемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство?

4. Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует
в трудных для него ситуациях?

Авторы методики утверждают, что до 8—9 лет рисунки на эту тему являются малоинформативными.

Организация процедуры тестирования

Материалы: лист белой бумаги формата А4;

Инструкция: «Нарисуйте дождь в сказочной стране».

Время рисования: обычно 20—25 минут.

После рисования психолог организует обсуждение.

Примеры вопросов психолога:

1. Расскажите об этой сказочной стране. Что там произойдет после того, как дождь закончится?

2. Как относятся к дождю жители сказочной страны?

3. Что дает дождь жителям сказочной страны?

4. Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь…».

Психологический анализ рисунка «Дождь в сказочной стране»

 

Цель психологического анализа рисунков «дождливой серии» — понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.

Таблица психологического анализа рисунка

Признаки ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране» Информативность признаков
Эстетика рисунка Рисунки преимущественно эстетичны, выполнены с любовью, аккуратно, старательно
Сюжет рисунка Сюжет рисунка часто отражает благоприятную для автора ситуацию, в которой он чувствует себя комфортно и защищено; в которой восстанавливает свои силы
Образы рисунка Образы рисунка символизируют либо наиболее гармоничные способы защиты, либо представление о том, что несет комфорт и безопасность
Цвет При раскрашивании преимущественно используются предпочитаемые цвета. Даже капли дождя могут становиться разноцветными, приятными, безопасными

 

Если автор согласиться сочинить историю или сказку, у психолога появится дополнительная информация о том, какие ресурсы можно задействовать для противостояния неблагоприятным воздействиям.

Рисунок «Дождь в сказочной стране» является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную, идеальную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне.

Методика позволяет собрать информацию в основном о состоянии потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения, самоактуализации и личностного совершенствования.

Одной из важных психологических задач в данном аспекте будет работа над стилем реагирования и поведения в условиях неблагоприятной ситуации. Таким образом, будет идти работа над совершенствованием потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения.

Другой важной задачей является формирование философского отношения
к стрессовым ситуациям, понимание их причин и перспектив. Через это будет осуществляться работа с потребностью самоактуализации и личностного совершенствования.


 

Приложение 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...