Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 26. Понятие лидерства. Лидер и менеджер. Основные принципы и методы руководства




Лидерство-умение вести за собой. В психологии различают понятие "лидерство" и "руководство". Руководство всегда связано с официальной властью. Лидер также является руководителем, но он не командует, а ведет за собой. А люди становятся не подчиненными, а последователями, разделяющими взгляд. Лидерство-прежде всего неформальные отношения. Лидерство - психологическое явление, талант.

Основные принципы правильного руководства. Наибольший вклад в разработку принципов правильного руководства внес Гарри Юкл. Его теория включает следующие принципы: 1.принцип – Главный акцепт на производство. 2.принцип – Чуткость и внимательность. 3.принцип – Воодушевление подчиненных. 4.принцип – Похвала и признание. 5.принцип – Вознаграждение за деятельность. 6.принцип – Участие подчиненных в принятии решений. 7 принцип – Передача полномочий. 8.принцип – Разъяснение ролей подчиненным. 9.принцип – Постановка целей. 10.принцип – Обучение персонала. 11.принцип – распространение информации. 12.принцип – Решение проблем. 13.принцип – Планирование. 14.принцип – Координация действий. 15.принцип – Привлечение консультантов. 16.принцип – Налаживание благоприятного климата в коллективе. 17.принцип – Управление конфликтами. 18.принцип – Дисциплина и критика.

 

Имидж - собирательное понятие. Это облик менеджера, т.е. та форма поведения человека, благодаря которой "на люди" выставляются перспективные личностные и деловые характеристики. Наиболее приоритетными среди них следует воспитанность, эрудицию, профессионализм.

Следовательно, менеджеру необходимо обладать определенными качествами, манерами, умением правильно руководить трудовым коллективом, максимально эффективно использовать творческие способности каждого из работников, добиваясь тем самым гибкое реагирование на требования заказчиков.

Ввиду служебных обязанностей, менеджеру необходимо уметь убеждать, вовлекать коллектив на решение стоящих перед ним задач, поэтому очень важно научиться использовать нужный тон в деловом общении, обладать умением отдавать распоряжения. Распоряжение менеджера будет эффективно выполнено в том случае, если оно не только понято подчиненным, но и осознанно принято им. Следует вызывать интерес работника к заданию, показав ему ту пользу, которую получит лично он и коллектив в результате его выполнения. Распоряжения даются только в двух формах, а именно приказа и просьбы. Необходимо использовать эти формы в соответствии с ситуацией, но важно понимать, что просьба воспринимается подчиненным с большим желанием и выполняется охотнее, чем приказ.

Одним из основных коммуникационных умений менеджера является конструктивная критика своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе.

Менеджер должен чётко понимать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для повседневной жизни. Не следует забывать и о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, необходимо полностью управлять своими эмоциями, а также стрессами. Важно иметь свой собственный стиль поведения, благородный образ, имидж, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Имидж руководителя - это продолжение имиджа организации. Всегда следует помнить о том, что имидж менеджера и имиджа организации - две взаимосвязанные вещи и подкрепляют друг друга.

Успех в коммерческой деятельности зависит не только от уровня власти, но и от силы личного авторитета менеджера.

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется менеджер у своих подчиненных, вышестоящего руководства и просто коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия личностных качеств менеджера установленным требованиям. Авторитет необходимо определять как систему отношений, ценностей и результат работы.

Авторитет менеджера, связанный с исполнением собственных основных функций согласно занимаемой должности, обязательно должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. Поэтому необходимо различать два источника авторитета: официальный, который определяется занимаемой должностью (должностной статус); реальный авторитет - это неоспоримое доверие и уважение (субъективный статус).

Менеджер, обладающий авторитетом, располагает к себе людей, оказывает на них положительное влияние. Очевидно, что к решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по разному. В первом случае распоряжение принимается без внутреннего противоречия, с готовностью выполняется.

Распоряжения неавторитетного менеджера всегда вызывают чувство внутреннего сметения, а недоверие к такому менеджеру оборачивается и недоверием к его решениям.

Требования, предъявляемые к руководителю при формировании имиджа:

1. Руководитель всегда должен помнить, что его личный пример является важнейшим средством влияния на подчиненных. Прежде всего, он не должен допускать расхождения слова и дела.

2. Менеджеру следует избегать предубеждений, ему необходимо быть объективным и справедливым в общении с людьми, поддерживать нормальные отношения со всеми работниками, не выделяя никого из них.

3. Для поддержания нормального морально-психологического климата в коллективе руководителям стоит устанавливать и поддерживать контакты с неформальными лидерами.

4. Соблюдение норм и правил этикета - важнейшее требование к поведению руководителя.

5. Вместе с нравственными качествами руководителю важно обладать и необходимыми для управленческой деятельности психологическими задатками.

Выделяют следующие типы имиджа:

· Зеркальный - это имидж, который характеризуется представлением нас о самих себе.

· Текущий - такой тип имиджа который можно назвать как "взгляд со стороны".

· Желаемый - отражение того типа имиджа, к которому стремится менеджер.

· Корпоративный - представляет собой имидж всей организации, а не конкретного подразделения или личности.

· Множественный - этот представляет из себя сочетания множества независимых направлений имиджа в одной корпорации.

· Харизматический - как правило, такой тип имиджа приписывают вождям, лидерам.

· Закрытый - представляет из себя возможность вписывать закрытые, собственные черты.

· Мифологический - имидж, который определяется системой сложившихся в обществе мифов.

Личный имидж менеджера обычно рассматривается как свидетельство того, каким человек сам себе представляет. Можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться для создания эффективного имиджа менеджера.

Одежда и наружность. Суть умения хорошо одеваться в том, чтобы одежда подходила к конкретному случаю. Это означает, что здесь нет непререкаемых правил. Практичность - это самый важный показатель соответствия.

Выделяются также сугубо пространственные (невербальные) моменты, которые позволяют отличить лидеров от подчиненных. В европейской культуре лидер всегда располагается вне остальных. Такая позиция "вне и над" (как, например, при публичном выступлении), или "вне и впереди" (например, в разных шествиях, походах войск и т.д.) позволяет выделить любую фигуру в качестве лидера. Эти факты были выделены рядом ученых, однако еще задолго до этого множество людей понимало это на интуитивном уровне.

Очевидно, что позиции лидера, - это позиция вне толпы и над ней, однако отделение и обособление лидера от последователей должно быть детально определено, потому как одновременно с демонстрацией своей исключительности, лидер должен продемонстрировать своим последователям, что такой же, как они. Такое сходство лидера и последователей может проходить в двух ракурсах.

Прежде всего, последователи желают видеть своим лидером того человека, который разделяет их убеждения и идеалы, моральные нормы.

Так же, менеджер должен стремиться показать, что он – самый обыкновенный человек, с такими же потребностями, слабостями, привычками.

Стратегия "я один из вас" позволяет менеджеру добиться чувства близости с подчинёнными.

Итак, все представленные правила являются достаточно универсальны и способны в той или иной мере использоваться любым руководителем. Однако лидерские стратегии обязательно должны изменяться в зависимости от особенностей самого менеджера, характера его аудитории и сложившейся ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...