Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Принципы организации денежного хозяйства предприятия.




Необходимость прогнозирования и планирования деятельности хозяйствующих субъектов является одним из принципов организации финансов предприятий. Каждый вид планов решает свою задачу. Стратегический план призван определить глобальную цель развития предприятия и определить необходимые инвестиции для достижения поставленной цели. Бизнес-план определяет инвестиционную привлекательность проекта или идеи. Бюджет предприятия – основной план развития на предыдущий финансовый год – показывает как будет развиваться предприятие в краткосрочном периоде.

Для успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики необходимо, чтобы все звенья планирования разрабатывались на каждом предприятии. К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях РФ пока отсутствует.

Термин «планирование» можно рассматривать с макро- и микроэкономических позиций.

С макроэкономической точки зрения «планирование» означает определение природы происхождения и теории развития фирмы.

С микроэкономических позиций «планирование» - это умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия. Планирование в этом случае выступает функцией менеджмента.

Отсутствие системы планирования на предприятиях сопровождается обычно принятием ошибочных управленческих решений, и как следствие этого, снижается конкурентоспособность предприятия, нарушается координация действий между его подразделениями, уменьшаются возможности маневра на рынке производимых товаров и услуг.

Однако введение процесса планирования на предприятиях не означает быстрого решения всех проблем и тем более не является панацеей от всех бед. Как показали исследования английского специалиста по планированию Р. Финна, успех приносит лишь долговременный опыт планирования, который превышает два года. Планирование создает стабильность в развитии предприятия и не приводит к резкому улучшению деятельности. Крупный успех достигается лишь в 6% случаев.1

Таким образом, процесс планирования поддерживает потенциал предприятия на таком уровне, чтобы оно могло стабильно и экономически эффективно развиваться.

Характер и содержание плановой деятельности определяют основные принципы планирования:

- единства,

- участия,

- непрерывности,

- гибкости,

- точности.

Процесс планирования на предприятии должен производиться по схеме, представленной на рис. 2.

Рассмотрим классификацию планирования (рис.).

 

Типы

планирования

 
 


В зависимости от В зависимости от

длительности горизонта временной

планирования ориентации идей

 
 

В зависимости от В зависимости от

ориентации на степени

конкретные цели неопределенности

развития предприятия в планировании

долгосрочное

планирование

стратегическое планирование

среднесрочное планирование при достаточности

планирование информации и

тактическое определенности

краткосрочное планирование развития макро-

(оперативное) экономической

планирование среды

 

планирование при

планирование, планирование, недостатке информа

нацеленное ориентирующееся ции и неопределен

только на прошлое только на будущее ности развития

макроэкономической

среды

планирование,

приспосабливающееся планирование,

только к настоящему ориентированное

на взаимодействие

всех лучших идей

планирования

 

Рис. Классификация планирования

Таким образом, становится понятно различие между долгосрочным и стратегическим планированием.

 

Вопрос 2. Стратегическое финансовое планирование на предприятиях.

Стратегия предприятия – это совокупность его главных целей и основных способов их достижения. Но поставить цель – это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить из реальных возможностей развития фирмы. Иначе говоря, стратегическое планирование один из видов управленческой деятельности, направленный на:

- совершенствование инвестиционной политики предприятия;

- адаптацию предприятия к внешней среде;

- организацию координации подразделений предприятия;

- прогнозирование развития предприятия.

Стратегическое планирование - это в первую очередь взаимосвязь с направлением развития предприятия в конкретный период времени. А долгосрочное планирование является лишь способом удлинения периода времени при планировании.

Стратегическое планирование возможно на таком предприятии, которое имеет команду высококвалифицированных менеджеров, способных на основе высокой ответственности комплексно подойти к проблемам предприятия и проблемам его взаимодействия с макроэкономической средой, а также решить их.

Долгосрочное планирование может осуществляться на любом предприятии, имеющем экономическую службу.

Необходимо отметить, что стратегическое планирование бывает как долгосрочным, так и среднесрочным. Второй способ особенно характерен для российских предприятий, разрабатывающих стратегию на 3 – 5 лет. Зарубежные фирмы имеют план стратегического развития на 10-15 лет.

Тактическое планирование направлено на организацию распределения ресурсов для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды времени. Если стратегическим планированием занимаются менеджеры высшего управленческого звена, то тактическое планирование может осуществляться средним и низшим звеном.

Таким образом, стратегическое и тактическое планирование имеют следующие коренные отличия:

1) предметом исследования стратегического планирования является вопрос: «Что хочет добиться предприятие?» Тактическое планирование отвечает на вопрос: «Как это сделать?»;

2) стратегическое планирование более субъективно, чем тактическое, т.к. во многих случаях базируется на системе экспертных оценок. Тактическое планирование основано на конкретной информации, количественно и качественно измеримой;

3) тактические решения менее подвержены риску, чем стратегические, поскольку тактические решения касаются в основном внутренних проблем предприятия, поддающихся регулированию, а стратегические – в основном внешних, на которые предприятие иногда не может влиять;

4) тактические решения легче оценить в денежном выражении, чем стратегические.

Итак, стратегическое планирование является исходным пунктом всей системы планирования на предприятиях, предусматривает разработку главных целей и основных способов их достижения.

Стратегическое планирование делится на 3 этапа:

5. анализ исходной ситуации на предприятии;

6. разработка миссии и целей предприятия;

7. выработка стратегических мероприятий как конечный результат разработки стратегии.

Стратегические мероприятия оцениваются в денежной форме. Полученная сумма представляет собой тот необходимый объем инвестиций, который необходимо вложить в предприятие для выполнения стратегических целей.

Стратегические мероприятия подразделяются на инвестиционные проекты. Для каждого инвестиционного проекта необходимо составить бизнес-план, который покажет окупаемость инвестиций. В некоторых случаях на предприятии может быть не несколько, а всего один проект и соответственно один бизнес-план. После составления бизнес-планов, стратегические мероприятия ранжируются по своей эффективности. Те проекты, которые быстрее окупаются и (или) имеют более высокие показатели рентабельности и ликвидности внедряются в первую очередь.

Вопрос 3. Оперативное планирование деятельности предприятий:

Вопрос 3.1 Разработка бизнес- плана инвестиционного проекта

Разработка бизнес-плана не подменяет составление бюджета предприятия.

В зависимости от типа источников финансирования, бизнес-планы могут быть двух видов: для внешнего инвестора и внутренний бизнес-план.

Бизнес-план для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, инвестиционная компания, любое физическое или юридическое лицо, должен состоять из следующих разделов:

1. Характеристика предприятия;

2. План маркетинга;

3. План производства;

4. Финансовый план.

Бизнес-план для внутреннего использования составляется в том случае, когда предприятие желает использовать часть своей чистой прибыли в виде инвестиций в свой собственный бизнес. В этом случае бизнес-план включает все разделы кроме первого «Характеристика предприятия».

После обоснования эффективности инвестиций необходимо составить бюджет предприятия, т. е. план его развития на последующий год с включением результатов стратегического планирования и бизнес - планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...