Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация социальных групп




Все многообразие социальных групп можно классифициро­вать в зависимости от:

- размеров группы,

- социально значимых критериев,

- типа идентификации с группой.

номинальные группы. Их выделяют только для статистичес­кого учета населения, и потому у них есть второе имя — соци­альные КАТЕГОРИИ.

 

Пример:

- пассажиры пригородных поездов;

- состоящие на учете в психдиспансере;.

- покупатели стирального порошка "Ариэль";

- монородительские, многодетные или малодетные семьи;

- имеющие временную или постоянную прописку;

- проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.

Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.

Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы пра­вильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

реальные группы. Они называются так потому, что критери­ем их выделения служат реально существующие признаки:

- пол мужчины и женщины;

- доход — богатые, бедные и зажиточные;

- национальность русские, американцы, эвенки, турки;

- возраст дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

- родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;

- профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослу­жащие;

- место жительства горожане, сельские жители, земляки.

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социаль­но значимых. Таких признаков гораздо меньше, чем статистичес­ких (о них говорят как о счетном множестве).

Поскольку это реальные признаки, то они не только суще­ствуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделя­ют три типа и называют их главными:

- стратификационные рабство, касты, сословия, классы;

- этнические расы, нации, народы, народности, племе­на, кланы;

- территориальные выходцы из одной местности (земля­ки), горожане, селяне.

Однако с неменьшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы го­ворим о межнациональных конфликтах, которые захлестнули XX век. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной соци­альной проблемой, которую человечество неспособно разре­шить на протяжении многих тысячелетий. Мы говорим, нако­нец, о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, положении в обществе и вспоминаем в связи с этим патриархат и феминизм.

Таким образом, можно заключить: реальные группы — это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра соци­альных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки моз­гов", связанная с реальными группами, выделенными по терри­ториальному признаку, беспокоит не только кабинетных уче­ных, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся агрегаты. Так называют со­вокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков.

К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общ­ность людей. Искусственной она называется потому, что организа­ция создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и на­казание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. — виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч че­ловек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек). По существу, социальные орга­низации — промежуточный между большими социальными груп­пами и малыми группами тип объединения людей. Иными слова­ми, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые груп­пы, а все другие — к вторичным.

малые группы — небольшие по численности совокупности лю­дей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимо­действием.

 

Словарик

Series — слабо связанный между собой конгломерат индиви­дов, где каждый определяет свою принадлежность к группе от­талкиванием от остальных.

Nexus — социальный узел, где каждый знает не только то, что он принадлежит к группе, но и то, что другие члены группы представляют, что он принадлежит к ней. В конечном итоге со­здается сплоченная группа.

В таком случае все типы групп можно расположить на шкале, полюсами которой выступят series и nexus.

Источник: Laing К. Series and Nexus in the Family: Problems of Modern Society. F Sociological Perspective. L., 1972.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению со­циальных групп, уточним термин "социальная общность". Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют ее как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услуга­ми, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлет­воряют общие потребности [3, с.245]. I

Выделим ключевые понятия:

НОМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

МАЛЫЕ ГРУППЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

АГРЕГАТЫ

 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

семья — наименьшая кровнородственная группа людей, свя­занных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец,

мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды

объединялись в кланы.

клан _ группа кровных родственников, носящих имя предпо­лагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на зем­лю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобыт­ного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объе­динившись, составляют племя.

племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их числен­ность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших ста­диях развития — в нации.

народность — этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культур­ную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены обшим ценностям и институтам. Представители одной нащ уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них н^ обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяют щая их национальность сформировалась благодаря общей исто^ рии и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разоб^ щенности и зарождения капитализма. В этот период складывают­ся достигшие высокой степени политической организации, клас­сы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочислен­ны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Нацио­нально-патриотические и национально-освободительные движе­ния, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

 

ПУБЛИКА

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог габриэль де тард (1843 — 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже —радио и телевидения. Технические средства информации, обще­доступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сот­ни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

 

ТОЛПА

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, ко­торых собрал в одном месте общий интерес.

У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшеству­ющего опыта взаимодействия.

Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закры­тия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как по­сторонние.

Французский ученый густав лебона (1841 — 1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в од­ном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следо­вать за любым лидером. Особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер). Отличитель­ные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется об­щим настроением и подчиняется низменным инстинктам.

Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявля­ется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.

Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психо­логический, а затем физический дискомфорт. Типичный при­мер — давка.

давка возникает в переполненном автобусе, вагоне мет­ро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликта­ми, драками.

Различают четыре основных типа толпы'.

- случайную,

- конвенциональную,

- экспрессивную,

- активную.

Случайным называется такое скопление, где каждый пресле­дует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном по­езде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зе­вак, наблюдающих транспортное происшествие.

конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в дан­ном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставлен­ной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нор­мы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с пуб­ликой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в по­лемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футболь­ным болельщикам разрешается громко кричать, разговари­вать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличе­ствующем поведении в конкретных ситуациях, ставших обыча­ем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собира­ется не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечат­лениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок— фе­стивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.

активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.

Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собира­ется для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Выделим ключевые понятия:

ПУБЛИКА

КОНВЕНЦИАЛЬНАЯ ТОЛПА

ТОЛПА

ЭКСПРЕССИВНАЯ ТОЛПА

ДАВКА

АКТИВНАЯ ТОЛПА

СЛУЧАЙНАЯ ТОЛПА

 

ФОРМЫ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и ли­деры, способные возглавить остальных, или нет. К формам мас­сового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.

массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повы­шенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Примерами массовой истерии являются средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60—70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.

слухи — совокупность сведений, которые возникают из ано­нимных источников и распространяются по неформальным ка­налам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слу­хи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недо­статка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Сово­купность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздей­ствия слуха.

Аудитория воздействия слуха не просто сумма пассивных вос­приемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского-социального психолога Т. шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль "посыльного" и только распространяют слух. Вторые играют роль "интепретато-ра", добавляя к новости собственные соображения. Третьи ока­зываются в ситуации либо "скептиков", сомневающихся в дос­товерности слуха, либо "сторонников", горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль "принимающего решение", гото­вого действовать в соответствии со слухом. Большинство же оста­ется в роли простых зрителей, или аудитории.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилу­ющих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Но­вости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звезды, — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординирован­ные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Паника случается в экстремальных условиях: кораблекруше­ние, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция пани­ческих действий.

 

Поясняющий пример

В феврале 1992 г. в г. Подольске проводились учения по ГО. Работникам предприятия была дана учебная задача: из По­дольска в сторону Москвы движется атомное облако. Ваши действия?

На следующее утро в Москве все говорили о том, что про­изошла авария на Обнинской ГЭС. Срочно надо закрывать фор­точки и двери. На телевидение постоянно звонили испуганные люди. Началась паника.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый некон­тролируемой и эмоционально возбужденной толпой против соб­ственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступле­ния против какой-либо национальности или иной группы насе­ления, сопровождающегося грабежами и убийствами. До револю­ции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна "винных" погромов. Погром — спонтанный "кратковременный" всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями. После выступления рок-группы в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы в метро и электричках. Во многих странах Европы фут­больные фанаты устраивают погромы после очередных матчей. Самым известным примером погрома являются так называемые линчи — самосуды, устраиваемые толпой белых над провинив­шимися неграми.

бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихий­ных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недоволь­ство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональ­ное состояние (недовольство) переходит сначала в стихий­ное действие (негодование), а затем организованное (погро­мы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

Бунт означает неподчинение официальным властям. Студен­ческие бунты, во время которых молодые люди баррикадирова­ли аудитории и не подчинялись администрации, были в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (зна­менитая весна 1968 г.) и Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негри­тянских гетто.

Выделим ключевые понятия:

МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ

БУНТ

СЛУХИ

ЛИНЧ

СПЛЕТНИ

ПАНИКА

ПОГРОМ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...