Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и характеристика договора перевозки груза. Соотношение договора перевозки груза и договора фрахтования.




По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор перевозки груза относится к числу возмездных и реальных.

Договор перевозки груза реальный, т.к. для его заключения необходима реальная передача груза перевозчику. Он всегда имеет срочный характер, потому что срок его действия определяется сроком обязательств по перевозке груза.

Договор возмездный, взаимный. При внутригосударственных перевозках по способу заключения отправителем его относят к договору присоединения.

Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица.

Договор – формальный, заключается в письменной форме с соблюдением обязательных реквизитов и условий, которые установлены соответствующими транспортными правилами. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК считается публичным, однако для признания его публичным требуется соблюдение следующих условий:

В качестве перевозчика должна выступать специализированная коммерческая организация;

В соответствии с транспортным законодательством или лицензией эта организация должна быть наделена функциями публичного перевозчика, обязанного осуществлять перевозки любого лица;

Организация должна быть включена в особый перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не может влиять на права пользователей транспортных услуг.

Существенное условие договора - его предмет: услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке-выгрузке грузов и др.

О соотношении с договором фрахтования см. вопрос 118

97.Документы, подтверждающие заключение договора перевозки груза на различных видах транспорта.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ «Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)».

Основным перевозочным документом, как правило является, транспортная накладная, форма которой утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

На железнодорожном транспорте:

Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖДТ).

Форма ЖД накладной и порядок её заполнения установлены в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Приказ МПС от 18.06.03 №39).

В соответствии с которыми:

Перевозочный документ – транспортная железнодорожная накладная – состоит из четырёх листов:

лист 1 – оригинал накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю);

лист 2 – дорожная ведомость (составляется в необходимом кол-ве экземпляров – для перевозчика и участников перевозочного процесса (напр. для владельца инфраструктуры);

лист 3 – корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика, в этом документе, в частности, делается отметка грузополучателя о приёме груза);

лист 4 – квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя).

Формы накладной зависят от рода груза (сухогрузы, контейнеры, наливные), вида отправки (вагонная, групповая, маршрутная).

Допускается оформление указанных документов в электронной форме, подписанных электронной цифровой подписью (при наличие договора об электронном обмене документами).

В соответствии со ст. 67 КВВТ «Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза».

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

В настоящее время отсутствуют правила оформления перевозочных документов на ВВТ. (Ранее действующие правила перевозок грузов предусматривали систему документов, в целом, аналогичных железнодорожному транспорту).

В соответствии со ст. 105 ВК перевозочным документам относятся… грузовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке груза предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82) «Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза». Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий экземпляр возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза».

Форма и реквизиты авиагрузовой накладной также определены в Резолюции 600 b ИАТА (Международная ассоциация воздушных перевозчиков). В соответствии с которой комплект авиагрузовой накладной Перевозчика включает 8 экземпляров с разным цветовым оформлением:

Оригинал 1 (для Перевозчика) Зеленый

Оригинал 2 (для грузополучателя) Розовый

Оригинал 3 (для грузоотправителя) Голубой

Копия 4 (расписка в получении Жёлтый

Копия 5 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 6 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 7 (дополнительный экземпляр) Белый

Копия 5 (для агента) Белый

В комплект авиагрузовой накладной могут быть включены дополнительно максимально пять экземляров копий с пометкой КОПИЯ XX (дополнительная копия)

Оригинал 3 (для грузоотправителя) служит:

доказательством приёма груза к перевозке;

документальным подтверждением заключения контракта на перевозу между Перевозчиком и грузоотправителем.

Оригинал1 остаётся у Перевозчика для учёта и как документальное подтверждение заключения Договора.

Оригинал 2 (грузополучателя) сопровождает груз и выдаётся грузополучателю.

Копия 4 (расписка в получении), подписывается грузополучателем и остаётся у последнего Перевозчика:

расписка в получении;

подтверждение выполнения Перевозчиком контракта на перевозку.

Копии 5-7 предназначены для использования Перевозчиками при необходимости (отправка более чем из одного места или требования предписаний гос. органов).

Одним из видов ДПГ является договор воздушного чартера (ст. 104 ВК), при котором фрахтовщик предоставляет за плату фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

В соответствии со ст. 8 УАТиГНЭТ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.

В соответствии со ст. 18 УАТиГНЭТ перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования.

В соответствии со ст. 117 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами

Договор морской перевозки грузов может быть заключен;

а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и

б) без такого условия (т.е. перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя наряду с грузами других отправителей). (ст. 115 КТМ).

В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент – при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.

Содержание чартера определено в ст. 120 КТМ (чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.)

На практике широко используются типовые проформы чартеров, разработанные, как правило международными неправительственными организациями, ассоциациями судовладельцев и т.п. Чаще всего применяются проформы разработанные и рекомендованные BIMCO.

В соответствии со ст. 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Обязательные реквизиты коносамента определены в ст. 144 КТМ, которая, в свою очередь, базируется на положениях международных конвенций, таких как Гаагско-Висбийские правила и Гамбургские правила.

Коносамент выполняет 3 функции:

Доказательство наличия договора морской перевозки груза (чартера) и его содержания;

Расписки, удостоверяющей приём груза к перевозке перевозчиком грузоперевозчика;

Товарораспорядительного документа на груз (ценной бумаги), распоряжение которым означает распоряжение самим грузом.

В сооовтетсвии со ст. 143 КТМ отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

К числу иных перевозочных документов, являющихся документами учета перевозок и имеющими доказательственное значение, относятся:

- на автотранспорте: путевой лист;

- на ввт: сдаточная ведомость, акт загрузки-разгрузки судна, передаточная ведомость;

на ждт: вагонный лист, передаточная ведомость; - на морском транспорте: букинг-нот.

98.Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов и перевозке: понятие, содержание, основания возникновения.

Перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства (вагоны, суда, ав­томобили), а грузоотправитель - предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Основаниями для возникновения указанных обязательств являются: договор об организации перевозок, принятая перевозчиком заявка (заказ) отправителя, договор фрахтования (чартер).

Реализация обязательств осуществляется в порядке, установленном транспортным законодательством.

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, со­гласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определен­ное место. Транспортные средства должны быть исправными и иметь тех­нико-коммерческое состояние, обеспечивающее сохранную перевозку конкретного груза, а также очищенными от остатков ранее перевозимого груза и промытыми, а в установленных правилами случаях - и санитарно обработанными. Отправитель груза вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке.

Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта.

(Так на ждт порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учётом размеров среднесуточной погрузки-выгрузки

Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определённые интервалы времени).

Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон.

Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя.

(На возд. транспорте – аэродром (аэропорт) или специально оборудованная Взлетно-Посадочная Площадка; на автотранспорте – можно непосредственно к складу клиентуры, ждт – на станцию, на ВВТ – на пристань, причал, в порты общего и необщего пользования).

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки (детально – Правила перевозки).

Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т.п.

При нарушении вышеназванного грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (не пригодных для перевозки соответствующего груза), что не будет считаться неисполнением с его стороны.

Причём техническая исправность определяется и обеспечивается перевозчиком, а пригодность транспортных средств в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителем. (Влияет на то, кто несёт ответственность).

Для морской перевозки большое значение имеет мореходность судна (ст. 124 КТМ), также обнимающая и техническую (пригодность судна к плаванию вообще), и коммерческую его характеристику (пригодность для перевозки определенного груза при конкретных условиях).

(обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снабдить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, привести трюмы и др. помещения судна в состояние обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза).

Обязанности перевозчика подать транспортные средства соответству­ет обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, подлежащими выполнению во всех случаях, независимо от специфики груза, и специальными, которые при­меняются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами. Об­щие условия касаются количества и наименования груза, способа определения его массы, соответствующей упаковки и маркировки. Специальные условия устанавливаются для грузов, перевозка которых требует особых мер и условий их транспортирования (скоропортящиеся, опасные и др.).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...