Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема 2. Избыточные законодательные ограничения в отношении формулы распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)




Статья 138 бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03декабря 2012 года № 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающей в силу с 1 января 2014 года, устанавливает следующие требования к порядку определения общего объема, и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов):

1. «Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) … определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установленного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

2. «При определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на очередной финансовый год и плановый период не допускается снижение указанного в абзаце первом настоящего пункта критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по сравнению со значением критерия, установленным законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период».

3. «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) субъектов Российской Федерации, за исключением …, предоставляются муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)».

Таким образом, субъект Российской Федерации устанавливает некоторый критерий выравнивания бюджетной обеспеченности, который он не может впоследствии снижать. Общий объем дотации определяется исходя из необходимости достижения муниципальными районами (городскими округами) данного критерия выравнивания. И так как получателями рассматриваемой дотации могут быть только те муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых находится на уровне ниже данного критерия, то из этого следует, что единственно возможная формула распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) – это доведение уровня бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов (городских округов) до единого уровня. То есть, уравниловка.

Данное требование, вводимое с 1 января 2014 года, ничем не обосновано. Федерация уже давно сама отказалась от такой формулы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. И одной из причин такого отказа является дестимулирующий эффект применения этой формулы. У субъектов Российской Федерации сейчас есть возможность ее применять (и некоторые применяют). Но вопрос в том, почему это должно стать обязательной нормой для субъектов Российской Федерации, и только в отношении выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)? В отношении методики выравнивания бюджетной обеспеченности поселений таких требований нет.

Другим проблемным требованием к методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)» является следующее требование статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) с учетом указанных в настоящем пункте дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом соответствующих дотаций иного муниципального района (городского округа), который до распределения указанных дотаций имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности». Данное требование может автоматически нарушаться (даже в случае использования формулы полного выравнивания бюджетной обеспеченности до критерия выравнивания) при распределении указанных дотаций на 3 года из-за различной динамики доходного потенциала отдельных муниципальных районов и городских округов. В отношении методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации такое требование давно отменено. Необходимо отменить его и на региональном уровне.

Предложения:

4.4. При определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации термин "критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности" заменить на термин "минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности" по аналогии с тем, как это установлено в отношении определения объема соответствующих дотаций из федерального бюджета..

Для реализации меры потребуется внесение изменений в пункты 23) и 24) статьи 1 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, касающиеся определения общего объема дотаций.

Реализация меры позволит предотвратить избыточное выравнивание муниципальных образований, сокращение его негативного влияния на развитие налогового потенциала муниципальных образований, а также повысить эффективность межбюджетных отношений на региональном уровне в части выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

4.5. Отменить требование сохранения монотонности уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Для реализации меры потребуется внесение изменений в статьи 138 и 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Реализация меры позволит снизить риск автоматического нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований при осуществлении трехлетнего бюджетного планирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...