Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

подсистемы и их последствия




В литературе приводится много примеров того, какие изменения — большей частью отрицательные — происходят в каждой из подсистем, причем пропорционально воз­растая по мере роста самих городов.

1. Города оказывают большое воздействие на литосферу, в том числе даже на самый, каза­лось бы, консервативный элемент городского ландшафта — рельеф. Это происходит потому, что строители обычно выравнивают поверх­ность земли, засыпая овраги, долины неболь­ших речек и ручьев (в Москве, например, их засыпано около 800), а это, в свою очередь, приводит к изменению и затруднению многих природных процессов (можно указать, напри­мер, на подтопление земель в результате поднятия грунтовых вод в городской черте). Городское строительство часто является при­чиной образования оползней и оврагов. И это не говоря уже о прямом загрязнении город­ских земель промышленными и бытовыми отходами, некоторые из которых являются высокотоксичными.

На стадии благоустройства территории города планировочные работы, как правило, направлены: 1) на выполаживание склонов, 2) уничтожение овражно-балочной сети и мелких водотоков; поверхностный сток в бассейне организуется таким образом, чтобы скорости потока были наименьшими; резко увеличивается степень закрытости территории, канализируется доля подземного стока - изменяется водный режим грунта. Реакция среды: уменьшается поверхностная площадная и линейная эрозия; 5) понижается ак­тивность склоновых процессов массового движения рыхлого чехла; 6) резко уменьшается поступление рыхлого материала со склонов в русло, в связи с увеличением закрытости территории происходит увеличение потенциаль­ной эрозионной опасности в нижних частях склона и в приустьевых участках; 7) водный баланс претерпевает значительные структурные изменения как в расходной, так и в приходной частях. Одновременно создаются условия и для техногенных процессов: 8) неравномерное увлажнение грунтов приводит к снижению их несущей способности; под весом зданий уплотняются естественные грунты; 9) И то, и другое приводит к неравномерной осадке и деформации зданий; 10) Под зданиями, насыпями и другими сооружениями про­исходит конденсация влаги; 11) вдоль коммуникаций возникают условия для локальной активизации процессов выветривания.

На второй стадии, как и на первой, преимущественно развиваются пригодно-техногенные процессы, которые, в целом, поддаются контролю - их можно предвидеть и предотвратить.

Наибольшие сложности с точки зрения контроля за состоянием среды начинаются, когда при эксплуатации территории на первый план выступа­ют экономические и социальные факторы. Создаются комфортные усло­вия для жизни в городе: водопровод, канализация, электричество, прокла­дывается сеть газоснабжения, телефонные кабели, сеть транспортных ком­муникаций (трамвай, троллейбус, метрополитен), строится благоустроен­ное жилье. Экономические условия диктуют концентрированное исполь­зование территории, что приводит к росту города "вверх" (строятся много­этажные здания) и "вниз" - активно осваивается геологическая среда (под­ъемные коммуникации, сооружения: гаражи, склады и др.). Закрытость территории асфальтом и зданиями местами достигает предела – 100%.

2. Воздействие городской среды на гидросферу городов тоже очень существенно. Оно связано, во-первых, с тем, что горожане потребляют для своих нужд наибольшее количество (в среднем 300-400 л в сутки) пресной воды, и, во-вто­рых, с тем, что объемы сточных бытовых и промышленных вод в городах значительно более велики, чем в негородских местностях. Воздействуют на поверхностные воды в горо­дах и различные виды транспорта. А вследствие фильтрации воды, содержащей загрязняющие вещества, загрязняются и подземные водоносные горизонты.

3.Пожалуй, еще более велико воздействие городов, прежде всего больших, на атмосферу. Оно выражается как в извлечении и использовании составляющих ее газов (в особенности кислорода), так и в еще большей степени — в выбросе в атмосферу различных веществ, в том числе и совершенно не свойственных ее естественному состоянию. Именно города выступают в роли главных «производителей» аэрозолей, парниковых газов, фреонов, кислотных осадков, сухого и влажного смогов и т. п.

Н. Н. Родзевич пишет о том, что в связи с постоян­ным возрастанием количества пыли в целом во всех крупных городах мира солнечное облучение в конце XX в. по сравнению с ею началом уменьшилось на 10 —30%. При этом влияние городов на загрязнение атмосферы не ограничивается микроструктурным уровнем самих городов, а распространяется значи­тельно шире, охватывая мезоструктурный уровень, т.е. отдельные промышленно-городские агломера­ции, и сказывается даже на макроструктурном уров­не. К числу неблагоприятных для городской жизни явлений относится также шумовое загрязнение, ос­новным источником которого служат рельсовый и ав­томобильный транспорт.

4.Все перечисленные изменения в городской среде, видоизменяющие ее понимаемый широ­ко микроклимат, в наибольшей степени сказы­ваются на здоровье человека. Городские жите­ли значительно чаще, чем сельские, страдают сердечно-сосудистыми, легочными, онкологи­ческими, аллергическими, респираторными и многими другими заболеваниями, болезня­ми нервной системы; в целом они подвержены им в 1,5—2 раза чаще. Это связано с влиянием на горожан комплекса негативных климатиче­ских, физических, химических и биологиче­ских факторов.

В последнее время все чаще пишут о влиянии го­родской среды не только на физическое, но и на нравственное здоровье человека. В качестве примера можно привести очень резкие высказывания акаде­мика Н. Н. Моисеем о жизни людей в мегаполисах. По его мнению, с одной стороны, создание таких ме­гаполисов фактически неизбежно, поскольку оно способствует росту общественной производительности труда. Но, с другой стороны, жизнь в мегаполисах связана не только с экологическим, но и с психоло­гическим неблагополучием. Она необратимо изме­няет людей, их восприятие Природы; изменяет психическую конституцию Человека, весь его духов­ный мир, разрушает прежнюю систему его духовных ценностей.

 

Вопрос 2. Город как экосистема и экополис

В настоящее время в науке разрабатываются ряд концепций, ставящих своей целью гармонизацию отношений человека и природы в городской среде.

1. Концепция «городская экосистема».

Это пространственно-ограниченная природно-техногенная система, сложный комплекс взаимосвязанных обменом вещества и энергии автономных живых организмов, абиотических элементов, природных и техногенных, создающих городскую среду жизни человека, отвечающую его потребностям: биологическим, пси­хологическим, этническим, трудовым, экономическим, социальным. Состоит она из взаимосвязанных и взаимопроникающих подсистем (сред): квазиприродной (преобразованной географической среды), ландшафтно-архитектурной, социально-экономической, обществен­но-производственной. Связь между ними столь велика, что прак­тически ни одна из них в отдельности не может выполнять свои функ­ции и в то же время отсутствие одной из подсистем влечет разрушение экосистемы "Город" в целом.

Город - это антропоэкологическая система, динамическая совокупность, составленная коллективом людей с его хозяйственной деятельно­стью и освоенной этим коллективом (а не сообществом) территорией.

Вместе с тем город - это природно-антропогенная система. Основными системообразующими факторами (элементами системы) является человек (он сам и все виды деятельности, осуществляемой в пределах городской террито­рии) и природная среда (рельеф, геология, климат, воды и т.д.). Взаимодейст­вие этих двух факторов и создает специфическую экосистему - город и при­сущую ей также специфическую природно-антропогенную городскую среду.

Экосистема "Город" развивается и изменяется, преимущественно в ре­зультате управления антропогенными процессами, смены социально-эконо­мических функций, возлагаемых на данный город и в значительно меньшей степени за счет саморазвития. Здесь надо оговориться, что природные про­цессы, свойственные географической среде (основе экосистемы "Город") развиваются на территории города вне зависимости от него (хотя и под его влиянием): в этом случае можно говорить о саморазвитии геологической и географической среды, которое нередко приводит к уничтожению города.

2. Концепция «экополиса».

Под ним понимают городское поселение, при планировании,

проектировании и строительстве которого должен быть учтен комплекс экологических потребностей людей, что обеспечит создание бла­гоприятных условий для их существования. Собственно говоря, это очень старая идея, кото­рая уже давно нашла свое выражение в разного рода проектах «идеального» города. И в наши дни предлагается немало моделей подобных «экополисов». Например, по мнению видного эколога Н. Ф. Реймерса, он должен отвечать следующим трем основным требованиям:

— соразмерности архитектурных форм (до­мов, улиц и др.) росту человека;

— пространственному единству водных и озелененных площадей, дающих хотя бы ил­люзию вхождения природы в город и расчле­няющих его на «субгорода»;

— приватизации жилища, включающего элементы природного окружения непосредст­венно у дома и квартирное озеленение (на бал­конах, вертикальное озеленения улиц, созда­ние газонов на крытая домой и т. п.).

Разумеется, под «экополисом» обычно по­нимают небольшой город с малогабаритной за­стройкой, где легче осуществить озеленение, обеспечить комфортный уровень жизни, при­близить человека к природе.

Для России с ее заметно ухудшившейся в 1980-90-х гг. экологической обстановкой проблема «город— окружающая среда» имеет первосте­пенное значение. Выше уже были приведены конкретные примеры количества твердых, жид­ких и газообразных отходов производственной и непроизводственной деятельности и уровней превышения ПДК, что в первую очередь отно­сится именно к городам, особенно большим. К этому можно добавит, что примерно 1,5 млн. горожан, живущих вблизи аэропортов, испыты­вают постоянное сильное воздействие авиацион­ного шума. Количество памятников истории и культуры, находящихся в опасности из-за не­благоприятных экологических условий, исчис­ляется многими сотнями и даже тысячами.

Вопрос 3. Город как сложная многофункциональная система

Рассматривая процессы урбанизации и города как один из ключевых объектов геоурбанистики можно сделать ряд выводов:

1. Город - это сложная, открытая, динамичная, искусственно-естественная система, характеризующаяся множеством различных функций.

2. Город — в высшей степени парадоксальная система. Составляющие его части, различаясь по возрасту, по степени инерци­онности и динамизма, в процессе эволюции показывают раз­ную способность к изменению и разные темпы изменений. Вследствие неодинаковой скорости развития они временами перестают «идти в ногу». Возникает диспропорциональность, нарушается соразмерность, создается угроза расшатывания сис­темы. Строго говоря, реальный город никогда и не находится в полностью сбалансированном состоянии. Всегда в его развитии что-то опережало, что-то отставало, что-то вовсе не желало из­меняться, так что дисбаланс — привычное состояние городов. Но уровень рассогласованности и обусловленная им острота про­блемы могут быть различными, и поэтому возникает опасность, если они приблизят город к некоему критическому состоянию. Таким образом, город постоянно находится в состоянии неравновесия и всегда стремится и прилагает усилия, чтобы достичь равновесия и сбалансированности.

3. Видному американскому географу Б.Берри принадлежит вы­ражение, которое в геоурбанистике стало крылатым: «Город — система в системе городов». Это действительно так. Но наряду с интегральными системами городов — агломерациями, регио­нальными системами, в которые отдельно нами рассмотрен­ный город входит как целое, занимая ту или иную ступень иерархии, город включается в более сложные «вышестоящие» территориальные социально-экономическис системы отдельны­ми своими элементами. Население города входит в более общую и широкую территориальную общность людей в пределах региона или страны. Его узел внешнего транспорта — в единую транспортную систему государства. Его основные предприятия (каждое в отдельности) — в состав соответствующих отрасле­вых систем, сложившихся в пределах страны, и т.д. А поскольку каждая из названных систем имеет свои специфические осо­бенности развития (саморазвития) и функционирования, то это отражается на городе в виде внешних воздействий, что сущест­венно усложняет его формирование как саморазвивающейся системы.

4. При воздействии на тот или иной элемент города или при его изменении в результате эволюции в городе развертывается сложная «цепная реакция» со множеством последствий. Искус­ство управления развитием города состоит в том, чтобы при планировании тех или иных акций (например ограничения или, наоборот, стимулирования роста), при осуществлении крупных планировочных решений предугадать вызываемые ими послед­ствия, среди которых могут быть и позитивные, и негативные. Представление о возможных последствиях позволит заблаговре­менно принять меры, предупреждающие негативные последст­вия или уменьшающие наносимый ими вред. Сложностью го­рода как особой системы в значительной степени объясняется та непредсказуемость его поведения, о которой говорилось в предыдущем разделе. Известный американский исследователь Дж.Форрестер указал на контринтуитивность города, которым нельзя управлять исходя только из здравого смысла. Город, бу­дучи сложной системой, демонстрирует поведение, противоре­чащее нашим интуитивным представлениям.В связи с этим в ряде вариантов весьма сложно прогнозировать его развитие и перспективы.

 

Библиографический список

 

1. Лаппо, Г.М. Территория городов / Г.М.Лаппо.- M.: Владос, 1997.-344 с.

2. Пивоваров, Ю.Л. Основы геоурбанистики / Ю.Л.Пивоваров.-М. Владос, 1999.-4 Юс.

3. Перцик, E.H. Города мира / Е.Н.Перцик. - М.: Международные отношения, 1999.-246с.

4. Зеленов, Л.А. Социология города / Л.А.Зеленов. - М.: Владос, 2000. -278с.

5. Город - экосистема / Э.А.Лихачева, Д.А.Тимофеев, М.П.Жидков и др.-M.: ИГРАН, 1996.-336с.

6. Бархин, М.Г. Архитектура и город / М.Г.Бархин. - M.: Мысль, 1979. -156с.

7. Бархин, М.Г. Архитектура и человек / М.Г.Бархин. - M.: Мысль, 1979. - 174с.

8. Бунин, A.B. История градостроительного искусства / А.В.Бунин, Т.Ф.Саваренская. - М.: Мир, 1979. - 410с.

9. Владимиров, B.B. Расселение и окружающая среда / В.В.Владимиров. -

М.: Недра, 1982. – 316 с.

10. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов.- М.: Мысль, 1984. – 470 с.

11. Голубев, Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы / Г.Е.Голубев. - М. Стройиздат, 1981. - 152 с.

12. Город и авиация / А.И.Бородач, Б.Н.Мельников, В.И.Черников, Б.И.Бердник.-М.: Стройиздат, 1980. - 183 с.

13. Голубев, Г.Е. Автомобильные стоянки и гаражи в застройке городов / Г.Е.Голубев. - М.: Стройиздат, 1988. - 252 с.

14. Транспортные сооружения городов / В.С.Коваль, М.П.Савченко, В.П.Старовойда, А.С.Штепель. - Киев: Будгвельник, 1978. - 120 с.

15. Александер, К.Э. Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве / К.Э.Александер, Н.А.Руднева. - М.: Стройиздат, 1985. - 140 с.

 

Содержание:

Лекция № 1. Понятие о геоурбанистике как науке. Геоурбанистика и география городов

Лекция № 2. Глобальная урбанизация, городские агломерации и мегалополисы

Лекция № 3. Город как система. Население города

Лекция № 4. Экономическая база города и сфера жизнеобеспечения

Лекция № 5. Планировочная структура города и ее типы

Лекция № 6. Природная подсистема города и устойчивость городской территории

Лекция № 7. Экологические проблемы города. Город как экосистема и экополис

Библиографический список

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...