Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные фонды организаций культуры и искусства: понятие, классификация, особенности использования.




Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся:

1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;

2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;

3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;

4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.

На современном этапе общественного развития результативность культурной деятельности во многом зависит от состояния ресурсов отрасли.

Многие субъекты культуры могут полноценно функционировать только в специальных зданиях, оснащенных сложной бытовой и специальной техникой.

В парках культуры и отдыха устанавливаются аттракционы, техническая сложность которых не уступает сложности производственных систем.

Культурно-просветительные учреждения оснащаются видеотехникой, компьютерами, другой уникальной аппаратурой. Естественно, что сложность, номенклатура, количество материальных ресурсов могут быть различными, а в отдельных программах и исключительных случаях они могут полностью отсутствовать.

В целом же без материальных ресурсов учреждения культуры обходиться не могут, а их структура характеризуется большим разнообразием - от традиционных театральных декораций и костюмов до сверхсовременных лазеров и игровых автоматов на базе компьютеров; от редчайших музыкальных инструментов, насчитывающих сотни лет службы, до механических систем, в которых воплощены все достижения современной технической мысли; от руин некогда величественных шедевров архитектуры до зеленых насаждений в парках и садах.

Наряду с перечисленными ресурсами сфера культуры использует в экономических процессах десятки тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейные предметы, которые являются зачастую уникальными по своей социальной или культурной значимости материальными предметами.

Но при этом роль материальных ресурсов в сфере культуры существенно отличается от их роли в других отраслях экономики.

Несмотря на имеющееся сходство с другими подотраслями экономики, материальные ресурсы сферы культуры имеют свою специфику, которая качественно отличает их от ресурсов других отраслей экономики. И чем больше времени прошло с момента создания материального предмета, чем больше его ветхость, тем выше становится его ценность.

Указанное отличие в экономической науке нашло свое отражение в методике начисления износа и амортизации. Во всех экономических отраслях по отношению к материальным средствам производства начисляется износ и амортизация. Но в сфере культуры официальная методика требует начислять износ материальных ресурсов, а амортизация на восстановление в экономических расчетах не учитывается. И в этом можно видеть методологическое противоречие, порожденное временем, которое в новых социально-экономических условиях должно быть исправлено.

Дело в том, что в сфере культуры материальные ресурсы можно уверенно разделить на 2 группы, которых нет в общей экономике:

- материальные ресурсы, подлежащие воспроизводству;

- материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению.

В группу материальных ресурсов, подлежащих воспроизводству, можно отнести здания действующих театра и музея, клуба и библиотеки, зеленые насаждения парка и музейного сада, аттракционные устройства и т.п. В течение большего или меньшего количества времени до своего физического износа они выполняют функциональную роль подобную роли промышленных или производственных фондов экономических отраслей. Но заметим, что они одновременно накапливают особую культурную ценность - память о людях и событиях, которые имели отношение к этому первоначально обычному объекту.

В группу материальных ресурсов, не подлежащих воспроизводству, но подлежащих консервации и сохранению, относятся, прежде всего, объекты, признанные памятниками истории культуры и архитектуры. Памятники делятся на две категории - "движимые" и "недвижимые". К недвижимым относятся здания, сооружения, зеленые насаждения и т.п. Движимые включают в свой состав картины, мебель, посуду, предметы быта, книги, рукописи и т.п.

Принципиальным свойством и особенностью материальных ресурсов, признанных памятником, является то, что они могут участвовать в экономической жизни. Здания - памятники могут быть жилыми или нежилыми. Картины могут украшать жилые или служебные помещения, но могут находиться в запасниках музеев или в экспозиции.

Разделение материальных ресурсов необходимо в связи с тем, что по отношению к объектам, отнесенным в разные группы должна была бы применяться принципиально разная методология вовлечения в экономический оборот.

Материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению - памятники истории и архитектуры, картины, скульптуры, и т.п. Здесь по мере износа ценность памятникового объекта только увеличивается. И при этом памятники могут быть в любой собственности (государственной или частной), но в любом случае признаны национальным достоянием. Это признание накладывает на их собственника или владельца особые права и обязанности. Соответственно, характер вовлечения их в экономический оборот оказывается одинаковым вне зависимости от характера собственности.

Но различия между материальными ресурсами, подлежащими и не подлежащими воспроизводству, этим не исчерпываются.

Можно сказать, что материальные ресурсы сферы культуры, подлежащие воспроизводству, не имеют статуса исключительной отраслевой специфики. Здание театра может быть без проблем отделено от театральной труппы, которую учредитель расформировывает, принимая решение ликвидировать учреждение "театр". Здание с какими - то затратами при желании переоборудуется в концертно-выставочныи зал или под музейный комплекс, а может быть, и под административно - представительские цели. В другом месте здание, выстроенное для размещения администрации муниципалитета, может быть переоборудовано под театральное здание.

Материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению, обладают исключительной статусной принадлежностью к сфере культуры. Не имеет значения, какой хозяйствующий субъект занимает историческое здание 17 века постройки, если этому зданию присвоен статус "памятник, охраняемый государством". Точно так же с позиций государства в принципе не должно иметь значения то, какой хозяйствующий субъект хранит картины или музейные экспонаты: частный коллекционер, или юридическое лицо. Задача состоит в том, чтобы была обеспечена надежная сохранность. Правда, здесь надо оговориться: интересы государства могут иногда не совпадать с интересами общества по поводу материальных ресурсов, не подлежащих воспроизводству, но подлежащих консервации.

57. Издержки предприятий культуры и искусства, их классификация. Факторы, вли­яющие на издержки.

Издержки производства - это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности.

Издержки предприятия отражают текущие затраты на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг). По роли в процессе воспроизводства затраты предприятия делят на три вида:

– текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость продукции), которые обеспечивают процесс простого воспроизводства;

– капитальные затраты на расширение и обновление произ­водства;

– затраты на социально-культурные и другие непроизводственные нужды.

В мировой практике различают бухгалтерские и экономические издержки производства. Для предприятия России характерным является бухгалтерский подход к оценке затрат. Бухгалтерские из­держки соответствуют затратам отечественных предприятий на про­изводство и реализацию продукции, включая стоимость израсходо­ванных материальных ресурсов, оплату труда работников, отчисле­ния на социальные нужды, амортизацию основных фондов и другие затраты.

Экономические издержки - это альтернативные издержки пред­приятия. Они включают в свой состав бухгалтерские (явные) и не­явные издержки (внутренние), являющиеся собственностью пред­приятия, за них оно не платит. Поэтому внутренние издержки включают доход на собственный ресурс в пределах номинального процента, как если бы они были сданы в аренду, и нормальную прибыль, определяемую оплатой труда и вознаграждением пред­принимателя, как если бы он работал по найму. Экономические издержки используют для принятия решения о целесообразности продолжения принятой предпринимательской политики или изме­нения ее.

Экономическое содержание затрат и издержек аналогично, однако в бухучете принято чаще использовать понятие «затраты», а в экономическом анализе – «издержки».

Затраты – экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природ­ных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.

Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначе­нию, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необхо­димость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависимости от целевой установки и направ­ленности управленческого учета.

Постоянные и переменные затраты. Экономическая ситуация на предприятии, функциониру­ющем в условиях рынка, характеризуется высокой динамичнос­тью. Под воздействием колебаний спроса и предложения изме­няются объемы продаж, что влечет за собой изменение загрузки производственных мощностей, а это, в свою очередь, влияет на себестоимость продукции и размеры прибыли. Исходя из дина­мики различных составляющих затрат по отношению к объему производства выделяют затраты: постоянные, переменные и смешанные.

К постоянным затратам принято относить затраты, вели­чина которых не меняется с изменением объема производства, продаж или деловой активности. Этому критерию отвечают, на­пример, арендная плата, проценты за кредит, расходы на оп­лату труда руководителей фирмы. К переменным затратам от­носятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства, продаж или деловой активности. Это та­кие затраты, как расходы сырья и основных материалов, рас­ходы на оплату труда производственных рабочих, затраты на технологическую энергию и т.д. Выделяют также смешанные затраты. Характер зависимости их изменения от объема про­изводства не прослеживается однозначно (например, расходы на содержание и обслуживание оборудования). Они, как пра­вило, включают комплексные (неоднородные) статьи затрат. В совокупности перечисленные виды затрат составляют общие затраты на весь объем производства. Наряду с общими затра­тами на объем рассчитываются удельные затраты, Т.е. затраты на единицу (объект, носитель) продукции. Соответственно, можно рассчитать и удельные переменные и удельные посто­янные затраты.

Прямые и косвенные затраты. Деление затрат на прямые и косвенные связано с различием методов их отнесения на себестоимость объектов. Согласно об­щепринятому порядку к прямым относятся затраты, которые можно непосредственно отнести на определенное изделие (объект) на основании первичных документов. Косвенные за­траты - это затраты, которые не могут быть отнесены непос­редственно на выбранный объект. Они предварительно учи­тываются отдельно и относятся на объект, как правило, с при­менением различных коэффициентов пропорционально выбранной базе распределения. Однако этот подход не в пол­ной мере отвечает задачам современной системы управления, которая требует, чтобы все затраты предприятия при их пер­вичном учете можно было бы прямо адресовать на конкрет­ное подразделение (место возникновения, центр ответствен­ности) или носитель затрат. При реализации этого подхода де­ление затрат на прямые и косвенные всегда должно рассматриваться относительно конкретного объекта. Напри­мер, расходы на рекламу являются косвенными для отдельного изделия и прямыми для отдела рекламы.

Иногда осуществля­ется деление затрат на прямые и накладные. Оно близко по содержанию делению на прямые и косвенные. Прямые затраты характеризуются как затраты, движение которых прослежива­ется непосредственно до объекта, подлежащего калькулирова­нию. К таким затратам относятся, например, материалы и оплата труда производственных рабочих. Все же составляющие косвенных расходов представляют собой накладные затраты, поскольку их невозможно отождествить с каким-либо одним объектом затрат.

Регулируемые и нерегулируемые затраты. Эффективность системы управления затратами зависит в значительной степени от возможности распределения ответственности руководителей за затраты, имеющие место в их подразде­лении, и выявления реального их влияния на расходы, подда­ющиеся влиянию. На основе этого критерия затраты делятся на регулируемые и нерегулируемые. Затраты считаются регулируемыми, когда их величина устанавливается руководителем функционального подразделения и их уровень в значительной степени поддается влиянию менеджера. Все переменные затраты, такие, как прямые затраты на материалы, прямые затраты труда и пе­ременные накладные расходы, обычно рассматриваются как ре­гулируемые руководителем функционального подразделения. Сле­довательно, на него может быть возложена ответственность за це­лесообразность их возникновения и отклонения от запланированного уровня. Нерегулируемыми называются затраты, которые не подлежат воздействию на данном уровне управлен­ческой иерархии. Эта ситуация возможна, когда потребление ма­териальных благ в данном подразделении не может быть точно измерено или не существует прямой зависимости возникающих затрат от решений руководителя подразделения. К нерегулиру­емым относятся практически все составляющие накладных рас­ходов.

Управление затратами предполагает выделение структуры затрат.

Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в про­центном отношении к их общей сумме.

Укрупненная структура затрат по экономическим элементам обеспечивает получение инфор­мации о суммарных затратах (в стоимостном выражении) ресур­сов, использованных в производстве. При этом не имеет значе­ния, признаны ли они в качестве расходов или нет. В каждую позицию этой группировки входят затраты, однородные по своему содержанию. Поэтому она называется также группировкой за­трат, однородных по своему экономическому содержанию (экономи­чески однородным элементам). Затраты группируются в соответ­ствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных средств;

– прочие затраты.

По элементу «Материальные затраты» отражается стоимость материальных ресурсов, используемых в организации в качестве предметов труда за отчетный период. По элементу «Затраты на оплату труда» находят отражение все виды оплаты труда пер­сонала согласно действующим в организации системам и фор­мам оплаты труда, включая различные премии и поощрения сти­мулирующего характера. По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы социального налога и страховых взно­сов органам государственного социального страхования, пенси­онного фонда, медицинского страхования. Элемент затрат «Амор­тизация основных средств» включает амортизационные отчисления на полное восстановление собственных и арендованных объектов основных средств, производимые в соответствии с установ­ленным законодательством. Элемент «Прочие затраты» вклю­чает затраты, не нашедшие отражения по вышеперечисленным элементам.

Группировка затрат по экономическим элементам имеет огромное значение в производственном и финансовом планиро­вании и экономических расчетах фирмы. В современной финан­совой отчетности затраты в такой группировке не отражаются.

По бухгалтерскому стандарту расходы организации подразделяются в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности на

1. Расходы по обычным видам деятельности

2. Прочие расходы (операционные расходы, внереализационные расходы)

Динамика затрат на услуги культуры. Общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу культурного продукта. "Болезнь Баумоля" - опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов.

Изменение структуры затрат.

До начала 90-х годов XX века — стабильность структуры затрат, пропорциональное удорожание всех элементов затрат, преобладание расходов на оплату труда.

С начала 90-х годов XX века — изменение структуры затрат. Паде­ние доли расходов на оплату труда в общей сумме затрат. Опережающий рост доли материальных затрат. Расходы на заработную плату пе­рестают быть преобладающими.

Наименьшая устойчивость материальных затрат в структуре расхо­дов. Их подверженность изменениям, вызванным внешними факторами, не зависящими от работы организации. Изменение структуры матери­альных затрат. Наиболее быстрый рост расходов на обеспечение хозяй­ственной деятельности.

Факторы, влияющие на издержки в сфере культуры:

1. Объективная невозможность увеличить производительность труда («болезнь Баумоля-Боуэна»).

2. Высокая доля постоянных издержек.

3. Повышение цен и тарифов на товары и услуги в материальном производстве, приводящее к росту затрат на содержание зданий, транс­портных расходов и т.д.

4. Приобретение новой техники и оборудования, сопровождаемое ростом затрат на их обслуживание.

5. Увеличение ставок заработной платы работников культуры.

В целом рост затрат на услуги культуры в значительной степени связан с процессами, происходящими в национальном хозяйстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...