Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности функционирования рынка культурных благ. Современная тенденция развития.




В экономической теории рынком называется совокупность экономических отношений, возникающих при взаимодействии по­купателей и продавцов в процессе осуществления торговых сделок. И если отрасль - это объединение (группа) производителей схожих товаров и услуг, то рынок - механизм их взаимодействия друг с другом и с потребителями продукции, приводящий к обмену. Таким образом, характеристика отрасли позволяет установить базовые ус­ловия поведения производителей (тип продукта, технологию и мас­штабы его производства и размещение, эластичность спроса), а ха­рактеристика рынка дает возможность показать и объяснить это по­ведение: выявить цели производителей, тактику ценообразования, стратегию конкурентной борьбы, ее эффективность, прибыльность производства продукта.

В зависимости от объекта купли-продажи, сроков и форм оп­латы, степени локализации[7], объемов продаж и других признаков классифицируют виды рынков. Одним из видов является отраслевой рынок. Он объединяет производителей продуктов (товаров или ус­луг), являющихся для покупателей близкими заменителями. Пример этого - рынок продукции отрасли культуры. Его характеристика предполагает анализ базовых условий: спроса, предложения и фак­торов, которые их определяют, степени дифференциации продукта, типа рынка и особенностей ценообразования.

Характеристика спроса. Спрос - это количество товаров или услуг, которое потреби­тели могут приобрести на рынке в определенный период времени по определенной цене.

Субъектами спроса на продукцию культуры, являются, во-первых, граждане - потребители культурных благ, удовлетворяю­щие с их помощью свои культурные потребности, во-вторых, государственные и муниципальные органы управления культурой – заказчики определенной культурной продукции, реализующие культурную политику и конкретные культурные программы.

Граждане, индивидуальные потребители, как субъекты спроса представляют собой неоднородную группу с точки зрения развитости их культурных предпочтений. Одна их часть, наиболее многочисленная, - это потребители с недифференцированными культурными потребностями. Организуя свое свободное время, они могут быть в равной степени удовлетворены в результате посещения кинотеатра, цирка, концертного зала. Для этой группы потребителей культурные продукты, создаваемые разными организациями культуры, - продукты - заменители (субституты). Другая часть - потребители с развитыми, а потому дифференцированными культурными предпочтениями. Они предъявляют спрос на определенный культурного продукта (например, театральные услуги), на определенную организацию, создающую этот вид продукта (например, театр «Современник»), определенного режиссера, актера. Круг продуктов - заменителей для них сужен, а в предельном случае субституты отсутствуют вовсе. Продукт, на который они предъявляют спрос, для них уникален.

Спрос со стороны органов управления культурой предъявляется на услуги организаций культуры, реже - на культурные программы или проекты. Круг организаций, получающих бюджетные средства, исчерпывается государственными и муниципальными организациями культуры традиционных видов (библиотеки, клубные учреждения, музеи, театры и т.д.).

Динамика платежеспособного спроса на продукцию культуры зависит уровня цен на нее, доходов граждан, бюджетной и культурной политики государства и муниципальных образований, а также ряда социально-культурных факторов.

Культурные потребности не входят в число жизненно важный, базовых, многие виды культурных потребностей можно отнести к потребностям в роскоши (например, коллекционирование произведе­ний искусства). Для значительной части российских граждан, третья часть которых находится за чертой бедности, предметами роскоши пока являются и услуги театров, концертных залов, кинотеатров:

В условиях низкого уровня среднедушевых доходов спрос российских граждан на культурные услуги в целом значительно за­висит и от уровня цен на эти услуги, и от уровня доходов самих по­требителей, особенно если вкусы их (культурные потребности) могут быть удовлетворены субститутами (заменителями). При этом наиболее эластичен спрос на услуги концертных и выставочных за­лов, театров, наименее эластичен - на литературу «легких жанров», газеты, журналы. В столичных городах, где выше уровень доходов, шире слой богатого наследия и многочисленна группа «привержен­цев культуры» (театралов, киноманов, библиофилов и т.д.), спрос на культурные продукты, особенно «новинки сезона», или «события сезона» обычно не гибкий.

Высокая чувствительность потребителей культурной продукции к конъюнктуре рынка указывает на одну из важнейших особенностей рынка - ограниченной возможности роста цен: даже незна­чительное их повышение может привести к переключению потреби­телей на другие виды культурной продукции или вообще к уходу с рынка культуры. Высокая эластичность спроса на культурную продукцию требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен и скидок в зависимости от изменения спроса.

Органы управления культурой как субъекты рынка предъяв­ляют спрос на культурную продукцию в форме государственного и: муниципального заказа на общественные и социально значимые блага. Величина этого спроса зависит от готовности потребителей платить за культурные блага, заказываемые органами управления. Эта готовность выявляется с помощью механизма общественного выбора при голосовании избирателей - налогоплательщиков и определяет культурную политику государства и муниципальных образо­ваний. Непосредственно потребители не производят денежной оплаты этих благ, поскольку оплачивают их косвенно с помощью налогов. Это позволяет трактовать налог как цену, уплачиваемую потре­бителями за общественные и социально значимые блага, заказчиками которых являются органы управления культурой.

Среди факторов спроса на культурную продукцию есть внеэкономические, социально-культурные. К ним следует отнести моду, традиции в потреблении, формируемые обществом, семьей, а также, так называемый, эффект снобизма – потребление, побуждаемое стремлением принадлежать к привилегированным слоям общества, к социальному престижу.

В значительной степени спрос на культурные блага зависит и от уровня культуры потребителя. Чем более развит художественный вкус, чем дифференцирована культурная потребность, тем дина­мичнее спрос потребителя. Чтобы понимать и ценить произведения культуры, сложное искусство, нужна длительная практика его по­требления. Накопленный культурный капитал потребителя стано­вится мотивом его спроса на культурные блага.

Названные социально-культурные факторы делают спрос на культурные продукты более устойчивым к влиянию уровня цен и доходов потребителей.

Таким образом, на платежеспособный спрос влияет большая группа экономических и социально-культурных факторов. Спрос на бесплатные услуги зависит, главным образом, от социально-культурных факторов.

Характеристика предложения. Предложение - это количество товаров и услуг, которое мо­гут поставить на рынок продавцы по определенной цене в опреде­ленный промежуток времени.

Субъектами предложения в культуре являются индивидуальные производители, граждане, - так называемые работники сво­бодных профессий, которые всоответствии с российским законода­тельством называются индивидуальными предпринимателями, а также организации разных организационно-правовых форм (на рос­сийском рынке культуры преобладают государственные и муниципальные учреждения и предприятия).

Одним из наиболее значимых факторов предложения про­дукции культуры является фактор издержек, которые несут произ­водители. Процесс их формирования в сфере культуры связан с так называемой «болезнью Баумоля», описанной выше.

К числу факторов, уменьшающих издержки российских организаций культуры, следует отнести ситуацию на рынке труда, которая характеризуется традиционно низким уровнем цены рабочей силы. Так, по уровню заработной платы работников отрасль культу­ры находится длительное время на предпоследнем месте, опережая лишь отрасли сельского и лесного хозяйства. К числу причин низко­го уровня цены рабочей силы в культуре относятся: преобладание на рынке культуры организаций, учрежденных государством и муни­ципальными образованиями, которые финансируют организации культуры по остаточному принципу; а также слабость профсоюзов работников культуры, отсутствие их влияния на конъюнктуру рынка труда. Разница между значительным человеческим капиталом сферы культуры и его денежной оценкой (зарплатой работников) является фактором, «смягчающим» влияние на издержки «болезни Баумоля».

Предложение продукции культуры следует характеризовать как в значительной степени неэластичное. Степень эластичности предло­жения зависит от возможности производителя перераспределять ресурсы для того, чтобы реагировать на изменение цены продукта. В культу­ре действует ряд факторов, делающих это перераспределение затруд­нительным или невозможным. Назовем эти факторы:

– объем большинства видов культурных производств ограничен вместимостью зрительных залов, пропускной способностью зданий, в краткосрочном периоде эти условия производства остаются неизменными;

– период работы организаций культуры и время потребления блага культуры в краткосрочном и долгосрочном периоде остаются в целом факторами неизменными, ограничивающими возможности изменения объема предложения;

– в досрочном периоде изменение производственных возможностей затруднительно, по крайней мере, на российском рынке, в связи с тем, что большинство их находится в собственности государства и муниципалитетов и зависит от расходов бюджета и бюджетной политики, не имеющей культуры в качестве своего приоритетного направления;

– в краткосрочном периоде неэластично предложение такого фактора культурного производства, как квалифицированные работники культуры, в связи с длительностью периода их обучения;

– в культуре производятся уникальные продукты (товары – например, картина Рембрандта, и услуги – например, концерт Ростроповича), предложение которых абсолютно неэластично.

Таким образом, ограниченная мобильность значительной час­ти ресурсов производства продукции культуры, трудности их пере­распределения и поиска альтернативных областей использования, а такжее производство редких (уникальных) продуктов делают пред­ложение продукции культуры в значительной мере неэластичным. Это означает, что увеличение рыночной цены не оказывает в крат­косрочном периоде значительного влияния на увеличение количест­ва предлагаемых к продаже культурных благ, а в отношении уни­кальных продуктов предложение нельзя изменить даже в долго­срочном периоде.

Равновесие (баланс) спроса и предложения в отрасли культу­ры устанавливается разными методами: на основе равновесной цены (ценовое равновесие) и на основе бюджета (бюджетное равновесие).

С помощью равновесной цены баланс спроса и предложения устанавливается на платные товары и услуги отрасли культуры, преобладающая часть которых относится к социально значимым благам. Это услуги театров, кинотеатров, выставочных залов, музеев и т.д. Процесс установления цены на эти блага нельзя назвать сво­бодным балансированием спроса и предложения. Цена устанавлива­ется в условиях значительного регулирования, давления по следую­щим причинам: ценообразование на услуги государственных и муници­пальных организаций культуры осуществляется с использованием дотаций и субсидий, что означает значительное влияние на уровень цен государственного и муниципального регулирования; большая доля платных товаров и услуг культуры произво­дится В условиях естественных монополий (территориальных, пра­вовых), олигополии либо монополистической конкуренции, при ко­торых производитель имеет значительное влияние на процесс уста­новления цены.

Бесплатно потребителю предоставляются общественные блага культуры (массовые праздники, мероприятия на открытых площад­ках, памятники архитектуры), а также некоторая часть социально значимых благ (услуги библиотек, архивов, некоторые услуги клуб­ных учреждений). Равновесие спроса и предложения на эти блага достигается с использованием механизма голосования избирателей ­налогоплательщиков (общественного выбора) и бюджета. При этом одна государственная (муниципальная) организация (орган управле­ния культурой) заказывает и финансирует производство продукции, а другая государственная (муниципальная) организация (библиоте­ка, клубное учреждение) производит заказанное благо. Равновесие интересов обеих сторон достигается с помощью установления опре­деленной величины бюджетных ассигнований.

Основные модели рынка продукции культуры. Опираясь на наиболее известные типы (модели) продукто­вых (отраслевых) рынков, их критерии и параметры, назовем свойственные рынку культу­ры модели и участки их распространения.

Сразу следует исключить модель чистой конкуренции, т.к. ни один из критериев этого типа на рынке культуры не находит мес­та. Однако развивающийся в нашей стране сегмент рынка, связан­ный с предоставлением услуг на основе индивидуального предпри­нимательства, является пока конкурентной средой. Речь идет об ус­лугах работников, так называемых, свободных профессий: организа­торов домашних праздников, учителей музыки, танцев, пения. Про­стота организации и ведения бизнеса, административная свобода ­черты, привлекательные для потенциальных производителей. Склонность к разнообразию и индивидуализации услуг обеспечива­ет преимущества этого сектора в глазах потребителей. Названные свойства свидетельствуют о перспективности развития этого сектора рынка культуры, а отсутствие барьеров для бизнеса, а также усто­явшихся институтов этого сектора (клиентской сети, производст­венных структур) делает механизм ценообразования свободным.

Писателей и художников можно назвать людьми свободных профессий в значительной мере условно. На стадии производства творческого продукта (рукописи, картины) действительно можно говорить об определенной экономической и организационной неза­висимости их труда, организации его на принципах индивидуально­го предпринимательства. Однако лишь незначительная часть ху­дожников занимается продажей своих произведений самостоятель­но. Этап распространения произведений связан с коллективными формами организации деятельности (издательствами, книжными магазинами, выставочными залами, галереями, аукционными дома­ми). Поэтому на художественном рынке творческие работники вы­ступают не сами по себе, а через художественные организации, за­нимающиеся реализацией их произведений - именно эти организа­ции представляют структуру художественного рынка, и этот рынок нельзя определить как свободный и конкурентный.

К модели монополистической конкуренции следует отнести рынок театральных услуг, ночных клубов, концертных организаций больших городов, так как на каждом из этих видов рынков нет двух мероприятий - близких заменителей. Для потребителей с избиратель­ными потребностями на этих рынках есть производитель услуги - предпочтения (например, театральная труппа, шоу-группа, концерт­ный коллектив). Именно на этих рынках сформировались такие тор­говые марки, как МХАТ, Современник, Ленком, «Виртуозы Москвы».

Олигополистическая структура характерна для рынка му­зейных и выставочных услуг больших городов. Так, Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея и Пушкинский музей, музеи при­городов Санкт-Петербурга, усадьбы Подмосковья образуют олиго­полистические группы, для поведения которых характерна борьба за лидерство на рынке, взаимозависимость в определении ценовой по­литики и стратегическое взаимодействие (например, в проведении политики ценовой дискриминации.[8]

Монопольная структура характерна для рынков местных (муниципальных) организаций культуры (муниципальная библиотека, музыкальная школа – территориальные монополисты), рынка оперных театров и театров оперы и балета (в городах республиканского, краевого подчинения эти театры являются единственными производителями балетных и оперных услуг), для рынков услуг организаций, имеющих статус национальных (Большой театр, Мариинский театр, Государственная публичная библиотека).

Вокруг известных (популярных) певцов, актёров, художников складываются рынки монопольной структуры, охраняемой государством на основе «Закона об авторском и смежных правах». Такие «звезды», как Алла Пугачева, Николай Цискаридзе, Валерий Гepгиев, Никас Сафронов являются своеобразными естественными и од­новременно правовыми монополиями современного российского рынка культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...