Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики по изучению свойств внимания.




 

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Durchstreich-Test, Test de barrage, Bourdon-Test) — бланковый тест скорости. Ме­тодика исследует степень концентрации и устойчивость внимания. Предложена Б. Бурдоном в 1895 г.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами располо­женных в случайном порядке букв. Испы­туемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркну­тых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количе­ства строк.

Важным показателем является харак­теристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интерва­лы работы). К. п. используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и ус­тойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Наиболее известными модификация­ми К. п. являются кольца Ландольта (кор­ректурный бланк содержит случайный на­бор колец с разрывами, направленными в различные стороны (рис. 33). Такой вари­ант К. п. более удобен для обследования детей младшего возраста); проба Ивано­ва-Смоленского (набор различных вари­антов сочетаний букв). Направлен на оценку уровня переключаемости внима­ния, некоторых динамических особеннос­тей высшей нервной деятельности.

 

Результаты выполнения К. п. легко выразить количественно. Так, уровень концентрации внимания может быть вы­ражен с помощью индекса точности:

 

где S — число строк таблицы, прорабо­танных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачер­киваний лишних знаков).

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:

 

где S — количество знаков в проработан­ной испытуемым части корректурной таб­лицы, t — время выполнения.

Показатель переключаемости (с) вы­числяется по формуле:

 

,

где S0 — количество ошибочно обрабо­танных строк; S — общее количество строк в проработанной испытуемым час­ти таблицы. При оценке переключаемос­ти внимания испытуемый получает инст­рукцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках кор­ректурной таблицы.

К. п. относится к числу наиболее изве­стных и давно применяемых в экспери­ментальной и прикладной психологии ме­тодов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различные модификации К. п. до настоящего времени широко при­меняются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагнос­тики благодаря простоте и надежности от­ражения особенностей внимания и функ­ционального состояния, работоспособно­сти испытуемого.

Распространенной методикой иссле­дования внимания являются таблицы Шульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 52). Ис­пытуемый отыскивает и показывает чис­ла в порядке их возрастания. Проба по­вторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель — время выполне­ния. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчи­вость внимания и работоспособность в ди­намике (см. Корректурная проба).

 

Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шуль­те, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убываю­щем порядке показать красные. Третье за­дание заключается в попеременном поис­ке черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке.

В числе других примеров тестов вни­мания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «психоло­гических профилей», Общих способнос­тей батареи тестов.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...