Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнос и нация: общее и отличное




Высшей формой этнической общности является нация. Нацию от обычной этнической общности отличает не только уровень социально-экономического развития, но и внутренняя структура, основанная не на кровном родстве, а на социальном принципе. Для нации характерны большая внутренняя сплоченность и высокий уровень национального самосознания. В русском языке слово "нация" имеет более узкое значение, чем в западноевропейских языках. В английском языке, например, под "нацией" понимается племя и его этническая территория, народ, этническая общность, независимое государство, иными словами, "нация" обозначает и этническую общность, и страну, где живут эти люди. В украинском и русском языках понятие "нация" употребляется для обозначения устойчивой этнической общности. Нация обладает определенными признаками – общностью территории, общностью экономической жизни, языка, материальной и духовной культуры, этнического самосознания. В литературе нередко можно встретить такое сочетание: "народ и нация" или "народ и народность". Здесь смешиваются два различных понятия. Народность и нация – это типы этнической общности, в то время как слово "народ" охватывает и племя, и народность, и нацию, т. е. все виды этнических общностей. По поводу понятия "нация", а также теории нации в последние годы велась оживленная дискуссия. Из большого многообразия определений нации, данных западными учеными, можно выделить несколько наиболее типичных. Большинство исследователей считают основой для формирования нации коллективное сознание чувства общности, которое проявляется в стремлении жить вместе. Высшая форма этого стремления – желание иметь свое государство.

Один из видных американских специалистов в области национального вопроса Г. Кон указывает, что нации не могут быть отождествлены с родами, племенами, этническими группами – сообществами людей, объединяемых происхождением от действительного или воображаемого общего предка или общим местом проживания. Характерными признаками нации Г. Кон считает общее происхождение, язык, территорию, общее политическое бытие, обычаи, традиции и религию. Но не эти объективно существующие лингвистические, экономические, этнические и другие признаки играют главную роль. Только стремление жить вместе, утверждает Г. Кон, сплачивает людей и составляет основу нации. Этой же точки зрения придерживается другой видный американский социолог Р. Эмерсон. По его мнению, чувство общности судьбы нации является решающим фактором для ее формирования. Р. Эмерсон подчеркивает, что нациям присуще ощущение того, что они объединены в единое целое совместным обладанием общим наследием в прошлом и общей судьбой в будущем.

Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Однако эта общность не базируется на расовом или племенном признаке. Современная итальянская нация, например, формировалась на протяжении многих веков из римлян, германцев, этрусков, арабов, греков и др. Поэтому, говоря о нации, следует иметь в виду прежде всего исторически сложившуюся общность людей. Вместе с тем древнее государство Александра Македонского не может быть названо нацией, хотя и образовалось исторически из различных племен и рас. Это была не нация, а случайный и слабо связанный конгломерат групп, распадавшихся и объединявшихся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя. Таким образом, нация являетсяустойчивой общностью.

Национальная идентификация.
Процессы национального и государственного строительства

С понятием нации непосредственно связана проблема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.

Национальная идентификация – процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включение в собственный мир и принятие норм, ценностей и образцов этой нации.

Большое значение в наследовании черт национального характера имеет его социально-психологический механизм, который называется традиционным.

Традиции – это синхронизированные, подчиненные национальному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою солидарность и принадлежность к ней, за что получает одобрение и поддержку – источник по­зитивно окрашенного эмоционального состояния, которое можно назвать чувством защищенности, и в результате достигает внутреннего душевного комфорта.

Все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это особенно хорошо видно на примере теории национальной идентификации. Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения – это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой отождествлением (идентификацией); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из одного французского журнала по социальной психологии. "Индивидуум "Р" негативно отождествляется с объектом "У" в той мере, в которой "Р" склонен радоваться всему, что плохо для "У", или быть недовольным тем, что хорошо для "У". Различаются два типа национальной идентификации: идентификация индивидуума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, представляющими национальное единство и национальный суверенитет. Первый тип – это идентификация с национальной общностью, второй тип – идентификация с нацией-властью. На этом основании делается вывод о наличии демократической личности и авторитарной личности". Нетрудно заметить, что теория национальной идентификации может быть легко направлена против любого национально-освободительного движения, против легитимного стремления народов к национальной независимости и национальному суверенитету.

Тема 3. Обретение этнических черт
в процессе новообразования этносов

Лекция 3

Понятие этногенеза

Понятие этногенез употребляется как в широком, так и в узком толковании. В первом случае определение связывают со всем процессом от начала развития человека. Во втором – только с его последней стадией. Рассмотрим следующие этапы развития человека:

1) антропогенезпроцесс формирования человека в его обособленности от животных;

2) расогенезпроцесс формирования рас и расовых комплексов;

3) этногенезпроцесс формирования этнических объединений всех рангов.

Этногенез в широком толковании может включать в себя рассмотрение всех трех этапов. Принимая более узкое толкование, следует помнить, что переход к следующему этапу не означает завершение предыдущего, а только отражает смену приоритетов в движущих факторах эволюции. Иными словами, с началом этногенеза как стадии развития человечества, антропогенез и расогенез как процессы не прекращаются, но словно отходят на второй план.

Эволюция человека как обособленного вида (или антропогенез) началась 2.6 млн. лет назад. Прародиной человечества является Африка. Здесь произошло разделение на предков людей и предков стадных обезьян. Особенности поведения, заложенного в те времена, являются наиболее устойчивыми, хотя у разных народов могли различным образом трансформироваться. Так, у всех людей сохранился «стадный инстинкт», широко используемый и в продвижении товаров и услуг на рынок. В позитиве он выражается в «чувстве локтя», желании следовать принимаемым нормам (например – моде). В негативе он ложится в основу массовых психозов, которые могут быть использованы в интересах узкого, но влиятельного круга людей.

Следующий этап эволюции связан с формированием расовых признаков как приспособлений к разным климатическим условиям обитания разобщенных популяционных групп. Первое существенное разделение произошло на восточный и западный очаги, с которыми связаны соответственно формирование протомонголоидов (предков монголоидов) и протоавстралоидов (предков европеоидной и негроидной больших рас). В дальнейшем дифференциация в пределах рас усиливалась. Образовывались расовые ветви и другие подобные комплексы (рис. 3.1). Специфика географических условий (которые описаны в работах В.П. Алексеева) предопределила значительно большую дифференциацию в составе западного очага. Этим объясняется большая толерантность к различным природным условиям у монголоидов. По этой же причине европеоиды и негроиды более специализированы к условиям климата – все это доказывается на основе современной картины расселения народов каждой из трех больших рас.

Так начинался процесс расогенеза, а продолжился он с началом освоения новых для человека биозон и с закреплением разных групп популяций за определенными типами ландшафтов. Как только человек смог уменьшить зависимость от климатических условий – процесс расовой дивергенции прекратился.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.