Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллект как копинг-ресурсы




О. В. Лунева, А. В. Манторова (Москва)

В современной психологии активно разраба-

тывается проблема «совладающего поведения».

Многие исследователи ищут ответы на вопрос, ка-

ким образом, какими способами человек справляет-

ся с ситуациями, событиями и проблемами в своей

жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос

имеют большую теоретическую и практическую

значимость (Голованевская, 2003). Наибольший

опыт изучения этой проблемы имеет западная пси-

хология. В отечественной u1087 психологии интерес к

совладающему поведению является относительно

новым, особенно на уровне теоретических исследо-

ваний (В. И Голованевская, Л. И. Дементий, Т. Л.

Крюкова и др.).

«Копинг» или «совладающее поведение» - это

разновидность социального поведения человека,

смысл которого заключается в том, чтобы разре-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

шить или смягчить, привыкнуть или уклониться от

требования, предъявляемого трудной ситуацией, а

также, возможно, предотвратить, своевременно раз-

гадав ее неразрешимость и опасность. Механизмы

совладания используются человеком сознательно и

целенаправленно, а способы, используемые субъек-

том, адекватны личностным особенностям и ситуа-

ции (Крюкова, 2005). Таким образом, можно гово-

рить, что для отечественной психологии характерно

рассмотрение совладающего поведения как осоз-

нанного рационального поведения, направленного

на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит,

по крайней мере, от двух факторов - личности (ко-

пинг-ресурсы) и реальной ситуации. Совладающее

поведение может проявляться на поведенческом,

эмоциональном и познавательном уровнях функци-

онирования личности. Человеку необходимо осоз-

нание ситуации и способов эффективного совладе-

ния с ней, а также умение вовремя применить их

в поведении. Совладание представляет собой инди-

видуальный способ взаимодействия с ситуацией в

соответствии с ее собственной логикой, значимос-

тью в жизни человека и его психологическими воз-

можностями.

Изучение совладающего поведения в контек-

сте «личностных особенностей», «личностных ка-

честв» позволяет рассматривать их в качестве ко-

пинг-ресурсов. Под копинг-ресурсами понимаются

характеристики личности и ее окружения, которые

связывают с низким уровнем дистресса или физио-

логическими симптомами, следующими за началом

действия стрессоров. Это противостояние стрессу и

названо ресурсами. В качестве копинг-ресурсов мо-

гут выступать такие характеристики, как самооцен-

ка, особенности социального окружения, социаль-

ная поддержка, достигнутые u1089 статусы (образование,

финансовые ресурсы, престиж профессии и т. д.)

(Дементий, 2004).

Исследуя копинг-ресурсы, психологи отмеча-

ют постоянное взаимодействие средовых и личнос-

тных детерминант. Средовые факторы - пусковой

механизм копинга. Одним из стержневых моментов

механизма адаптации считается поиск тех условий

и факторов, которые могут смягчать для человека

действие жестких стрессовых ударов. Именно по-

этому одна и та же ситуация по-разному восприни-

мается и весьма индивидуально решается. В этой

связи весьма продуктивно исследование копинга

с точки зрения личности, справляющейся с чем

либо.

Личностные источники как ресурсы преодо-

ления стали предметом исследования многих зару-

бежные и отечественных авторов. Анализ их пуб-

ликаций показывает, что в качестве личностных ре-

сурсов преодоления выделяются тип темперамента,

мотивация достижения, локус контроля, ответс-

твенность, эмпатия, Я-концепция (К. А. Абульхано-

ва, Л. Т. Китаев-Смык, С. Кобаса, В. Д. Небылицин,

Дж. Ормел, Р. Сандерман).

Изложенный подход к пониманию копинг-ре-

сурсов позволяет значительно расширить их круг,

сделав акцент на социально-психологической со-

ставляющей процесса совладающего поведения.

Поскольку, по мнению большинства авторов, речь

идет о социальном поведении, объединяющем лич-

ность и реальную стрессовую ситуацию, считаем

уместным рассмотрение в качестве копинг-ресур-

сов социальный и эмоциональный интеллекты. В

современной психологии существуют различные

подходы как к пониманию их содержания, так и

соотношения (Лунева, 2005, 2007; Люсин, Ушаков,

2004 и др.). Не останавливаясь на сути научных

дискуссий по этому поводу, отметим, что многие

исследователи считают социальный интеллект

социальной способностью. Так, В. Н. Куницына

считает, что СИ – глобальная способность, возни-

кающая на базе комплекса интеллектуальных, лич-

ностных, коммуникативных и поведенческих черт,

включая уровень энергетической обеспеченности

процессов саморегуляции; эти черты обусловли-

вают прогнозирование развития межличностных

ситуаций, интерпретацию u1080 информации и поведе-

ния, готовность к социальному взаимодействию и

принятию решений. Эта способность позволяет че-

ловеку достигать гармонии с собой и окружающей

средой. Кроме того, автор обращает внимание на

отдельный аспект СИ – коммуникативно-личност-

ный потенциал, а также и менее значимые другие

аспекты: характеристики самосознания (чувство

самоуважения, открытость новым идеям, свобода

от комплексов; социальная перцепция; энергети-

ческие характеристики) (Куницына и др., 2002).

Ушаков Д. В. в рамках собственной структур-

но-динамической теории интеллекта рассматривает

СИ как способность понимать других людей, их

взаимоотношения и социальные ситуации. Он поз-

воляет более адекватно выстроить стратегию пове-

дения. Уровень СИ, по мнению автора, зависит от

потенциала формирования, включающего уровень

общего интеллекта, от личностных особенностей

(в первую очередь, эмоциональных) и от того, как

сложился жизненный путь человека, на что были

направлены его жизненные силы (Ушаков, 2004). В.

Н. Дружинин предполагал, что у человека сущест-

вуют базовые социальные способности, обеспечи-

вающие ему эффективное взаимодействие с други-

ми людьми.

Согласно предположению О. В. Луневой, со-

циальный интеллект - социально-психологический

конструкт, обеспечивающий личности создание

«картины» социально-психологического взаимо-

действия (и себя как части этой «картины») и воз-

действие (регуляцию) личности на собственное

поведение, на процесс и людей, включенных в это

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

взаимодействие. Эти две формы (функции) прояв-

ления социального интеллекта детерминируются

определенной иерархией личностных и индивиду-

альных характеристик (Лунева, 2007). Социальный

интеллект способствует адаптации личности в со-

циуме, в групповых и межличностных системах от-

ношений и взаимодействий. Этот процесс социаль-

ной адаптации, очевидно, включает и механизмы

совладающего поведения. Все это дает основания

гипотетически рассматривать феномен социально-

го интеллекта как родственный феномену копинга,

а также как конструкт, u1086 осуществляющий «запуск»

и «реализацию» совладающего поведения, направ-

ленного на достижение конкретной цели.

Понятием, близко расположенным к смыс-

ловому полю совладающего поведения является и

эмоциональный интеллект. Зарубежные авторы не

раз упоминали о взаимосвязи эмоционального ин-

теллекта и устойчивости человека к стрессу (R. Bar-

On, D. Goleman, R. Cooper).

Первая и наиболее известная в научной пси-

хологии модель эмоционального интеллекта была

разработана Питером Саловеем и Джоном Майе-

ром. Они же ввели в психологию и сам термин

«эмоциональный интеллект». Первоначальный

вариант этой модели был предложен в 1990 году.

Исследователи определили эмоциональный интел-

лект как «способность отслеживать собственные и

чужие чувства и эмоции, различать их и использо-

вать эту информацию для направления мышления

и действий. Эмоциональный интеллект трактовался

как сложный конструкт, состоящий из способнос-

тей трех типов:

1) идентификация и выражение эмоций,

2) регуляция эмоций,

3) использование эмоциональной информации

в мышлении и деятельности (Mayer, Salovey,

1997).

Анализ отечественных (О.В. Лунева, Д.В. Лю-

син) и зарубежных (R. Bar-On, D. Goleman, J. Mayer,

P. Salovey) представлений об эмоциональном ин-

теллекте показывает его как сложный конструкт,

включающий следующие компоненты:

• понимание своих эмоций: знание себя, спо-

собность распознать и понять собственное

настроение, эмоции и движущие силы, равно

как и их влияние на других, переходы от од-

ной эмоции к другой, причины эмоций, вер-

бальную информацию об эмоциях;

• контроль своих эмоций: самоконтроль, спо-

собность контролировать и переориентиро-

вать деструктивные импульсы и настроения,

склонность не давать поспешных оценок,

думать, прежде чем действовать, управление

стрессовыми ситуациями, устойчивость к

стрессу, контроль за импульсивностью, само-

мотивация;

• понимание эмоций других людей и социаль-

ные навыки: эмпатия, распознавание эмоций

других людей, умение воздействовать на эмо-

циональное состояние других людей, лидерс-

тво, влияние, взаимодействие, изменяемость,

управление конфликтом, построение связей,

работа в команде.

По данным израильского психолога Р. Бар-

Она, эмоциональный интеллект определяется та-

кими качествами индивида, которые помогают ему

противостоять требованиям и давлению внешней

среды, справляться со стрессом. Эмоциональный

интеллект связан с общим психологическим само-

чувствием личности. В тесте, разработанном Бар-

Оном, учитывается 152 психологических ощуще-

ния, например, поведение при стрессе, ощущение

счастья и поведенческий оптимизм (Bar-On, 1997).

Американский психолог Роберт Купер рассмат-

ривал взаимодействие стресса и эмоционального

интеллекта. В его методике «Карта эмоционального

коэффициента», включающей двадцать шкал, три

первые шкалы посвящены стрессовым факторам,

которые влияют на человека (среда, стресс на рабо-

те, стресс в личной жизни). В последующих шкалах

отражены манеры поведения и способы реагирова-

ния на стрессовое воздействие. Вот пример одно-

го утверждения из шкалы «Стойкость»: «Я быстро

прихожу в себя после разочарований; из любой си-

туации существует несколько выходов; сталкиваясь

с проблемой, я сосредотачиваюсь на том, что я могу

сделать для ее решения». Р. Купер в своей работе

пишет о том, что способность противостоять стрес-

совому воздействию напрямую зависит от уровня

развития эмоционального интеллекта: чем выше

уровень эмоционального интеллекта, тем выше

способность противостоять стрессовому воздейс-

твию (Cooper, Sawaf, 1997).

Таким образом, социальный и эмоциональный

интеллекты, согласно изложенным данным, явля-

ются близкими смысловыми понятиями с совлада-

ющим поведением и могут рассматриваться как в

качестве его механизмов, так и копинг-ресурса. Ис-

следования в этом направлении помогут более ши-

роко взглянуть на проблему совладающего поведе-

ния и разработать новые методики его измерения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...