Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология человеческого бытия




И ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

(Исследование выполнено при финансовой

Поддержке РГНФ, грант 07-06-00059а)

В. В. Знаков (Москва)

В последние годы в отечественной психологии

интенсивно развивается психология совладающего

поведения. Без преувеличения можно сказать, что

это происходит, главным образом, благодаря уси-

лиям костромских психологов Т. Л. Крюковой и ее

учеников. В их исследованиях предпринята продук-

тивная попытка реализации комплексного подхода

к изучению переживания человеком трудных ситу-

аций и совладания с ними, основанная на методо-

логии субъектно-деятельностного подхода (С. Л.

Рубинштейн, А. В. Брушлинский и др.). Проведен-

ный анализ переживания u1089 субъектом трудных жиз-

ненных ситуаций привел к получению научно зна-

чимых результатов о психологических механизмах

совладающего поведения (в частности, внутренних

и внешних ресурсах совладания), а также к интег-

рации представлений о закономерных тенденциях

развития сложного и многомерного феномена сов-

ладания (Крюкова, 2004, 2005).

В этих исследованиях феномен совладающего

поведения проанализирован с позиций психологии

субъекта (Брушлинский, 2003, 2006). При этом вни-

мание исследователей фокусировалось на том, как

субъект осуществляет выбор стратегий и стилей

совладающего поведения. Под выбором определен-

ного поведения субъектом в данном случае имеет-

ся в виду то, как человек, источник собственной

активности и самоорганизации, взаимодействуя с

трудной ситуацией, осознанно выбирает один из

нескольких альтернативных вариантов поведения.

В этом контексте особую значимость приобретает

определение и описание признаков трудной жиз-

ненной ситуации.

Таким образом, исследования психологии сов-

ладающего поведения, проводимые учеными Кост-

ромского государственного университета, основы-

ваются на психологии субъекта и, следовательно,

психологии человеческого бытия. Названные тео-

ретические основания исследований, безусловно,

являются не единственными, но методологически

очень значимыми.

Психология человеческого бытия представля-

ет собой одно из направлений развития психологии

субъекта в том ее варианте, который разработал А.

В. Брушлинский. Поскольку названное выше на-

правление психологического познания является но-

вым, то для определения того, какую роль играет в

нем понятие трудной жизненной ситуации, необхо-

димо уточнить соотношение психологии субъекта и

психологии человеческого бытия.

Во-первых, вторая является частью первой

уже по содержанию и решаемым задачам. В пост-

неклассической психологии субъекта в сконцент-

рированном виде отражена тематика всех предыду-

щих исследований Брушлинского. К ним относятся:

вопрос о наследственных предпосылках психичес-

кого развития, соотношении u1073 биологического и со-

циального в развитии личности; принцип детерми-

низма, соотношение внешних причин и внутренних

условий в детерминации психики; проблема дис-

кретности-недизъюнктивности и непрерывности

организации психических процессов; проблема

общественного-индивидуального в психике чело-

века и культурно-историческая теория мышления;

мышление как процесс и проблема деятельности;

идущие от С. Л. Рубинштейна исходные положения

субъектно-деятельностной теории и проблема субъ-

екта в психологической науке; наконец, психология

субъекта как целостная область психологического

знания, психология созидания, ориентированная на

анализ таких ценностей, как свобода, духовность,

нравственность, гуманизм. Психология человечес-

кого бытия имеет непосредственное отношение

только к двум последним проблемам: она направле-

36

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

на на анализ смысловых и ценностных контекстов

жизни субъекта, в которых формируются и прояв-

ляются его субъектные качества.

Во-вторых, психология человеческого бытия

основана не на субъектно-деятельностном, а на

субъектном подходе в психологии. Очевидно, что

жизнь человека нельзя рассматривать только как

непрерывную череду сменяющих друг друга де-

ятельностей. Это означает признание того, что в

формировании психики большую роль играют не-

деятельностные по своей природе феномены – об-

щение, переживание, созерцание и другие. Выход за

пределы сиюминутного деяния, целенаправленная

устремленность на реализацию своего призвания

или дела, которому служишь, не только побуждают

человека к связыванию воедино прошлого, настоя-

щего и будущего своей жизни. Все это способствует

развитию субъектности, формированию и реализа-

ции субъектных качеств человека, начиная с мла-

денческого возраста и до старости.

В-третьих, творческое развитие психологии

субъекта А. В. Брушлинского сегодня привело к

осознанию психологами того, что ее предмет неод-

нороден, он включает и субъекта деятельности, и

субъекта развития, и субъекта жизни (Е. А. Серги-

енко, 2007). Психология человеческого бытия изуча-

ет преимущественно субъекта развития и субъекта

жизни. Об этом свидетельствуют, в частности, уже

проведенные исследования: понимания субъектом

манипулятивного поведения; половых, гендерных

и личностных различий в понимании испытуемы-

ми разного возраста моральной дилеммы; половые

и возрастные различия в когнитивных и экзистен-

циальных компонентах самопознания и самопони-

мания. Как названные, так и другие исследования

ориентированы на выявление не процессуально-

деятельностных, а результативных составляющих

понимания субъектом мира в разные периоды его

жизни.

Психология человеческого бытия на новом

витке спирали развития научного познания ис-

следует классические проблемы так называемой

вершинной психологии: смысла жизни, свободы,

духовности, гуманизма. Вместе с тем она изучает

и классические экзистенциальные проблемы: оди-

ночества, осмысленности или абсурдности бытия,

отношения субъекта к жизни и смерти. Особое зна-

чение, имеющее непосредственное отношение к

психологии совладающего поведения, в психологии

человеческого бытия занимают проблемы, возника-

ющие в критические периоды жизни субъекта. Они

возникают тогда, когда происходит разрыв привыч-

ного существования. Это бывает при опасной болез-

ни, утрате близких, страхе смерти у летчиков-испы-

тателей или обычных людей, которые оказались на

месте теракта или техногенной катастрофы. В этом

контексте научно значимыми являются исследова-

ния понимания разными категориями людей эвта-

назии, рациональных и эмоциональных оснований

выбора у женщин, принимающих экзистенциально

трудное решение об искусственном прерывании бе-

ременности, самопонимания хирургов, выполнив-

ших неудачную операцию, и другие.

Вместе с тем следует признать, что для осмыс-

ления субъектом серьезных экзистенциальных про-

блем ему не обязательно оказываться в критических

ситуациях. Обычно человек живет такой привыч-

ной жизнью, в которой он иногда невольно оказыва-

ется не субъектом, а объектом действий и решений

со стороны u1076 других людей (например, предельным,

но, к сожалению, весьма распространенным в на-

шей стране случаем является жизнь женщины с му-

жем-алкоголиком, которая ради сохранения семьи

терпит унижения и побои. В семейной обстановке

такие женщины утрачивают способность к выраже-

нию своего Я, подчиняются любым прихотям мужа,

под воздействием алкоголя теряющего контроль за

поведением). Однако в особые «часы ясности» че-

ловек склонен задумываться о своей жизни. Перед

ним встают вопросы: «Зачем жить?» и «Как жить?».

Отвечая на них, он должен обратиться к собствен-

ным внутренним ценностям, иначе он не сможет

стать свободным, ответственным и самостоятель-

ным субъектом. Как известно, вопросы о смысле

жизни возникают у каждого человека еще в подрос-

тковом возрасте, а отвечает он на них в течение всей

жизни, вплоть до глубокой старости.

Таков очень краткий перечень проблем, вхо-

дящих в предмет психологии человеческого бытия.

Наиболее общей среди них, прямо или косвенно

включающей все названные выше, является пробле-

ма понимания. Я имею в виду понимание субъектом

мира и себя в мире, то есть понимание ситуаций че-

ловеческого бытия.

Обобщая, можно сказать, что предметом ис-

следования в этой области психологической науки

являются не психические процессы или свойства

(мышление, эмоции, внимание и т. п.), а смысловые

образования, выражающие ценностное отношение

субъекта к миру. Основной акцент здесь делается

на анализе ценностных, аксиологических аспектов

бытия человека. Иначе говоря, предметом исследо-

вания становятся целостные ситуации человеческо-

го бытия, включающие понимающего их субъекта.

Это полностью соответствует макроаналитическо-

му методу исследования психики, являющемуся од-

ним из основных в психологии субъекта.

Любая ситуация не дается человеку извне, в

ней объекты не существуют отдельно от наблюда-

теля. Безусловно, люди и, например, море сущес-

твуют. Однако ситуация «человек, смотрящий на

море» возникает только в опыте субъекта, наблю-

дающего, понимающего, переживающего мысли и

чувства, возникающие у него u1087 при встрече с морем.

37

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

Следовательно, ситуация приобретает психологи-

ческое содержание в результате того, как человек ее

воспринимает, категоризует, понимает и, соответс-

твенно, как себя в ней ведет. Исследования в области

психологии субъекта и психологии человеческого

бытия побуждают психологов заново переосмысли-

вать содержательное наполнение и типы социаль-

ных ситуаций: «Разработка категории субъекта и

субъектно-деятельностного подхода в психологии,

позволяющая продуктивно обсуждать фундамен-

тальную проблему соотнесения человека и окружа-

ющего его мира, предоставляет новые возможности

для осмысления сущности понятия «ситуации» с

точки зрения преобразовательной активности са-

мого человека. Субъектный уровень бытия чело-

века, являющийся системообразующим фактором

его целостной организации, проявляется в процес-

се активной интерпретации им социального мира,

конкретных ситуаций взаимодействия, а также в

деятельностном взаимоотношении с миром, преоб-

разующем как окружение, так и его самого» (Е. В.

Улько, 2005).

В настоящее время в психологии совладаю-

щего поведения при обсуждении учеными понятия

трудной жизненной ситуации отсутствует ясность,

определенность и в понимании того, что такое си-

туация как предмет психологического познания, и

в описании объективных и субъективных характе-

ристик ее трудности.

Интересная и продуктивная попытка рассмот-

рения соотношения термина «жизненная ситуация»

со смежными понятиями была предпринята Е. Ю.

Коржовой. Она отмечает, что всякая социальная си-

туация, например, конфликтная, является жизнен-

ной, так как она включена в контекст жизненного

пути, человек непосредственно «соприкасается» с

ней. Однако жизненная ситуация не всегда быва-

ет социальной, если рассматривать последнюю в

узком смысле, как ситуацию общения; в широком

смысле они тождественны. Любая критическая си-

туация является жизненной, но не всякая жизнен-

ная ситуация - критической, потому что в жизни

человека есть и эмоционально положительно окра-

шенные ситуации. Жизненная ситуация, в которой

человек видит противоречие, выделяется им как

проблемная, но не все жизненные ситуации про-

блемны (Коржова, 2006). Таким образом, обсужда-

емое понятие оказывается многозначным, в част-

ности, вследствие того, что «жизненная ситуация»

обогащается смыслами смежными с ней категорий.

Не менее неоднозначно обстоит дело с опреде-

лением трудности жизненной ситуации. Согласно

психологии человеческого бытия трудная ситуация

– это не субъект и внешние обстоятельства жизни,

воздействующие на него, а человек, находящийся

внутри ситуации и оценивающий, интерпретирую-

щий, понимающий ее как трудную для себя. Будет

ли ситуация понята как трудная зависит, во-первых,

от индивидуальной специфики ее субъективного

отражения в сознании субъекта и, во-вторых, от его

личностных качеств (тревожность, стрессоустой-

чивость и т. д.). Ситуация понимается субъектом

как трудная, если она обладает для него такими

признаками, как значимость, неподконтрольность,

неопределенность, малая прогнозируемость, дина-

мичность, стрессогенность, а также недостаточное

соответствие собственных ресурсов требованиям

ситуации (Битюцкая, 2007).

Итак, очевидно, что феномен трудной жизнен-

ной ситуации, являющийся предметом изучения и

в психологии человеческого бытия и в неразрывно

связанной с ней психологии совладающего поведе-

ния, потребует от психологов еще немало усилий,

направленных на его тщательное исследование и

более глубокий психологический анализ.

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

БЛАГОДАРНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Г. К. Кислица (Москва)

Жизнь часто испытывает человека на про-

чность, ставя его в трудные ситуации, в которых,

казалось бы, невозможно реализовать свои внутрен-

ние и внешние потребности. Поскольку избежать

этого зачастую не удается, перед человеком встает

вопрос о том, как вести себя в подобной ситуации,

как выйти из нее и как сохранить свое физическое и

душевное здоровье. Ответы на эти вопросы психо-

логия ищет в исследованиях и анализе копинг-по-

ведения.

Выделяют следующие формы совладающего

поведения: разрешение проблем; поиск социальной

поддержки; избегание. Успешность преодоления

трудных жизненных ситуаций зависит от личнос-

тных ресурсов и тех возможностей, которые пре-

доставляет человеку среда. Один из важнейших

ресурсов среды – это социальная поддержка. Среди

личностных ресурсов выделяются адекватная «Я

– концепция», позитивная самооценка, оптимисти-

ческое мировоззрение, способность устанавливать

межличностные связи и т. д.

В настоящее время существует достаточно

большое количество различных классификаций

стратегий поведения, которые в данном материале

мы опустим. Для нас важнее тот факт, что выбор

тех или иных способов реагирования на трудные

жизненные ситуации во многом зависит от уровня

развития личности. По данным различных исследо-

ваний, чем он выше, тем успешнее субъект справля-

ется с различными ситуациями.

Большинство психологов, работающих в рам-

ках гуманистического направления, согласятся с

положением, что те испытания, которые предлага-

38

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ет нам жизнь, зависят не только от внешних усло-

вий. Предпосылкой к тем или иным возникающим

трудностям становятся наши внутренние установ-

ки, переживания, наше отношение к себе и другим

людям. По сути, внутренние условия определяют

то, как мы формируем свой жизненный опыт. Если

в самосознании человека это опыт бесконечных

обид, потерь и поражений, то ему бывает достаточ-

но трудно выбрать успешную стратегию поведения.

Жизненный опыт, воспринимаемый самим чело-

веком как позитивный, априори дает ему больше

шансов справиться со вновь возникшей жизненной

проблемой. Собственно, особенностью людей с

осознанно позитивным жизненным опытом явля-

ется восприятие возникающих трудностей не как

проблемы, а как возможности открыть в себе новые

резервы, силы, способности.

В этой связи хочется поделиться некоторым

опытом в исследовании переживания благодар-

ности. В психотерапевтической практике давно и

активно используется обращение к позитивным пе-

реживаниям как к средству выхода u1080 из состояний ду-

шевного и связанного с ними телесного неблагопо-

лучия. Большинством исследователей и практиков

основной упор делается на способности к пережи-

ванию чувств любви, радости, покоя, удовлетворе-

ния (А. Лоуэн, Т. Н. Флоренская, Н. Пезешкиан, Дж.

Рейнуотер, Ф. Кристалл и др.). При этом явление

благодарности имманентно присутствует в терапии

как основание, ведущее к возрождению и пережи-

ванию названных чувств.

Так в психотерапии Ф. Кристалл внутреннее

выражение благодарности родителям (хотя бы за

факт рождения и предоставления возможности по-

лучить жизненный опыт) является одной из ступе-

ней, ведущих к освобождению (разотождествлению)

их взрослых детей от эмоциональной зависимости

и родительских ограничений. А известный психоте-

рапевт И. Ялом среди психотерапевтических факто-

ров называет альтруизм как способность помогать

другим. При этом нельзя не заметить, что помощь

часто приводит к ответной благодарности, которая,

безусловно, повышает самооценку субъекта помо-

щи. Таким образом, благодарность не только спо-

собствует получению и закреплению в опыте реци-

пиента механизмов преодоления трудной ситуации,

но и пополняет резерв внутренней силы донора.

Конечно, понятие «благодарность» может быть

неоднозначным и как ответное движение иметь раз-

личные оттенки: от чисто формального действия,

предписанного правилами хорошего тона до глу-

бокого движения души, которое можно прочувс-

твовать, но порою трудно по-настоящему выразить

словами.

Благодарность первого вида, предписанная

правилами поведения, есть непременный атрибут

этикета и призвана регулировать отношения людей

в обществе. Однако даже эта, не самая глубокая

форма благодарности может оказаться весьма по-

лезной в ситуациях, когда человеку необходимо за-

ручиться помощью своего социального окружения.

Знание ситуаций и обстоятельств, когда необходи-

мо выказывать благодарность и умение выразить ее

- одно из требований общечеловеческой культуры,

вежливости. Оно во многом регламентировано и от-

ражает иерархию возрастных, статусных, u1087 половых

различий людей. В зависимости от конкретной си-

туации и личностных особенностей участников об-

щения «вежливая» благодарность может сопровож-

даться положительным эмоциональным настроем,

а может, напротив, вызывать внутреннее чувство

протеста, так как носит определенный налет обяза-

тельности.

В проведенном пилотажном исследовании

было описано несколько случаев, в которых рес-

понденты по разным причинам испытывали сме-

шанные чувства, переживая благодарность. Одна-

ко, легкий налет досады от того, что попали в не-

ловкую ситуацию, что помогающий оказался более

сильным, опытным, не помешал им выйти из нее

и сохранить в своей памяти вариант обращения за

помощью как эффективный способ преодоления

трудных ситуаций.

Благодарность, идущая от сердца, всегда пози-

тивна и целительна для души как донора (благода-

рящего), так и реципиента - того, кому она направле-

на. Многие респонденты в исследовании отметили,

что само задание вспомнить о тех случаях в жизни,

которые вызвали у них переживание благодарнос-

ти, было для них полезным и целительным.

Из опыта практической работы, мы выявили

интересную особенность благодарности, связан-

ную, на наш взгляд, с терапевтическим ресурсом

этого явления. Часто человек, обращающийся к

психологу, помимо проблемы, существующей в на-

стоящем, тянет за собой хвост из различных обид

на жизнь, людей в прошлом. Переосмысление про-

шлого опыта, выявление позитивных моментов, ко-

торые он содержит в себе, приводит к возможности

интеллектуального понимания того, что человеку

есть, за что благодарить жизнь, находившихся с ним

рядом людей. Иногда в ходе работы это понимание

подкрепляется чувством, иногда остается чисто ин-

теллектуальным. Однако, даже во втором случае,

благодарность, направленная в прошлое, раскрыва-

ет для человека возможность по иному увидеть и

оценить настоящую ситуацию. Опыт благодарности

как бы вскрывает невидимые, лежащие не на повер-

хности ресурсы трудной в прошлом ситуации. Это

знание побуждает человека к поисковой активности

подобных скрытых резервов u1080 и потенций в ситуации

нынешней. Помогает принять ее, а это уже является

первой ступенью к преодолению самой ситуации.

39

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

Особо хочется отметить случаи, когда благо-

дарность переживается как высшее чувство. В этом

переживании задействованы все сферы – и чувс-

твенная, и ментальная, и телесная. Многие описы-

вают свои ощущения в этот момент как расширя-

ющие, распирающие (приятно), дающие ощущение

сияния и объединения со всем и вся.

Запечатление подобных моментов важно для

души, их целительная сила действует и в последую-

щие годы. Фактически, она остается на всю жизнь.

В психотерапевтической практике есть много мето-

дик, основанных на припоминании реальных ситуа-

ций, содержащих в себе опыт переживания высших

состояний – счастья, любви, благодарности. В такие

моменты как никогда человек испытывает чувство

единения и гармонии с Бытием. И это самый мощ-

ный источник сил и уверенности в себе. Действие

из этого состояния в «день нынешний» позволяет

человеку прервать цепь дурного настроения, не-

гативных мыслей, неудач и действовать наиболее

адекватно моменту.

Многие исследователи копинг-поведения от-

мечают, что успешность выбранного стиля реагиро-

вания связана, помимо прочих причин, с тем, будет

или нет событие восприниматься как угрожающее.

Опыт переживания высших состояний (в том числе

благодарности) открывает в нем чувство доверия к

жизни в целом, и, как следствие, к себе, людям, си-

туациям. В значительной степени снижается страх

перед неопределенностью ситуации. Это позволяет

сосредоточиться на поиске и выполнении действий,

необходимых здесь и сейчас, а не расходовать свои

силы на борьбу с негативными эмоциями, вызван-

ными возможными (но не обязательными) следс-

твиями.

На наш взгляд дальнейшее изучение такого яв-

ления, как благодарность, может внести полезный

вклад в исследование проблемы совладающего по-

ведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...