Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I.1 Ранний детский аутизм. Причины возникновения




Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей с ранним детским аутизмом младшего дошкольного возраста

 

 

Выполнил студент

3-031700-31 учебной группы 4 курса

Кузнецова Марина Андреевна

 

Научный руководитель

Шульженко Наталья Владимировна

 

 

Ижевск 2012


Оглавление

Введение …………………………………………………………….…...….….....3

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

I.1. Аутизм. Причины возникновения аутизма……………….…………...…...5

I.2. Особенности проявления раннего детского аутизма в детском возрасте…………………………………………………………………………….……..9

Глава II. Характеристика коммуникативной сферы у детей с РДА

II.1. содержание и организация исследования…………………….…………15

II.2. анализ результатов проведённого исследования………………...…….....23

Заключение ……………………………………………………………………...29

Список использованной литературы ……………………………………...30


 

Введение

Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизмом (от греческого autos - сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА) [9].

Ранний детский аутизм характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет [13].

При раннем детском аутизме нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития, в то время как при других дефектах психического развития, нарушения общения имеют вторичный характер и, значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер [20].

С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста», на сегодняшний день является актуальной.

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности коммуникативной функции речи детей с РДА младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возрастаимеет ряд специфическихособенностей которые могут проявляться в виде эхолалии и аграмматизме.

Объект исследования: коммуникативная функция речи у детей с РДА младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс выявления особенностей коммуникативной функции речи при взаимодействии с окружающими у детей с РДА младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.

2. Экспериментально выявить особенности коммуникативной функции речи при взаимодействии с окружающими у детей с РДА младшего дошкольного возраста.

Методическая основа исследования:

1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. наблюдение за деятельностью детей в процессе взаимодействия с окружающими;

3. проведение констатирующего эксперимента;

4. количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

Практич е ская значимость работы заключается в том, чтобы выявить особенности нарушения коммуникативной сферы в процессе общения у детей с РДА младшего дошкольного возраста.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

I.1 Ранний детский аутизм. Причины возникновения

В настоящее время нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА. Делая выводы на анализе материалов публикаций в интернете и научной литературе: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.

В университете Рочестера обследовали около 60 больных: в половине случаев выявлена мутация определенного гена, которой играет решающую роль в формировании головного мозга на ранней стадии развития эмбриона. Причем для возникновения аутизма достаточно наследования дефектного гена от одного родителя. Как правило, родители больных детей сами нормальны, у них могут быть лишь очень слабые симптомы аутизма [22].

Существует достоверная статистическая корреляция между синдромом слабой Х-хромосомы и наличием аутизма.

Причиной аутизма, как и многих других психических заболеваний может быть конфликт между генами, унаследованными от матери и отца [18]. Известно, что самки млекопитающих «отключают» в своих яйцеклетках многие гены, работа которых выгодна эмбриону, но невыгодна матери, тогда как самцы напротив отключают в своих сперматозоидах гены не выгодные эмбриону, но выгодные матери. Ряд фактов свидетельствует о том, что смещение баланса активности генов в «отцовскую» сторону может привезти к аутизму, в «материнскую» — к депрессии, психозам и паранойе [25].

Ещё одна из возможных причин возникновения аутизма и других расстройств мозга, является недостаток белка Cdk5 (от англ. Cyclin-dependentkinase, циклин-зависимой киназы). Этот фермент участвует в регуляции ряда клеточных процессов - от клеточной подвижности до привыкания к лекарствам. Фермент Cdk5 помогает развиваться синапсам, которые связывают нейроны и лежат в основе способности человека изучать материал и запоминать его. Синапсы — сложные структуры, состоящие из ионных каналов, рецепторов и других сложных белковых комплексов, которые все сообщаются друг с другом для получения и отсылки сигналов. Неправильно сформированные синапсы приводят к задержке умственного развития и мутациям в генах, кодирующим определённые синаптические белки. Этот дефект, в частности, связан с возникновением такого тяжелого заболевания, как аутизм. По мнению многих экспертов, Cdk5 способствует образованию синапсов и взаимодействует с существенными предсинаптическими компонентами, играет важную роль в формировании новых нейронов и правильном мозговом развитии. Также учёные смогли получить молекулярное свидетельство, что Cdk5 влияет и на образование нейродегенеративных расстройств, например, болезни Альцгеймера [16].

Основываясь на том факте, что аутизм тесно связан с эпилепсией и проблемами в обучении, ученые склонны искать причину этой патологии в биологическом и химическом дисбалансе. На сегодняшний день никто даже не приблизился к тому, чтобы объяснить, что именно не так происходит в головном мозге больных. Прослеживается параллель между развитием заболевания и повышенным уровнем в крови свободного или связанного с тромбоцитами серотонина, однако детали патологических механизмов еще только предстоит выяснить. Хотя в каждом конкретном случае очень сложно определить какую-либо причину, предполагается связь аутизма с рядом перинатальных повреждений, врожденной краснухой, фенилкетонурией и младенческими судорогами [22].

РДА - сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространенность его составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L.Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома [17].

В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

- в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

- квторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы [4].

Множество авторов предлагают свою классификаций аутизма. Мы решили рассмотреть классификацию Лебединской К.С. и О.С. Никольской.

Они выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. Полная отрешённость от происходящего вокруг. При попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

2. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящимися к 1-ой группе.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке [11].

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.

Изучив литературу, мы выяснили, что причину возникновения РДА пока не нашли. Но существует множество версии причин заболевания РДА: аутизмом заболевают люди с генетической к нему предрасположенностью, в результате воздействия внешних факторов (родовые травмы, вирусы и вакцины, отравления тяжелыми металлами и многое другое) приводящих к дисфункции мозга.

Основными проявлениями синдрома, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

По классификации Лебединской К.С. и Никольской О.С. мы выяснили, что РДА может проявляться от повышенной ранимости до полной отрешённости от происходящего вокруг. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...