Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Характеристика коммуникативной сферы у детей с РДА




II.1 содержание и организация исследования

Наше исследование проводилось на базе МДОУ №271 комбинированного вида Устиновского района, г.Ижевска.

Целью исследования является изучение особенностей развития коммуникативной речи у детей с РДА при взаимодействии с окружающими.

Изучение речевого развития мы выделили как специальный объект исследования. Это обусловлено тем, что нарушение коммуникативной речи занимает большое место среди характерных признаков РДА и отражают основную специфику аутизма, а именно не сформированность коммуникативного поведения.

В исследовании принял участие 2 детей в возрасте 5 лет (старшая группа детского сада). По заключению ПМПК все дети имеют диагноз – ранний детский аутизм.

Исследование было осуществлено в два этапа:

Первый этап – наблюдение за детьми, организация и проведение констатирующего исследования на основе выделенных параметров и критерий оценок.

Второй этап – констатирующее исследование на основе взаимодействия с ребенком.

Наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободное время, а также специальные исследования, прежде всего, показывают недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется (или недостаточно используется) в коммуникативных целях.

На первом этапе изучалось состояние взаимодействия с окружающим миром и людьми у детей с РДА; определялся уровень развития речи; контакт со взрослым зрительный и физический; выявлялись особенности ведения игры; выявлялась эмоциональная реакцияребенка.

Эксперимент проводился на основе классификации О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг. Проанализировав, мы выделили параменты и критерии оценок [12].

Цель: определить уровень коммуникативной сферы. Она достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка, что позволяет на начальном уровне оценить возможные нарушения эмоционально-волевой сферы. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка мы можем строить дальнейшее изучение его уже в результате установления контакта и организации взаимодействия с ним.

Первый этап эксперимента проводится в виде наблюдения. Мы наблюдали за детьми в привычной для них обстановке.

Наблюдение за ребенком осуществляется с первого момента его появления в комнате. Оно позволяет определить многие специфические характеристики аутичного ребенка. Так, например, мы обращаем внимание на внешние признаки проявления аутичности, а именно: позу, ритм и характер движений, мимику лица. Выражение и мимика лица ребенка могут быть застывшими [10].

При оценке поведения ребенка обращается внимание на его адекватность и заинтересованность или отстраненность от окружающего. Важно отметить, как ребенок реагирует на новую и непривычную для него обстановку.

Обработка экспериментального результата приводится в баллах.

1) Зрительный контакт:

· Ребенок не поддерживает контакт глаз (1 балл)

· При контакте глаз присутствует «толчкообразный» взгляд (2 балла)

· У ребенка идет преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения (3 балла)

· Ребенку характерен «бегающий взгляд» взгляд мимо (4 балла)

2) Физический контакт:

· Ребенок испытывает дискомфорт при вступлении в контакт с другими людьми (1 балл)

· Ребенок жестко ограничивает свой круг людей (2 бала)

· Физический контакт избегает, при не желательных контактах ребенок становится агрессивен(3бала)

· Ребёнок избегает отношений, если чувствует какую либо преграду (4 бала)

3) Реакция на окружающий мир:

· Ребёнок игнорирует даже жизненно важные потребности, активно стремится к одиночеству (1 балл)

· Исключительная консервативность в любых направлениях начиная от выбора еды до использования одних и тех же слов. Тщательная избирательность в контактах с внешним миром (2 бала)

· Укрывается от внешнего мира в своих интересах, проявляющиеся в стереотипичной форме и не носит познавательного характера (3 бала)

· Своевременно появляется боязнь чужого человека. Характерна реакция испуга на неадекватное или просто непривычное выра­жение лица взрослого человека, на неожиданное пове­дение ровесника (4 бала)

4) Речь:

· Полная утрата речи(мутизм) (1 балл)

· В речи у ребёнка присутствует большое количество речевых и стереотипий, эхолалия (2 бала)

· Речь проявляется в проигрывании стереотипных сюжетов, рано появля­ются "взрослые" интересы - к энциклопедиям, схемам, счетным операциям, словесному творчеству(3 бала)

· Присутствует небольшая задержка речевого развития (4 бала)

5) Эмоциональная реакция:

· Ребёнок не проявляет ни какойсоциальной активности (1 балл)

· При взаимодействии с ребёнком проявляется резкая перемена эмоционального состояния (2 бала)

· Активность в эмоциональных проявлениях выражается в их строгой дозировании. Ребенок может соблюдать дистанцию в общении, ограничение времени контакта (3 бала)

· У ребенка проявляется повышенная ранимость, он эмоционально зависим от родных (4 бала)

6) Игры:

· Часто располагает предметы или игрушки рядами по определенным схемам, очень расстраивается и устраивает истерику, если картина нарушается (1 балл)

· Ребёнку характерны стереотипные манипуляции с неигровым материалом (2 бала)

· У ребёнка присутствуют игры цикличного характера; интересы носят мрачный, агрессивный характер (3 бала)

· Почти нормальный навык игры, но изредкасам он в состоянии длительно заниматься какими-то своими ма­нипуляциями, однообразными играми. Редко зацикливается на отдельных частях игрушки (4 балла)

Проанализировав заявленные параметры, мы выделили следующие группы

0 – 6 баллов

Дети первойгруппы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют отрешенностьот внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

7 – 12 баллов

Дети второйгруппы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз развития у этой группы лучше, чем у предыдущей. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержениеокружающей реальности.

13 – 18 баллов

Дети третьейгруппы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

19 – 24 баллов

Дети четвертойгруппы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Второй этап констатирующего эксперимента был проведен на занятиях психолога.

Мы выделили критерии для определения уровня речевого развития детей с РДА, взяв классификацию клинических групп Т.И. Морозовой и О.С. Никольской.

Цель: определить уровень речевого развития и способность ребенкавступать в контакт с помощью речи.

Обработка экспериментального задания приводится в баллах.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...