Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обновление дошкольного образования




Дошкольного возраста

Учебное пособие

 

 

Бийск
ФГБОУ ВПО «АГАО»
2013


ББК 74.58

М 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина

 

 

Рецензенты:

д-р филос. наук, профессор кафедры педагогики

АГАО им. В.М. Шукшина В.А. Возчиков (г. Бийск);

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики

АГАО им. В.М. Шукшина Е.Э. Норина (г. Бийск)

 

М 86 Манузина, Е.Б.

Образовательные программы для детей дошкольного возраста [Текcт]: учебное пособие / Е.Б. Манузина, А.Ю. Арутюнян;
Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. – 116 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-85127-746-7

 

Предложенный в учебном пособии материал представляет теоретическую и практическую значимость в плане методического обеспечения процесса воспитания детей дошкольного возраста с позиций личностно-ориентированного образования.

В книге обобщается содержание понятий, приводятся вопросы для усвоения материала и тестовые задания.

Для студентов педвузов по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль – психология образования), воспитателей дошкольных образовательных организаций и педагогов дополнительного образования.

 

ISBN 978-5-85127-746-7

 

 

Ó ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013.

Ó Манузина Е.Б., Арутюнян А.Ю., 2013.

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ 4

Раздел I. Теоретические основы образовательных

программ для детей дошкольного возраста......................... 8

Тема 1. Проблема программности воспитания и обучения

детей дошкольного возраста в отечественной

педагогике и практике....................................................... 8

Тема 2. Дошкольные образовательные программы...... 28

Раздел II. Характеристика образовательных программ

для детей дошкольного возраста........................................ 42

Тема 1. Программа «Радуга»......................................... 42

Тема 2. Программа «Развитие»...................................... 49

Тема 3. Программа «Детство»....................................... 58

Тема 4. Программа «Истоки»........................................ 69

Тема 5. Программа «Содружество».............................. 80

Литература........................................................................ 100

Приложениe...................................................................... 105

 


ВВЕДЕНИЕ

С

ОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА отечественного дошкольного образования строится на принципах гуманизма, вариативности, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных организаций для детей дошкольного возраста и разнообразием педагогических услуг.

Появление современных нормативных документов, ставит перед дошкольной образовательной организацией достаточно ответственную задачу – выбрать такую образовательную программу работы с детьми дошкольного возраста, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

В учебном пособии отражены указанные выше тенденции развития системы дошкольного образования. Оно рекомендовано для изучения курса «Образовательные программы для детей дошкольного возраста».

Целью курса является развитие профессиональной компетентности студентов педагогического вуза на основе формирования у них представления об образовательных программах для детей дошкольного возраста, знаний о научных основах выбора образовательных программ для ДОО, разработки стратегии инновационного поведения образовательной организации.

Задачи курса:

1. Рассмотреть сущность понятий «образовательная программа», «образовательные программы для детей дошкольного возраста».

2. Изучить тенденции обновление дошкольного образования и особенности перехода к вариативности программного обеспечения работы дошкольных образовательных организаций.

3. Раскрыть основные подходы и современные тенденции развития образовательных программ для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федеральных государственных требований.

4. Дать характеристику комплексных и парциальных отечественных образовательных программ.

Для освоения данной дисциплины студенты должны знать: теоретические основы организации процесса обучения и воспитания, особенности организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие педагогической мысли в истории мировой культуры; основные проблемы современного образования, уметь критически оценивать концепции, системы и технологии воспитания, обучения и развития; быть готовым к теоретическому моделированию в рамках профессиональных задач.

Курс «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» призван углубить, на основе интеграции педагогических знаний студентов, их профессиональные представления об образовательной деятельности. Прикладной характер дисциплины в значительной мере ориентирует будущего специалиста на интеграцию теоретических знаний из курсов теоретической и практической педагогики, педагогической и возрастной психологии с практикой деятельности педагога-психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении.

По своему содержанию дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» интегративная. Кроме сообщения студентам специальных знаний, формирования и развития у них специальных умений и навыков, он призван актуализировать их прошлые учебные достижения в области теоретической и практической педагогики, теории обучения и воспитания, а также смежных наук, таких как, общая, педагогическая, возрастная и социальная психология. Дисциплина имеет явно выраженный прикладной характер, вместе с тем основной упор при его освоении делается на практические и лекционные занятия.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного возраста (ОПК-4);

- способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

- готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

- способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

- способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- теоретические основы проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике;

- основы вариативности программного обеспечения работы дошкольных образовательных организаций;

- нормативные основы организации деятельности дошкольной образовательной организации;

- подходы к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- тенденции обновления содержания дошкольного образования;

- основные образовательные (комплексные и парциальные) программы для детей дошкольного возраста.

уметь:

- анализировать современные образовательные программы для детей дошкольного возраста;

- выявлять целесообразность той или иной образовательной программы;

- комментировать научную и публицистическую литературу по проблемам дошкольного образования;

- теоретически обосновывать эффективность той или иной образовательной программы;

- анализировать методического обеспечения образовательных программ для дошкольников;

- обобщать опыт деятельности педагогических коллективов по совершенствованию деятельности ДОО в контексте образовательных программ;

- осуществлять поиск и обработку фактического (практического или опубликованного) материала в соответствии с избранной образовательной программы;

- работать с каталогом, газетами, педагогическим журналами и Интернет-источниками, отражающими различные позиции авторов по вопросам реализации образовательных программ для детей дошкольного образования.

владеть:

- методами организации ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста;

- методами учета индивидуальных особенностей психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности дошкольников;

- технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В процессе лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студенты знакомятся с содержанием и структурой образовательных программ, наиболее распространенных и популярных в практике дошкольных учреждений, изучают методические материалы к ним, наблюдают реальную работу детских садов по той или иной программе.

При изучении различных образовательных программ для дошкольных организаций студентам дается установка сделать определенную классификацию программ. Принцип этой классификации может быть найден самими студентами или предложен преподавателем. Известные программы могут быть систематизированы по одному-двум-трем показателям, т. е. можно получить несколько классификаций. Данный вид деятельности позволяет сформировать у студентов целостное восприятие образовательной программы для детей дошкольного возраста и одновременно помогает выделить ее важнейшие компоненты.

Как правило, в основе каждой образовательной программы заложены определенные концептуальные положения. Программа разрабатывается по определенный философский, педагогический и психологический смысл, а, следовательно, в ней заложен определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают ее самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.

В учебном пособии проводится анализ нормативно-правовых основ обновления содержания современной практики дошкольного образования. Реферативно-аналитическое изучение авторских вариативных и альтернативных программ и методических рекомендаций к ним предполагает самостоятельную работу студентов с текстами нормативных документов, методических рекомендаций, образовательных программ.

Цель настоящего пособия – познакомить студентов с разнообразными отечественными образовательными программами дошкольного образования, их ключевыми положениями, проанализировать методическое обеспечение программ, показать пути организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, раскрыть основные тенденции в программно-методическом потоке.

В пособии подвергаются анализу комплексные и парциальные программы, получившие в разной степени распространение в практике работы дошкольных организаций.

 


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА 1

Проблема программности воспитания
и обучения детей дошкольного возраста
в отечественной педагогике и практике

План

1.1. Программы для детей дошкольного возраста в условиях вариативного образования.

1.2. Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных организаций.

1.3. Обновление дошкольного образования.

1.1. Программы для детей дошкольного возраста
в условиях вариативного образования

Образовательная программа является одним из важных педагогических условий, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Она определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОО. При этом необходимо отметить, что образовательная программа является ориентиром творческой деятельности педагога, так как определяет содержание образовательного процесса в ДОО, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка.

Современная дифференциация дошкольного образования предполагает значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства стратегических целей и задач дошкольного образования. В соответствии с Закона РФ «Об образовании» (2012 г), каждой образовательной организации предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОО.

Однако в соответствии Типовым положении о дошкольном образовательном учреждении (2012 г.) руководители и педагоги детских садов, осваивая различные образовательные программы могут вносить в них изменения, не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ. Но при этом учитывающие специфику их реализации, социальные, экономические, экологические условия, культурные, региональные и другие особенности. Воспитатели могут также использовать и адаптировать зарубежные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Таким образом, в условиях современной образовательной политики вариативность программ рассматривается как важнейшее педагогическое условие соблюдения демократизации и гуманизации образования. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОО, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации, в общеобразовательных организациях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных организациях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Анализ образовательной практики показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ педагоги ДОО испытывают существенные затруднения при отборе самих образовательных программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым ресурсом учреждения, а также не всегда учитывают совместимость программ.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, проблема вариантности образовательных программ и программно-методического обеспечения является одной из основных тенденций дошкольного образования.

Рассмотрим понятие вариативность образования. Под ним понимают, как правило, социально педагогический феномен, представляющий собой адаптивную реакцию общества и образования на новые социально-экономические и психолого-педагогические условия. Вариативность образования рассматривается как направление институционального развития системы образования.

Соответственно, можно определить, что вариативность дошкольного образования есть социально педагогический феномен, который характеризуется отходом от унитарности и унифицированности в дошкольном образовании, разнообразием видов дошкольных образовательных организаций, содержания дошкольного образования, технологий реализации содержания дошкольного образования. Интерес к проблемам обновления содержания дошкольного образования, используемым в образовательном процессе технологиям взаимодействия педагогов и воспитанников, методикам обучения в условиях «предшкольного образования», формам психологической поддержки обучающихся в новых социально-экономических условиях значительно возрос и рассматривается в исследованиях А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, К.Ю. Белой, В.П. Беспалько, Л.М. Денякиной, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Оверчук, Р.Б. Стеркиной и др.).

Целью вариативного образования при таком подходе является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечила ориентацию личности в разного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Гуманистическая, личностно-ориентированная парадигма образования должна быть «центрированной на мире детства», акцентируя внимание на его самоценности в отличие от традиционной парадигмы, в которой закреплено доминирование взрослых. Поэтому предметом пристального внимания и изучения в настоящее время все больше становится содержательная направленность образовательной программы в системе дошкольного воспитания как основополагающей части образовательного ресурса.

Именно она задает ключевые ориентиры в ходе разработки, апробации и внедрения других составляющих программно-методического обеспечения, которые относятся к конкретным сторонам образовательного процесса (методические пособия, рекомендации для специалистов, конспекты-сценарии занятий, а также средства диагностики детского развития и другие методические материалы).

В условиях интенсивных инновационных процессов, формирования авторских программ возникает настоятельная потребность в выборе путей методологического самоопределения субъектов образования (педагогов, родителей) в культурно-образовательном пространстве, в частности, в выборе образовательной программы вариативного образования детей дошкольного возраста.

1.2. Переход к вариантности программного
обеспечения работы дошкольных организаций

Социально-экономические, политические и идеологические изменения, происходящие в современном обществе, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За последние десятилетия Российская система образования существенно изменилась. Анализируя современное состояние организации образовательного процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных организаций, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю дошкольного образования XX века.

Длительный период дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 г. по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Деятельность педагогов, работающих по данной программе, была жестко регламентированной, неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества и инициативы, недостаточно учитывала индивидуальные особенности дошкольников и образовательные потребности семьи, а также подавляла естественную любознательность ребенка.

Ведущие ученые и практические работники были обеспокоены реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что, в свою очередь, неоднократно указывали зарубежные коллеги.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР – центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, – была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы
В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

В «Концепции дошкольного воспитания» авторами были выделены ключевые позиции обновления дошкольного учреждения:

- охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);

- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

- раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении;

- обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;

- радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.[1]

В указанном документе были раскрыты сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми. Причем авторы отмечали, что вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.

Концепция отражала потребности общества, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, а также показала необходимость кардинальной перестройки дошкольного воспитания и образования. Однако она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания.

В 1991 г. было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учитывает индивидуальные особенности детей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

Во «Временном положении о дошкольном учреждении» подчеркивается, что «основными функциями дошкольного учреждения являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».[2]

Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, сформулированные в данном документе, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, положением предусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предприимчивости.

Государственная политика в области образования была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1991 г.).

Принципы, на которых основывается образование, состоят в следующем:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.[3]

В 1995 году было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Согласно, которому за дошкольным образовательным учреждением закреплялось право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы.

В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы.

В указанный период были разработано большое количество парциальных и комплексных программ: «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова) и др.

Большинство образовательных программ были разработаны ведущими учеными и научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы в реальной педагогической практике. Кроме этого коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки различные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Все эти программы активно реализуются в деятельности российских детских садов. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

С целью обеспечения высокого качество дошкольного образования в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.[4]

В указанном документе подчеркивается, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

Таким образом, к концу 90-х годов был осуществлен переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.

При создании новых образовательных программ неизбежны опора на теоретические работы исследователей и использование элементов традиционных технологий, обеспечивавших позитивные сдвиги в развитии ребенка. При этом важным является теоретическая компетентность авторов и уважительное отношение к предшественникам, их вкладу в теорию и практику дошкольного образования. Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшает достоинств новых программ, а указывает на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Обновление дошкольного образования

За последние десятилетия (1995-2013 гг.) очень многое изменилось в российской системе дошкольного образования. Обновление дошкольного образования в России осуществляется в соответствии с тенденциями развития зарубежной и отечественной педагогической науки. Остановимся на характеристике указанных тенденций.

1. Гуманизация образования. Она связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. Личностно-ориентированная модель воспитания предполагает учет интересов, потребностей, способностей ребенка, стремление к сотрудничеству в познавательном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

В методических рекомендациях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были представлены следующие позиции, определяющие типы взаимодействия взрослого с детьми:

- позиция «учителя», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Какими бы демократичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком;

- позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» с детьми без жестких оценок – «правильно-неправильно», «хорошо-плохо» и т. п.;

- позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, а предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.[5]

Каждая из представленных выше позиций взаимодействия взрослого с ребенком имеет самостоятельное значение в образовательном процессе и не вытесняется другими. Педагог компетентно реализует каждую из позиций в зависимости от опыта ребенка, уровня его самостоятельности и т. д.

В современной педагогической науке и практике актуализирован вопрос об обновлении содержания дошкольного образования, внедрении современных образовательных технологий, овладении воспитателями новыми методами и формами работы, ориентированными на личностное развитие дошкольника.

2. Самостоятельность ДОО в организации образовательного процесса. Ориентация детских садов на изменения содержания и методов работы детского сада.

Совершенствование педагогического процесса ДОО и повышение развивающего эффекта в образовательной работе необходимо проводить по следующим направлениям:

- изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

- изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни дошкольников классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы – совместной со сверстниками или индивидуальной.

3. Изменения в организации предметной среды и группового пространства. Концепция построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей образовательной среды М.И. Мазур были выделены следующие принципы:

- Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения педагога с обучающимся («глаза в глаза») – использование разновысокой мебели.

- Принцип активности – ориентирован на возможность совместного участия в совместном создании окружающей среды педагога и обучающихся: использование больших модульных наборов (конструкторов) мебели, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

- Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В развивающей образовательной среде образовательного учреждения необходимо создавать и формировать игровое пространство (спортивный зал, рекреационные помещения, игровые комнаты, актовый зал, живые уголки, зимние сады, игровые комнаты для детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...