Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности бюджетного устройства РФ




Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 уровней[3]:

1 уровень: федеральный бюджет и бюджеты гос. ВБФ

2 уровень: бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. ВБФ

Бюджеты субъектов РФ:

· бюджеты республик,

· бюджеты краев,

· бюджеты областей,

· бюджеты городов федерального значения,

· бюджет автономной еврейской области,

· бюджеты автономных округов.

3 уровень: местные бюджеты

· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения,

· бюджеты муниципальных районов,

· бюджеты городских округов,

· бюджеты городских поселений,

· бюджеты сельских поселений.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.

Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные[4]:

ü налог на добавленную стоимость и акцизы,

ü подоходный налог с физических лиц,

ü налог на имущество,

ü налоги на внешнюю торговлю,

ü внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности,

ü средства бюджетных целевых фондов,

ü отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

ü доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:

§ затраты на государственные инвестиции,

§ расходы на социально- культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета,

§ государственные дотации,

§ расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

§ расходы на науку из бюджета

§ расходы на оборону

§ расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

§ расходы по внешнеэкономической деятельности

§ образование резервных фондов.

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории РФ, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестирования.

Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.

Существует также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.

Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ[5].

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетно-расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджетов складываются из налоговых доходов, на долю которых в России приходится более 85% всех доходов бюджета, и неналоговых доходов.

За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

Важное место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.

Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения являются в основном товары массового спроса. Подакцизными товарами признаются пиво, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. Акцизы составляют в доходах федерального бюджета примерно 2-3%.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что ВЭД обусловливает:

1. содействие выравниванию темпов экономического развития;

2. соизмерение издержек производства на национальном и мировом уровнях;

3. реализацию преимуществ международного разделения труда;

4. повышение эффективности и конкурентоспособности национальных экономик.

Денежные доходы во внешнеторговой деятельности любой страны, в том числе и России, есть произ­водные от внешнеторговых операций, которые определяются действующими в государстве порядком, правилами экспорта и импорта товаров, работ, услуг.

Любая внешнеэкономическая и прежде всего внешнеторговая деятель­ность России, накладывает большой отпечаток на формирование бюджетных доходов. Но не вся внешнеэкономическая деятельность связана с внешнеторговой деятельностью.

Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и другие функции государства – требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей.

Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе.

Доходы бюджета, связанные с внешнеэкономической деятельностью включают главным образом доходы бюджета получаемые от реализации природных ресурсов (газа, угля), средства, полученные производителем-импортером за товары, перемещаемые за пределы территории страны.

Доходы от внешнеэкономической деятельности поступают в бюджет в виде:

таможенных пошлин (ввозных и вывозных), налога на добавленную стоимость,

акцизов, таможенных сборов за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий, сборов за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров, платы за информирование и консультирование, платы за участие в таможенных аукционах и других поступлений от внешнеторговых операций.

Важнейшим источником формирования доходов от внешнеэкономической деятельности бюджета России являются товары, реализуемые в порядке импорта в другие страны.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...