Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути повышения доходов предприятий от ВЭД




Основной задачей современного предприятия является создание конкурентоспособного производства обеспечивающего успешную реализацию продукции на внутренних и внешних рынках сбыта. Решение такой задачи позволит выполнить главную цель предприятия - эффективное функционирование.

Основным показателем конкурентоспособности продукции для предприятия может служить его экспортная составляющая, т. е. количество продукции, реализуемое на внешних рынках. Рост валютных поступлений в значительной мере определяется увеличением части отечественной экспортной продукции. Соответственно будет расти национальный доход государства. При нынешней экономической ситуации деятельность, которой занимаются государство, предприятия, посреднические структуры, дает возможность улучшить их финансовое положение.

Однако на сегодняшний день финансово-экономический эффект внешнеэкономической деятельности с учетом взноса конкретных участников процесса оценен недостаточно, поэтому нельзя должным образом определить их вклад в увеличение общегосударственных средств от экспорта продукции.

С другой стороны, становится невозможным определение реального дохода, который получают конкретные производители, посредники экспортных операций. Это не стимулирует конкретных исполнителей увеличивать экспорт и, соответственно, изготовлять конкурентоспособную продукцию. Именно эти обстоятельства вызвали необходимость разработки методов эффективных расчетов.

Особую роль на предприятии играет создание экспортного потенциала, анализ факторов определяющих возможности расширения и повышения эффективности ВЭД.

Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших затратах производственных ресурсов.

Международный обмен товарами, услугами может быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта.

Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Экономическое обоснование деятельности предприятий, в том числе и тех его направлений, какие связанные с внешнеэкономической сферой ведения хозяйства, осуществляется на основании анализа показателей эффективности.

Увеличение доходов от внешнеторговой деятельности предприятий целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Расширять и в дальнейшем сеть постоянных партнеров в ближнем и дальнем зарубежье с целью увеличения продаж рентабельной продукции.

2. Необходимо решить на государственном уровне вопрос регулирования цен экспортеров, так как декларирование отпускных цен на некоторые виды продукции сужает возможности предприятия-экспортера согласовывать условия контракта, создает сложности с возмещением затрат по экспорту продукции.

3. Снижение ставок по получаемым кредитам в иностранной валюте на закупку импортных материалов и оборудования для технологических нужд путем льготирования на государственном уровне ставок по кредитам.

Использование различных способов сокращения расходов: от закупок материалов по самым низким ценам, до снижения заработной платы персонала и его сокращения.

Модернизация: от внедрения современного программного обеспечения, до замены производственного оборудования на новое, более производительное. Внедрение разного рода корпоративных систем управления, т.е. программного обеспечения, которое должно позволить автоматизировать часть бизнес-процессов предприятия, либо повысить уровень коммуникаций сотрудников. Использование автоматизации давно зарекомендовало себя как очень хороший способ повышения доходов предприятия, связанных с ВЭД.

Замена оборудования для развивающегося предприятия в сфере ВЭД должна проводиться обязательно, но это самый затратный способ, потому что для модернизации обычно требуются значительные инвестиции, а сроки окупаемости нового оборудования, обычно исчисляются несколькими годами. Поэтому, повышение доходов за счет модернизации возможно, но только если правильно определить ограничение, т.е. «узкое место» на предприятии.

Способность высшего руководства критически оценить выстроенную ими же систему управления, а тем более решиться на ее изменение, является признаком высокого профессионализма руководителя.

Многочисленные и разнообразные деловые связи между хозяйственными субъектами в рыночной экономике в случае, если они заканчиваются договором и исполнением сделки, неминуемо заканчиваются денежными обязательствами. При большом числе сделок может случиться так, что покупатель или должник по различным причинам не сможет или не пожелает исполнить своих платежных обязательств.

С другой стороны, бывают случаи, когда покупатель после того, как он заплатил за получение товара, получает не тот товар, который ему необходим, получает его с опозданием или с повреждениями. То же относится и к услугам. В сложной и полной неожиданностей хозяйственной жизни существуют многочисленные причины, ведущие к подобному развитию событий.

Помощь в этом отношении могут оказать сведения, которые банки собирают для клиентов, пользуясь договоренностями со своими банковскими корреспондентами о предоставлении взаимной информации о финансовом состоянии и торговой морали предприятий в своих странах. Весьма полезны также иностранные торговые палаты и торговые информационные службы.

При недостаточности информации в этом направлении следует обратить наибольшее внимание на форму расчетов, таких как аккредитив, документарные инкассо и банковские гарантии. Эти 3 формы, и особенно аккредитив, ограждают экспортера от невыплаты, а импортера - от не поставок товара. По этой причине они являются одними из наиболее важных и распространенных средств защиты от риска во внешней торговле.

Особая роль в страховании внешнеэкономической деятельности принадлежит страхованию валютных рисков.

Риск убытков состоит в возможности уменьшения стоимости экспортного контракта в валюте экспортера из-за понижения курса иностранной валюты к национальной или увеличения стоимости импортного контракта в результате повышения курса иностранной валюты.

Наиболее реальными методами страхования валютных рисков являются:

· выбор валюты внешнеторгового контракта;

· включение в контракт валютной оговорки,

· валютные опционы, форвардные валютные сделки, валютные фьючерсы, межбанковские операции «своп»;

· регулирование валютной позиции по заключенным контрактам;

· использование услуг компетентных страховых организаций.

Выбор валюты цены внешнеторгового контракта как метод страхования валютных рисков является наиболее простым.

Удачно выбранная валюта цены позволяет не только избежать потерь, связанных с изменением валютных курсов, но и получить прибыль.

Регулирование валютной позиции возможно лишь при заключении большого количества контрактов по экспорту и импорту одновременно.

Важное значение имеет страхование интересов на случай запрета вывоза валютной прибыли от инвестиций и других нарушений прав зарубежного инвестора вследствие действий государственных органов и политических событий.

 

На примере ОАО “Газпром” рассмотрим пути повышения доходов предприятия от ВЭД.

В целях обеспечения устойчивого развития ОАО «Газпром» и улучшения качества принятия решений в компании проводится работа по совершенствованию корпоративной системы управления рисками. В 2012 г. планируется сформировать единые подходы по организации системы управления рисками Группы Газпром, включая организационную структуру, единый классификатор основных рисков, а также методико-регламентную базу (политика и регламент управления рисками). К концу 2013 г. предполагается создание схемы взаимодействия ОАО «Газпром» с дочерними и зависимыми обществами в рамках системы управления рисками.

Управление рисками ОАО «Газпром» в рамках единой корпоративной системы определяется как непрерывный циклический процесс принятия и выполнения управленческих решений, состоящий из идентификации, оценки и измерения рисков, реагирования на риски, контроля эффективности, планирования деятельности по управлению и мониторингу рисков, встроенный в общий процесс управления компанией, направленный на оптимизацию величины рисков в соответствии с интересами ОАО «Газпром» и распространяющийся на все области его практической деятельности.

Газпром проводит политику, которая обеспечивает финансовую устойчивость, улучшение финансового состояния и оптимизацию долгового портфеля, что позволит адекватно реагировать на возможное ухудшение макроэкономической ситуации.

Неблагоприятное воздействие на деятельность Газпрома может оказывать несвоевременное либо неполное выполнение отдельными контрагентами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта). В частности, до настоящего времени полностью не погашена задолженность части российских потребителей и потребителей стран БСС за поставленный природный газ и Газпром не располагает гарантиями полной оплаты этой задолженности в денежной форме.

В последние годы ситуация с оплатой поставок природного газа стабилизировалась, однако ухудшение экономической ситуации может привести к неспособности ряда потребителей расплачиваться за поставленный газ в срок и в денежной форме. Более того, неисполнение потребителями своих обязательств по оплате поставленного природного газа может повлечь за собой риск привлечения ОАО «Газпром» органами валютного контроля России к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства.

Группа проводит прозрачную политику, требуя выполнения контрактных обязательств в отношении оплаты поставок и неплательщиков. Всем контрагентам по поставкам газа в дальнее зарубежье присваивается внутренний кредитный рейтинг (в соответствии с утвержденной Методикой оценки кредитных рисков). На основе оценки кредитоспособности контрагентов и моделирования методом Монте-Карло производится количественная оценка кредитных рисков методом CreditVaR.

Газпром сохраняет в качестве основы своего бизнеса систему долгосрочных контрактов, максимизируя свои доходы, а также обеспечивая надежность поставок потребителям. При этом активно ведутся переговоры с потребителями с целью принятия взаимовыгодных решений в зависимости от развития ситуации на рынках. Отказ от системы долгосрочных контрактов может нарушить баланс спроса и предложения на европейском газовом рынке и привести к непредсказуемым последствиям вплоть до угрозы энергобезопасности для стран-импортеров. С целью диверсификации деятельности Газпром рассматривает в качестве ключевых новых рынков страны АТР.

Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. Часть долгового портфеля ОАО «Газпром» составляют синдицированные кредиты западных банков. Процентная ставка по обслуживанию многих из этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR / EURIBOR.

В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов. Газпром осуществляет формирование методологической и договорной базы использования инструментов финансового хеджирования с учетом требований российского законодательства. В Положение об учетной политике для целей налогообложения ОАО «Газпром» на 2011 г. были включены вопросы налогового учета операций с финансовыми инструментами срочных сделок, в том числе с целью хеджирования валютных и иных рисков. Естественное хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат происходит за счет: расчета чистой валютной позиции Группы Газпром и балансировки денежных потоков ОАО «Газпром» с точки зрения валют, объемов и сроков поступления/оплаты;

поддержания соотношения валют в долговом портфеле ОАО «Газпром», близкого к соотношению валют в выручке.

Прибыль по курсовым разницам по операционным статьям за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2012 г., составила 12 823 млн. руб., по сравнению с убытком 29 442 млн. руб. за аналогичный период прошлого года. Данное изменение, в основном, связано с увеличением курса доллара США и снижением курса евро по отношению к рублю на 2% и 1% соответственно за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2012 г., по сравнению со снижением курса доллара США на 8% и относительной стабильности курса евро за аналогичный период прошлого года.

Основными инструментами управления кредитными рисками по поставкам газа в дальнее зарубежье являются определение Списка разрешенных контрагентов, с которыми сделки могут быть заключены, а также требования предоставления гарантий контрагентами, оценка кредитоспособности которых является неудовлетворительной. На постоянной основе ведется мониторинг изменений внутреннего кредитного рейтинга этих контрагентов, и, в случае существенного их ухудшения, в соответствующие контракты могут быть внесены изменения для снижения рисков неплатежей.

Основными инструментами внутренней оптимизации являются изменение контрактных условий или заключение новых контрактов, определение разрешенных для использования типов сделок и финансовых инструментов и соответственно контрагентов, с которыми такие сделки могут быть заключены. Оценка ценовых рисков поставок газа в страны дальнего зарубежья осуществляется на регулярной основе путем расчета величины Earnings at Risk (EaR), показывающей максимально возможное снижение выручки на заданном горизонте планирования с определенной вероятностью. Для расчета этой величины моделируются возможные состояния портфеля с учетом текущих контрактных условий, а также истории изменения ценовых, объемных и валютных факторов риска. Помимо этого, преимущественно разнонаправленное движение цен на нефть, нефтепродукты и курса рубля частично обеспечивает естественное хеджирование валютной выручки Газпрома, номинированной в рублях.

Газпром является участником внешнеэкономических отношений, имеет часть своих активов и обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранных банках. На фоне продолжающейся либерализации валютного законодательства Российской Федерации Правительством и Центральным банком России осуществляются мероприятия по усилению контроля за проведением валютных операций.

Одной из особенностей российского законодательства о налогах и сборах является его постоянная изменчивость. Законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, принимаются ежегодно.

Газпром является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу. При этом в странах ЕС активно проводится политика либерализации газового рынка, стимулирующая рост конкуренции и увеличение спотовых продаж. Следствием либерализации может стать частичный отказ от системы долгосрочных контрактов. Политика либерализации также предполагает отделение активов по производству природного газа от сетей транспортировки в пределах ЕС, что может при отсутствии освобождения в установленном законодательством порядке означать для Группы невозможность владения и осуществления контроля над транспортным бизнесом и создаст затруднения для реализации инвестиционных проектов на территории ЕС.

Также стратегия в области энергетики ЕС направлена на диверсификацию источников поставок энергоресурсов, развитие альтернативной энергетики.

Определенный риск для Газпрома в краткосрочной перспективе представляет диспаритет цен по долгосрочным контрактам и цен на газ на спотовых рынках.[18]

Экономическое обоснование деятельности предприятий, в том числе и тех его направлений, которые связаны с внешнеэкономической сферой ведения хозяйства, осуществляется на основании анализа показателей эффективности.

На основе анализа эффективности предприятие разрабатывает плановые показатели доходов, расходов, экспорта и т.д. А также вырабатывает систему минимизации рисков.

На примере ОАО “Газпром” было рассмотрено насколько серьезно относятся крупные компании к планированию своей деятельности, оценке ее эффективности, минимизации возможных рисков. Причиной этого является стремление предприятий избегать непредвиденных расходов с целью повысить свою прибыль.

Применяя оценку экономической эффективности деятельности предприятия, планирование экспорта и расходов, снижая риски и страхуя валютные потери, совершенствуя менеджмент внутри предприятия, компания можем максимально повысить свои доходы, в том числе доходы от ВЭД.

 

Заключение

Российская Федерация переживает этап становления новых методов хозяйствования, ведения экономики. Изменения, реформы касаются практически всех сфер жизнедеятельности: производства, науки, образования, коммерции, экономики. В связи с этим гораздо более значимой и актуальной, приковывающей к себе внимание со стороны отраслевых ведомств, отдельных предприятий и объединений, становится сфера внешнеэкономической деятельности.

Роль ВЭД, как для предприятий, так и для государства, в связи с их вкладом в доходную часть бюджета страны повышается. А повышение доходов от ВЭД на современном этапе напрямую зависит от экономической эффективности ВЭД каждого предприятия в отдельности. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Денежные доходы во внешнеторговой деятельности любого предприятия, любой страны, в том числе и России, есть произ­водные от внешнеторговых операций, которые определяются действующими в государстве порядком, правилами экспорта и импорта товаров, работ, услуг. Важнейшим источником формирования доходов от внешнеэкономической деятельности бюджета России являются товары, реализуемые в порядке экспорта в другие страны.

Доходы бюджета, связанные с внешнеэкономической деятельностью включают главным образом доходы бюджета получаемые от реализации природных ресурсов (газа, угля), средства, полученные производителем-импортером за товары, перемещаемые за пределы территории страны.

При изучении состояния внешнеэкономической деятельности предприятия важнейшее значение имеет определение ее эффективности. Поэтому для управления предприятием исключительно важен вопрос о методах, показателях и критериях эффективности ВЭД. Применяя оценку экономической эффективности деятельности предприятия, планирование экспорта и расходов, снижая риски и страхуя валютные потери, совершенствуя менеджмент внутри предприятия, компания можем максимально повысить свои доходы, в том числе доходы от ВЭД.

Внешнеэкономический комплекс остается динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических задач. Поэтому рост числа предприятий подобного плана необходим для укрепления экономики РФ.

Основной задачей современного предприятия является создание конкурентоспособного производства обеспечивающего успешную реализацию продукции на внутренних и внешних рынках сбыта. Одной же из основных задач внешнеэкономической политики должно быть увеличение доходов от внешнеэкономической деятельности за счет повышений качества ведения политики, с учетом выявленных правительством недостатков.

В целом анализ хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

Выход предприятий на мировой рынок позволяет обеспечить их реальное участие в международных экономических процессах. Добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преимуществ международного разделения труда. Согласно действующему законодательству оно имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности предприятия постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий являются составной частью и одним из источников доходов государственных финансов в данной сфере деятельности.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

 


 

Список литературы

1. Аветисян И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России./И.А. Аветисян//Экономические и социальные перемены в регионе:факторы, тенденции, прогноз. – 2009. -№ 1(5). с.107-122

2. Альвианская Н.В. Местные бюджеты: понятие, механизм функционирования / Н.В. Альвинская // Финансы: № 9. - 2011. - С. 23.

3. Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем России / Ю.М. Артемов // Финансы: № 11. - 2011. - С.17.

4. Бюджетный Кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998г.

5. Волков О.И., Девяткин О.В., Экономика предприятия (фирмы)/ Изд.3-е, перераб. и доп. - Издательство: «Инфра-М», 2009 г. – с. 401-460.

6. Дралин А. И., Михнева С. Г., Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / Изд. 4-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2011.

7. Иванов И.С., Внешнеэкономическая деятельность предприятия, издательство Инфра-М,-2011.

8. Налоговый Кодекс РФ часть 1 № 146-ФЗ от 31.07.1998г., часть 2 № 117-ФЗ от 5 августа 2000г. (ред. от 17.05.2007 г.)

9. Поляк Г.Б., Государственные и муниципальные финансы: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 375 с.

10. Поляк Г.Б., Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009.

11. Пономаренко А. Е. О бюджетно-налоговой политике / Е.А. Пономаренко // Экономист.- № 11. - 2010. - С.56.

12. Сабельников Д.С., Риски во внешней торговле и возможности их минимизации / Сабельников Д.С. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2008.

13. Самохвалов П.М., Об основных тенденциях и результатах налоговой политики / Самохвалов, Б. Куникаев // Финансист. - № 3. - 2011. - С.51.

14. Сердюков, В.В. Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России./В.В. Сердюков//Вестник финансовой академии. – 2009. - №2 (50) с.47-50

15. Соркин С.Л., Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление (учебное пособие), издательство Современная школа,-2009.

16. Сорокина Е.Л. Налоговая система России / Е.Л. Сорокина // ЭКО. - № 3. - 2008. - С.78.

17. Стровский Л.Е., Внешнеэкономическая деятельность предприятия / издательство Юнити-Дана, 2010

18. Титов В.И., Экономика предприятия, М.: Эксмо, 2010.

19. Химичева Н.И., Налоговое право: Учебник. М.:, 2009. - 82 с.

20. Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М., 2010. - 47с.

 

Интернет источники

21. http://www.roskazna.ru

22. http://www.budgetrf.ru

23. http://www.gks.ru

24. http://www.minfin.ru

25. http://rosteck.ru/

26. http://www.consultant.ru/

27. http://www.gazprom.ru/

 

 


[1] Бюджетный Кодекс РФ, статьи 41-46

 

[2] Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие, /А. И. Дралин, С. Г. Михнева. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Пенза:Информационно-издательский центр ПГУ, 2011.- С.103.

[3] Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем России / Ю.М. Артемов // Финансы: № 11. - 2011. - С.34.

[4] Пономаренко А. Е. О бюджетно-налоговой политике/ Е.А. Пономаренко // Экономист - № 11 - 2010 - С.42.

[5] Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям,/ Под ред. Г.Б. Поляка - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.-С.43.

[6] Дралин А. И., Михнева С. Г., Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие/ Изд. 4-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2011. –С.73.

[7] Иванов И.С., Внешнеэкономическая деятельность предприятия, издательство Инфра-М,-2011.-С.64.

[8] http://www.minfin.ru

[9] Сорокина Е.Л. Налоговая система России / Е.Л. Сорокина // ЭКО. - № 3. - 2008. - С.78.

 

[11] http://www.minfin.ru

[12] Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

[13] http://www.budgetrf.ru

[14] http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/

[15] Рассчитано на основе данных http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/

[16] http://info.minfin.ru/fbdohod.php

[17] Химичева Н.И., Налоговое право: Учебник. М.:, 2009. – С.82.

[18] http://www.gazprom.ru/f/posts/21/499896/gazprom-ifrs-management-report-6m2012-rus.pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...