Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидер организации. Понятия и виды




Лидер организации — индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.

 

 

1. Только лидер может выработать эффективную деятельность

2. Объединить людей

3. Осуществить радикальные изменения

4. Эффективно распределить ресурсы и решить проблемы

5. Выстроить отношения между сотрудниками

 

Классификации:

  1. Зависит от ролей (связаны с функциями и ситуациями)

1) Лидер- генератор идей

2) Лидер-мотиватор

3) Лидер-организатор

4) Лидер-диспетчер (распределяет функции)

  1. С точки зрения ситуативного фактора

1) Успешно действует в экстренных условиях

2) Успешен в условиях стабильности

  1. По степени идентификации

1) Лидер идентифицирует себя с рабочей группой

2) С группой управляющих

  1. По степени адаптации к окружающей среде

1) «Защитники» — всё продумывают, поддерживают среду, сосредоточены на производстве, строгий контроль за затратами

2) «Изыскатели» — динамичная окружающая среда, стремятся совершать открытия и работать над новыми продуктами, готовы идти на риск провала. Должны обладать гибкостью, предпочитать гибкие адаптивные структуры.

3) «Аналитики» — совмещают характеристики «защитников» и «изыскателей». Цель – минимизация рисков и максимизация доходов.

4) «Реакторы» — реагируют на изменение внешней среды непосредственно (= непосредовательно).

Стили управления

Стиль – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент необходимо: одномерные и многомерные.

Одномерные

Основа – теория Мак-Грегора.

Теория Х – человек ленив, отсутствует честолюбие, предпочитает быть руководим, не брать на себя ответственность. Принуждение, страх, наказание, контроль.

Теория Y – это не от природы, связано с условиями жизни людей, инициативен, ответственен только в том случае, если создать условия – вознаграждение, поощрение.

Теория Z – учитывает национальные особенности.

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненным Авторитарный стиль Демократичный стиль Либеральный стиль
Прием и принятие решений единолично решают все вопросы принимая решения, советуются с коллективом ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчинённых
Способ доведения решения до исполнителя приказывает, распоряжается, командует предлагает, просит, утверждает предложения подчинённых просит, упрашивает
Приемы распределения ответственности берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе подавляет полностью поощряет, использует в интересах дела отдает инициативу в руки подчинённых
Отношение к подбору кадров боится квалифицированных работников подбирает деловых, грамотных работников подбором кадров не занимается
Отношение к недостатку собственных знаний всё знает и умеет, гипертрофированное самосознание постоянно повышает квалификацию пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчинённых
Стиль общения жестко-формальный, необщительный дружески настроен, любит общаться боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение
Характер отношений с подчинёнными диктуется настроением ровная манера поведения, постоянный самоконтроль мягок, покладист, иногда легковерен
Отношение к дисциплине приверженец формальной жесткой дисциплины сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям требует формальной дисциплины, не умея её соблюдать
Отношение к моральному воздействию на подчинённых наказание - основной метод стимулирования, поощряет избранных только по праздникам постоянно использует разные стимулы использует поощрение чаще, чем наказание

 

Оценка стиля проводится на основе критериев:

1) Продуктивность работы

2) Удовлетворенность его членов трудом

Авторитарный стиль:
1) Эксплуататорский – руководитель не доверяет подчинённым, единолично принимает решения. Основная форма стимулирования – наказание. Берет на себя всю ответственность.
2) Благожелательный – руководитель как «отец родной», снисходителен. Может поступать «на зло». Принимает решения, иногда может дать инициативу под строгим контролем.

Условия использования авторитарного стиля:

1) При срочных или требующих оперативного решения задачах

2) В случае повторяющихся традиционных решений

3) На начальном этапе формирования организации

4) При низкой квалификации работников

5) При наличии категорических разногласий в коллективе по поводу определения главных целей

6) При необходимости срочного проведения перестановки сил

7) В срочных, сложных или экстренных ситуациях

8) В случае попыток сотрудников удовлетворять личные потребности за счёт коллектива

9) В случае явных отклонений в производстве или качестве труда работников

Недостатки:

1) Сдерживание индивидуальной инициативы

2) Одностороннее движение информации (сверху вниз)

3) Отсутствие обратной связи

4) Ухудшается социально – психологический климат, увеличивается текучесть кадров

Плюсы:

1) Порядок и срочность

2) Предсказуемость результатов

Демократический стиль:

Характеристика:

· Высокая степень децентрализации полномочий

· Активное участие сотрудников в принятии решений

· Создание условий деятельности, при которых выполнение работы оказывается привлекательным

Виды:

1) Консультативный – руководитель консультируется с работниками, стремится использовать всё, что они предлагают. Использует поощрение чаще, чем наказание.

2) Партисепативный – руководитель полностью доверяет подчинённым, ответственность с себя не снимает.

Плюсы:

1) Высокий уровень культуры подчинённых

2) Двусторонний поток информации

Недостаток:

Длительное время принятия решений

 

Многомерные.

1) Решетка Блейка – Моутон (двумерный)
Стиль оценивается двумя факторами: отношение к людям и отношение к организационно – техническим мероприятиям (обеспечение материалами).

 

Отношение к людям 1,9         9,9
           
           
      5,5    
           
1,1 1,2       9,1
  Отношение к организационно - техническим мероприятиям

 


1,1 – минимум отношения к людям и к организационно – техническим мероприятиям
1,2 – максимум внимания к отношению в коллективе, минимум – в организационных решениях (высококвалифицированные работники, которым не нужна помощь)
5,5 – оптимальный тип руководителя
9,1 – все внимание на организационно – технических мероприятиях
9,9 – гармоничный коллектив (идеальный коллектив, который вряд ли достижим)

 

2) Концепции ситуационного менеджмента

Теория Фидлера

НПР – шкалы наименее предпочитаемого работника.

 

Если руководитель набирает больше баллов, то он склонен уделять больше внимания отношениям с подчинёнными, и наоборот: если меньше – отношение к организационно-техническим мероприятиям.

Возможность руководителя контролировать ситуацию определяется переменными:

1) Отношение руководителя с подчинёнными. Эта переменная характеризует уровень поддержки. Эта переменная важнейшая из трёх!

2) Структурированность работы – ясность цели, множественность средств по достижению цели, обоснованность решения, специфичность решения (возможность возникновения альтернативных решений)

3) Должностные позиции руководителя / Можно подбирать руководителя под ситуацию и наоборот менять ситуацию под руководителя (Теория Фидлера)


Модель Митчелла—Хауса (основывается на Теории ожидания)

Четыре стиля управления (зависят от ситуации, потребностей и личных качеств работников, степени уверенности работников в своих силах).

1. Стиль «поддержки» — у работников есть потребность к самоуважению и принадлежности к коллективу (внимание к человеческим отношениям).

2. «Инструментальный» стиль – сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности (внимание к организационно – техническим мероприятиям)

3. Стиль, ориентированный на «достижение» — сотрудники стремятся к высоким результатам, уверены, что смогут их достичь. Роль руководителя: постановка задачи, обеспечение условий для выполнения, ожидание исполнения без принуждения.

4. Стиль, ориентированный на «участие» — подчинённые стремятся реализовать себя в управленческой деятельности: руководитель должен использовать предложения и советы в принятии решений.

Теория Херсли—Бланшара (Теория жизненного цикла)

Зрелость – способность отвечать за свое поведение, уровень образованности и опыта, внутреннее желание достичь определённых целей.

Четыре стиля управления:

1) Низкий уровень зрелости: сотрудники не способны или не желают отвечать за результаты своей работы. Руководитель должен ориентироваться на решение организационно – технических проблем.

2) Средний уровень зрелости: хотят брать на себя ответственность, но не могут по каким – либо причинам (5.5 – равное внимание).

3) Высокий уровень зрелости: могут, но не хотят – стиль, ориентированный на принятие участия в решениях, возможность проявить себя – (Демократический партисепативный стиль).

4) Высший уровень зрелости: люди хотят и могут нести ответственность. Делигирующий стиль.

 

Модель Врума–Йеттона (внимание на процесс принятия решений)
Пять стилей управления:

1) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации – (Авторитарный эксплуататорский стиль).

2) Руководитель сообщает подчинённым суть проблемы, выслушивает их мнение и принимает решение – (Авторитарный благожелательный стиль).

3) Руководитель обобщает мнения подчинённых и с их учётом принимает собственное решение – (Демократический консультативный стиль).

4) Руководитель совместно с подчинёнными обсуждает проблему и вырабатывает общее мнение – (Демократический партисепативный стиль).

5) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая вырабатывает или коллективное решение или принимает лучшее не зависимо от того, кто его автор – (Либеральный стиль).

Критерии выбора стилей:

1) Наличие достаточной информации и опыта у подчинённых

2) Уровень требований, предъявляемых к решению

3) Чёткость и структурированность проблемы

4) Степень причастности подчинённых к делам организации и необходимость согласовывать с ними решение

5) Вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей

6) Заинтересованность исполнителей в достижении целей

7) Степень вероятности возникновения конфликтов между подчинёнными в результате принятия решений

 

Управление группами

Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих, взаимозависимых, взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняя разную совместную деятельность и рассматривая себя как часть единого целого.

Классификация:

1) Размер группы: большие и малые

2) Сфера совместной деятельности: управленческие и производственные

3) Уровень развития: высокоразвитые, слаборазвитые

4) Реальности существования: реальные и условные.

5) Степень формализации: формальные и неформальные.

6) Цели существования: целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские.

7) Период функционирования: постоянные и временные.

8) Характер вхождения индивида в группу: референтные, нереферентные.

 

Степень развития группы:

1) психологическая общность,

2) сложившаяся структура,

3) четкость распределения ролей,

4) степень сплоченности.

 

Слаборазвитые (диффузные).

Референтная группа — та, к которой человек хочет принадлежать.

Нереферентная — та группа, к которой он принадлежит в действительности.

Причины создания групп

1) теория близости (географическая или пространственная)

2) теория формирования групп Хоманса (чем больше общих задач решают люди, тем больше их взаимодействие)

3) теория равновесия — объединенные групп вследствие общих ценностей

4) теория обмена

5) теория потребностей — люди объединяются из-за общих потребностей

Стадии развития групп

1) формирование группы

2) бурление (конфликты, конфронтации)

3) становление норм поведения в группе

4) выполнение работы

5) расформирование

Основные характеристики Ситуационные характеристики
· структура · статус · роли · нормы · лидерство · групповой процесс · сплоченность · конфликтность · размер · пространственное расположение работников · задачи, решаемые группой · система вознаграждений

 

Основные характеристики

Структура — схема взаимоотношений в группе в зависимости от занимаемой должности.

Статус — положение работника в группе в зависимости от занимаемой должности. А также положение, которое отводят ему коллеги (формальные и неформальный статус).

Роль — определенный набор действий индивида, определяющийся его работой. Три вида: предполагаемые (ожидаемые), воспринимаемые, предписанные.

Роли по Белбину:

1) координатор,

2) организатор,

3) генератор идей,

4) искатель,

5) математик

6) командный игрок

7) исполнитель

8) финишер

9) специалист

 

Нормы — это общепринятые стандарты и правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Виды норм:

1) нормы деятельности

2) нормы, регламентирующие форму одежды

3) нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы

 

Групповые процессы:

1) Взаимодействие членов групп при выполнении задач

2) Процедура принятия решения в группе

3) Обмен информацией

4) Социальная поддержка

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...