Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция расстройств поведения и эмоций




I


Глава 2. Комплексная характеристика методов и приемов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) по­ведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выра­женности меняющегося поведения ребенка, и свидетелей его отклоняющегося или особенного поведения; • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления расстрой­ства (которые зачастую не может изменить, но должен учитывать игро-терапевт в ситуации «здесь и теперь»). Например, от неожиданных про­явлений агрессии, обидчивости, при отсутствии необходимых игровых предметов, большом количестве и разном возрасте детей в группе и пр.

ЧТО ТАКОЕ             Игровая терапия, рассматриваемая в данном

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ пособии, может быть названа «стратегичес-
ИГРОВАЯ               кой» или «направленной». Термин «направ-

ТЕРАПИЯ?              ленная» понимается как активная терапия,

направленная на симптом или синдром, про­блему, когда взрослый является основным источником игровой актив­ности для ребенка. Термин «стратегическая» отражает попытку анализа и коррекции поведения ребенка через систему стратегий и тактик. Ис­пользование термина «стратегия» характерно для таких психотерапев­тов как М. Эриксон, Дж. Хейли (2001), К. Маданес (1984, 1997) и др. Необходимо отметить, что зачастую термины стратегия и тактика, ме­тод и прием, техника в психотерапии понимаются авторами как синони­мы, что видимо отражает трудности развития психотерапии как науки.

Это методы коррекции расстройств поведе­ния и эмоций, то есть наиболее общие и эф­фективные (игровые и неигровые) способы


'



изменения поведения взрослого в зависимости от предсказуемых и не­предсказуемых изменений поведения ребенка, жертвы и свидетелей случаев отклоняющегося или нарушенного поведения ребенка.


ТАКТИКИ КОРРЕКЦИИ

Тактики - это игровые задачи, приемы кор­рекции: ■ которые, вводит взрослый в осо­бенное или нарушенное поведение ребенка; ■ время жизни, которых от 2-3 до 10-15 минут и более.

• Игровые задачи имеют структуру, то есть цели, игровые действия, пра­
вила и варианты их изменения в структуре игровой задачи.

• Необходимо знать общие условия эффективности введения взрослым
игровых задач в поведение ребенка (см. с. 17).

• Игровая задача, в зависимости от особенностей введения в поведение
ребенка, изменения ее структурных элементов (см. с. 20 - 21) может ре­
ализовать не одну, а 2-3 стратегии (метода) коррекции.

• Когда в опыте взрослого накапливается достаточное количество игро­
вых приемов, то его поведение становится более гибким, последователь­
ным, обобщенным, то есть стратегическим.

ЧТО ТАКОЕ              Это использование любых стратегий для

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ коррекции различных видов и симптомов
КОРРЕКЦИЯ?                   эмоциональных и поведенческих расстрой-

ств: негативизма, агрессивности, эмоцио­нальной отгороженности, избегания умственных усилий и др.

• Неспецифическая (симптоматическая) игровая коррекция: ■ это игра
взрослого с ребенком с отбором методом «проб и ошибок» наиболее
эффективных игровых приемов-задач; ■ это движение от частной, кон­
кретной ситуации (непредсказуемых изменений поведения ребенка) и
конкретных игровых приемов к наиболее общим стратегическим лини­
ям поведения игротерапевта.

• В процессе неспецифической игровой коррекции происходит: ■ -диаг­
ностика синдром-структуры нарушенного поведения ребенка; ■ - выяв­
ление и уточнение специфических стратегий коррекции, а также фор­
мирование новых стратегий поведения взрослого с ребенком.


ц-j-q ТДКОЕ                 ДРУг°й подход, специфический, предполага-

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ет: " более тонкое использование ведущих
КОРРЕКЦИЯ?                стратегий коррекции в их сочетании, гибком

варьировании; ■ предполагает опору на об­щие знания о психопатологии, о синдром-структуре нарушений разви­тия, противоречивой динамике нарушенного поведения у ребенка (Ко­валев В. В., 1979), первичном дефекте, закономерностях дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1985).

• Так, специфическая коррекция синдрома эмоциональной отгорожен­ности предполагает коррекцию эмоциональной сферы ребенка, то есть более частое использование стратегий, стимулирующих: ■ переживание ребенком положительных и других эмоций не провоцирующее уходы ребенка в себя и негативизм; ■ ориентацию ребенка на разнообразие эмоциональных состояний и поведения сверстника или взрослого.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ Итак, отличие специфической игротерапии от
АНАЛИЗ                         неспецифической состоит в том, что страте-

СТРАТЕГИИ                гии коррекции используются более филиг-

ранно, прицельно и длительно с большей ве­роятностью попадания в «синдром-мишень», реализуя цели взрослого в игровой терапии.

• Применение стратегий в общем или специфически может происходить как последовательно, так и одновременно. Так, одна и та же игровая задача может реализовывать стратегии на телесный контакт и стимуля­цию положительных эмоций как одновременно так и последовательно.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ Нарушения поведения у ребенка можно рас-
СТРАТЕГИИ                сматривать как неэффективные стратегии по-

ПОВЕДЕНИЯ                 ведения. Такое поведение может быть пред-

намеренным или малоосознанным. Можно го­ворить о негативизме, агрессии, обидчивости и других расстройствах как о неэффективных стратегиях протестного взаимодействия ребенка с миром в целом.


     


I лава 3. Краткая характеристика методов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей


ОСНОВНЫЕ

СТРАТЕГИИ

КОРРЕКЦИИ

Перечислим основные методы изменения по­ведения ребенка и приемы этих стратегий: • стратегия на стимуляцию гуманных чувств — это сопереживание, сочувствие, по­мощь и забота; огорчение поведением или состоянием ребенка; " стратегия на осознание - это объяснение взрослым и понимание ре­бенком причин состояния, поведения, его ближайших или отдаленных последствий; происходит в процессе беседы ребенка со взрослым;

стратегия ориентации на состояние - это привлечение внимания и
распознавание состояний, чтение эмоций других людей и собственных;

стратегия на отреагирование состояния - это облегчение выраже­
ния негативных эмоций через слово, физическое действие;

стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния -
по, моделирование состояния через вызывающее поведение, эпотаж;

стратегия на переключение ребенка на иное состояние - это быст­
рое изменение состояния через необычность, неожиданность действий;

стратегия на положительное подкрепление - это стремление хва­
лить, вознаграждать, поощрять ребенка за успех, совершенное усилие;

стратегия на стимуляцию положительных эмоций - это стремле­
ние взрослого смешить, вызывать улыбку, радость у ребенка;

стратегия на предупреждение - это стремление не замечать, игнори­
ровать состояние, делая обходное движение, проявляя выдержку;

стратегия на отрицательное подкрепление -это наказание, порица­
ние, осуждение поведения, действий или состояния ребенка;

стратегия на стимуляцию чувства удивления: изумление, парадокс;

стратегия на стимуляцию чувства прекрасного: восхищение кра-
сивым, совершенным; стремление не совершать некрасивые поступки;

стратегия на стимуляцию чувства юмора: иронии, сарказма;

стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества - это пре-
гледование и избегание; стремление сделать лучше, быстрее всех;

стратегия на телесный контакт - это действия прикосновения, по­
глаживания, обнимания ребенка.


 

СТРАТЕГИЯ

НА

ОСОЗНАНИЕ

Это стратегия взрослого на понимание, объяснение, интерпретацию причин, бли­жайших и отдаленных последствий осо­бенного или нарушенного поведения ре­бенком в сотрудничестве со взрослым. Представлена в психоаналити­ческой игровой терапии А. Фрейд (1928; 1991), Klein M. (1. 955).

СТРАТЕГИЯ СТИМУЛЯЦИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств, как и иные, ориентации на состо­яние другого, на осознание особенностей состояния активно реализуются в гумани­стической психотерапии Роджерса К., иг­ровой терапии Акслайн В. (1947, 2000 ), Лэндрета Г. (1994), через игро­вые задачи «Расскажи мне про любимую игрушку», «Я ласковым при­кинусь», «Кто меня (или себя) погладит по руке так же как я себя?! »

СТРАТЕГИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стре­мится обратить, привлечь внимание к со­стоянию другого, не выражая оценочного

отношения к случившемуся. Ориентируясь на состояние и поведение, «дети идентифицируют себя не только с терапевтом, но и с другими чле­нами группы» (X. Джинотт, с. 13, 2001). Ориентация на состояние до или после успеха может способствовать или мешать выполнению и кон­тролю за действием (Kuhl J., 1983, Васильев И. А., 1991, с. 88).

СТРАТЕГИЯ

НА

ОТРЕАГИРОВАНИЕ

Стратегия на отреагирование состояния
состоит в том, что взрослый стремится,
чтобы ребенок отреагировал негативные
чувства «здесь и сейчас», испытал неко­
торое облегчение, катарсис (X. Джинотт, с. 16,, 2001). Стратегия на от­
реагирование тесно связана с моделированием стрессогснных ситуаций
(Levy D., 1955).                                    I;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...