Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнические общности и цивилизации




Образование этносов — процесс природно-социальный. С од­ной стороны, отдельные группы неоантропов были объединены характером физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны, уве­личиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения. Для изоляции племен или их дальнейшего расселе­ния и формирования новых этносов важную роль играли геогра­фические, ландшафтные факторы — труднопроходимые простран­ства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфо­логические и гидрологические рубежи (горные массивы и высо­кие хребты, морские просторы и широкие реки и др.).

Известный этнолог XX в. Л.Н.Гумилев (1912—1992) выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосоз­нанием, — этносы. Этнос — это исторически сложившаяся, ус­тойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафт­ной среде, объединившаяся на основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности.

Комплиментарностъю называют неосознанную и не предопреде­ленную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей из нескольких этно­сов).

Этносы разделяются понятием «мыони». Ландшафт, в кото­ром этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной, или месторазвитием.

Развитие первичного этноса происходит в пределах определен­ного биогеоценоза. Однако не каждая территория и биогеоценоз могут быть месторазвитием этноса. По мнению Л. Н. Гумилева, зарождение этносов происходило в наиболее продуктивных мес­тах, на стыке ландшафтных зон, двух-трех ландшафтов. При соче­тании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового — казанские татары, булгары, сла­вяне; на пересечении тундры и лесотундры — эскимосы и тунгу­сы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в дру­гие ландшафты.

С развитием и усложнением социальной структуры человече­ского общества появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов (растение или живот­ное, от которого пошел род, которое является покровителем рода) и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам пере­даются из поколения в поколение. Постепенно в процессе увели­чения количества людей и расселения родоплеменных группиро­вок возникают отделение и изоляция некоторых групп, происхо­дит обособление социокультурных, или этнических, общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языко­вом и религиозном общении людей.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на оп­ределенной территории группа этносов, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностя­ми, языком, традиционными верованиями.

Этническая общность основывается на живом общении и взаи­мовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет следующих основных элементов: «общность исторических судеб; «общность территории и языка; «расовая и религиозная общность; «близость культуры и быта; «принадлежность к одному государству.

О сложности духовной культуры неоантропов даже в далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными пред­метами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных веро­ваний, которые на уровне родового общества развивались в то­темизм, шаманизм (шаман — посредник в сверхъестественном об­щении с духами, богами, который наделен особым даром обще­ния с духами и душами умерших).

Языческие культы солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в веровани­ях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство (например, у славянских и угро-финских народов) или буддизм (у монголов, бурят, тувинцев, калмыков).

Основные виды этнических общностей в настоящее время — это род и племя, народность, нация.

Род — первичная этническая общность людей, состоящая из нескольких поколений, происходящих от общего предка, связан­ных кровным родством и семейными узами, носящих общее ро­довое имя. Род может объединять несколько семей, в составе ко­торых имеются общие родственники.

Племя этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации об­щества. Племя возникло в процессе родовой организации обще­ства и объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоя­щего времени и в классовом обществе (например, у народов Кав­каза, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).

Народность исторически сложившаяся в рабовладельческую эпоху территориально-экономическая, культурная и языковая эт­ническая общность, следующая за племенем (союз племен, свя­занных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.

Нация — крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных пле­мен и народностей, близких территориально, имеющих общие социокультурные и экономические связи, верования, язык и ли­тературу. На уровне развития нации в этнической общности воз­никает национальное самосознание как выражение этнокультурной связи данного человека с другими людьми своего народа.

Национальная культура постоянно развивается и дифференци­руется вместе с языком и народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделя­ется на отдельные группы наций, создающих новые государствен­ные образования. Например, славянская этническая общность в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане), южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языко­вые особенности и отличия в элементах культуры и быта, вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. В России, например, российская нация включа­ет в себя не только славянские, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие народы, которых объединяют не только государ­ственная территория проживания, но и общий русский язык, сов­ременная культура и экономические связи. При этом формируется особое этнокультурное пространство на территории России.

Приобретая самостоятельность, национальная культура в не­которых случаях сохраняется и при территориальном отрыве от­дельных групп народа от основного этнического ядра даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызы­вать движения за политическое воссоединение национальных тер­риторий или за создание автономий, независимых государств (на­пример, в Карабахе, Чечне, Абхазии и Южной Осетии, Стране Басков, Северной Ирландии и др.).

Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родоплеменного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными группами, говорящими на разных диа­лектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще не­которым группам иммигрантов, двуязычному населению, груп­пам населения, живущим вдоль этнических границ.

Активное национальное самосознание некоторых народов пре­пятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной куль­турно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточ­ной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, вьетнам­цы, филиппинцы и др.) в странах Европы и Нового Света сохра­няют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддержива­ют свои «землячества», диаспоры.

Диаспорой называют пребывание значительной этнической общ­ности вне страны ее происхождения. Большинство диаспор обра­зовались в результате действия определенных социально-истори­ческих факторов — насильственного выселения или угрозы гено­цида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют круп­ные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, рус­ских и других народов.

В настоящее время исследователи все чаще выделяют так назы­ваемые цивилизационные пространства, или цивилизации.

Цивилизация — уровень, ступень общественного развития и духовной культуры (например, античная цивилизация, современная цивилизация).

Цивилизация — некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый ши­рокий срез культурной идентичности, следующий за тем, кото­рый отделяет человека от других биологических видов.

Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, на­селенное людьми, на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием религиоз­но-этнического толка.

В современной культурологии получило распространение оп­ределение, предложенное американским ученым С. Хантингтоном. Принято выделять восемь основных цивилизаций: «цивилизации Востока: китайско-конфуцианская, индуистская, арабско-исламская, японо-синтоистская;

• западноевропейская католическо-протестантская (с северо­
американским и австралийско-новозеландским очагами);

• восточноевропейская (славяно-православная евразийская);
«латиноамериканская (от Мексики до Чили);

• африканская (негроидно-африканская).

Однако, как отмечают Ю. Н. Гладкий и А. И.Чистобаев, все по­пытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наи­более характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фо­кусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, в Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской ци­вилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколь­ко «тускнеют», здесь наблюдается переплетение трансцивилизационных элементов, исчезновение одних и доминирование дру­гих признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные зоны смешения цивилизационных признаков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...