Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы организационных структур упр-ия и условия их применения на прт.




ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕН-ТА. ЭВОЛЮЦИЯ МЕН-ТА.

Менеджмент-это способ манеры общения с людьми;власть и искусство уравления; особого рода умелость и административные навыки;орган управления, административная единица.

Менеджмент-процесс руководства отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Управление –интегралый процесс планирования, координация, мотивация, и контроля необходимый для достижения целей организации. подходы в определении менеджмента:1.вид деятельности человека, направленный на достижение целей.2.процесс с помощью кот-гопрофессионально подготовленные специалисты формируют орг-ии и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

3 основных этапа развития отрасли:

1. (1970-е г. В Европ. странах) ненасыщенный рынок Þ необходимо обеспечить спрос, благоприятная рыночная ситуация (развитие сетей, пр-ий).

2. Рынок насыщен поиск новых возможностей для увеличения доходности Þ ориентация наконкретные целевые рынки.
3. (с 90-х г.) рынок макс. насыщен Þ формирование устойчивых конкурентных преимуществ.

Школа научного управления (1885-1920).

Развитие мен-та как науч. дисцилины было обусловлено, прежде всего, экономич-м бумом, который переживали США в 80-е годы XIX века. В этих условиях устаревшие методы упр-ия трудом начинают сдерживать развитие произ-ва. В конце 19 века в США создаются первые научные общ-ва по проблемам упр-ия.

Классическая школа управления (1920-1950).

Представитель этой школы предприниматель и администратор Анри Файоль (1841-1925). Фундаментальным положением работы Файоля было выделение основных операций, составляющих суть функц-ия промышленного Пр: технических, коммерческих, финансовых, страховых, учетных и административных.

Школа человеческих отношений (1930-1950). На рубеже 20-30-х годов в США идет интенсивный поиск новых форм и методов упр-ия, базирующихся на достижениях социологии и психологии. Главным явл-ся то, что на фоне хороших условий работы и заработка важными факторами эфф-ти труда явл-ся: внимание и уважение со стороны руков-ва, ощущение сопричастности к принятию решений, атмосфера социального партнерства.

ПРИНЦИПЫ И Ф-ЦИИ УПР-ИЯ Д-ТЬЮ ТПр В СОВРЕМ.УСЛОВИЯХ

Принципы упр-ия предст-ют собой руководящие правила, нормы поведения, выработанные применительно к наиболее общим условиям функц-­ния Пр. Пред­принимателем Анри Файолем сформулированы 14 наиболее общих принципов упр-я орг-цией:

1. Принцип разделения труда. В соответ­ствии с принятым в организации разделением труда за каждым работником закрепляются строго определ. Ф-ции. За­дача менеджера — проконтролировать их исполнение.2. Принцип власти и ответственности. Власть — это право отдавать распоряжения и сила, вынуждающая работ­ника подчиняться. Различают власть по уставу — должно­стная и личная. Объему власти соответствует определен. объем ответственности.3. Принцип дисциплины. Дисциплина-соблюдение соглашений между работодателем и наемным работником, которые д.б. ясными и по возможности отражать интересы обеих сторон. 4. Принцип командования. Четкое исполнение предполагает получение указаний только от одного вышестоящего рук-ля. Нарушение этого принципа наносит ущерб авторитету власти, приводит к подрыву дисциплины. 5. Принцип единства руководства. Усилия персонала должны координироваться единой программой в направле­нии единых целей. Реал-ция этого принц. обеспеч-ся организ-ной структурой.

6. Принцип подчинения частных интересов общим. Инте­ресы отдельных раб-ков или подразделений не должны ставиться выше интересов организации. 7. Принцип справедливости вознаграждения. Справедли­вое вознаграждение должно удовлетворять и персонал, и организацию.

8. Принцип централизации. В рамках любого типа струк­туры рук-ль должен решать вопрос об оптим-ном соотн-нии централизации и децентрализации, устанавли­ваемом в соответствии с внеш. и внутр. услови­ями работы предприятия.

9. Принцип иерархии. Иерархия управления определяет цепь команд, передаваемых по служебной лестнице от выс­шего рук-ва до низших звеньев. 10. Принцип порядка. Одним из проявлений явл-ся расположение рабочего места. Социальный порядок прояв-ся в подборе на рабо­чее место раб-ка, способного достичь наилуч. ре­зультата. 11. Принцип справедливости спра­ведливость рычагов и методов воздействия, применяемых адм-цией в отнош. персонала, способ-ет росту эф-ти его работы, качественному вып-ю уста­новленных функций.

12. Принцип постоянства состава персонала. Для овла­дения приемами и методами выполнения работы необ-­мо время. Частая смена работы приводит к непроизводи­тельным затратам времени, снижает эф-ть труда персонала. Поэтому текучесть кадров-причина плохого состояния дел в орг-ции.

13. Принцип инициативы. Проявле­ние инициативы персоналом в рамках установленных пол­номочий позволяет существенно расширить возможности организации. Инициативу необходимо поощрять и разви­вать.

14. Принцип единения персонала. Гармонию — единение персонала организации — Файоль называет большой силой. Принцип «Разделяй и властвуй», которому следует руководи­тель в угоду личным интересам, может быть препятствием в достижении гармонии.

СТРАТЕГИЧ-Е ПЛАН-Е КАК М-Д УПР-Я Д-ТЬЮ ТПр В СОВРЕМ.УСЛОВИЯХ

Стратегич. План-е предст-ет собой про­цесс определения целевого состояния бизнеса и путей его достижения на основе прогноз-ния возм-тей и ре­сурсов орг-ции. Система стратег-го план-ия вкл. в себя разработку долгосрочных(не более 2 лет), среднесрочных (1-2г.), краткосрочных(до года) и оперативных(на неск.дн,нед) планов развития. Процесс стратег-го план-я осущ-­ся в несколько этапов. Нач-ся с анализа внеш. и внут. среды орг-ции. Ана­лиз внеш. среды предст-ет соб. процесс формир-­ния информ-ной картины внеш. окружения, рас­крывающей возм-ти и риски для орг-ции. Анализ проводится в следующ.напр-ях: рынок покупателей ТиУ, рынок ТиУ,р.поставщиков, финансовые рынки(формир-ся база данных о потенц-ых инвесторах), технологии(инф-ция о нововведениях), трудовые ресурсы(выявление наиб.перспективных рынков труда),механизм госуд-го регул-я д-ти ТПр(анализ актов, законадательств),конкуренция, среда кооперирования(подбор наи.перспективных партнёров),информац-я среда(анализ-ся мнения о товарах, орг-циях, способных оказать влияние на развитие бизнеса, изуч-ся соц-псих.ф-ры, ф-ры культуры),международ.среда.

Анализ внутр.среды-проц.изуч-я сов-ти внутр-х элем-в орг-ции, позволяющий выявить её слаб.и сильн.стороны, а также внутр-е резервы разв-я. Анализ ведётся по след.напр-ям: Менеджмент орг-ции(анализ-ся действующ.сист.упр-я), Продажи (исслед-ся объёмы продаж, число покупок, ср.ст-ть), ТиУ (широта и глуб.асс-та,тов.зап), Маркетинг (ценообр-е,восприятие цены пок-лем, каналы сбыта, продвиж-е тов, иссл-е потреб.р.), Информация (инф-ные технологии, мат-техн-ое и кадровое обеспеч-е), Технологии и орг-ция торг-технол-их процессов (в области закупок, доставки, приёмки, хран-я и подгот.тов, орг-ции и технологии обслуж-я пок-лей),Кадровый потенциал и усл-я труда, Мт-техн.обеспеч-е(анализ состава оборуд-я), Финансы, Организац-я культура (приводится перечень декларируемых организ-ных ценностей, регламентирующ.докум-ция).

После анал.внеш.и внут.среды опред-ся миссия орг-ции – концепции бизнеса.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПР-ИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПрТ.

В основе механистической модели орг-ной стр-ры лежит концепция рациональной бюрократии, сформулированная Максом Вебером (1864-1920). Наиболее важными ее положениями являются:

-четкое разделение труда;

- иерархичность управления;

- однородность выполнения обязанностей и скоординированные действия персонала, обеспечиваемые наличием единых формальных правил, процедур и норм.

Способность структур обеспечивать четкое взаимодействие больших групп людей в условиях относительной стабильности обусловило их широкое распространение. Однако ряд недостатков, присущих данному подходу, ограничивает их испол-ние в практике современного упр-ия. К ним относят:

- неспособность широкого вовлечения менеджеров всех уровней в процесс стратегич-го упр-ия;

-ограничение инициативы раб-в;

-относительно низкие адаптационные возм-ти.

Адаптивнъш тип организацш форм-ся в усл-х насыщенных товарных рынков. Основными его особен-ми явл-ся:

1. Использование стратегии орг-ции в кач-ве интегрирующего фактора работы персонала.

2. Постоянная готовность персонала к осуществлению перемен.

3. Гибкость в распределении работ в соответствии с характером решаемых проблем.

4. Отсутствие четкого распределения обязан-тей в рамках отдельных направлений деят-ти в соответствии с занимаемой должностью в иерархической структуре.

5. Значительная часть полномочий и ответ-ти персонала четко не определена, так как в процессе взаимодействия задачи могут меняться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...