Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическая функция российского государства




Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60—70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы —концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. Была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие — это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности — физиологические, экономи­ческие, духовные и иные — в процессе взаимодействия с приро­дой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Экологическая функция государства и права.

Экологическая функция российского государства

Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ, согласно которой высшей ценностью в россий­ском демократическом федеративном правовом государстве явля­ется человек, его права и свободы. Государство обязано призна­вать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носите­лем суверенитета, т.е. верховной власти в России, является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ — источник и носитель верховной власти в России.

Мы — народ, проявив посредством референду­ма свою верховную власть, установили основы конституционного строя России, сами определили права и свободы человека и граж­данина, основы федеративного устройства государства, утвердили правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.

Все это дает основание рассматривать государство в лице Пре­зидента РФ как его главы, органов законодательной, исполни­тельной и судебной ветвей власти, а также органы местного само­управления в качестве инструментов общества в решении общих для него задач, в том числе связанных с природной средой, иными словами, в реализации функций государства. Из Консти­туции РФ вытекает, что российское государство, как и органы местного самоуправления, решают «общие задачи» в процессе осуществления своих функций от имени народа, ради народа и в интересах народа.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызывае­мые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамка 6х функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для рос­сийского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства.
Содержание эколо­гической функции государства не сводится лишь к охране приро­ды, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наи­более существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства вклю­чает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собствен­ности государства, а также деятельность, направленную на обес­печение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юриди­ческих лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Потребность в осуществлении экологической функции государст­ва появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и органи­зационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых инте­ресов государства. Она была второстепенной и не самостоятель­ной функцией.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решать­ся эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но судя по состо­янию окружающей среды в стране, она чрезвычайно мало эф­фективна. Поэтому наряду с выделением экологической функ­ции в качестве самостоятельной и основной для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использо­вать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым пред­ставляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружаю­щую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осу­ществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относятся принятие законов и иных нормативных пра­вовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятель­ность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных ор­ганов по реализации экологических норм права. Правоохрани­тельной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологи­ческой функции российского государства реализуются преиму­щественно в рамках специализированных ветвей власти — за­конодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции госу­дарства по природопользованию и охране окружающей среды от­носится принятие экономических мер (бюджетное финансирова­ние, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допус­тимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, эко­логической сертификации, мониторинга, экологического контро­ля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, однако важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окру­жающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отно­шений. Значительная часть наиболее важных общественных от­ношений по поводу природы регулируется экологическим пра­вом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального ис­пользования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...