Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

субъекты хозяйственных связей




1. понятие хоз связей

будучи выражением объективной необходимости обмена, обусловленного общественным разделением труда, хоз связи представляют собой совокупность организационных, экономических и правовых взаимоотношений сторон. Иначе они рассматриваются как способы взаимодействия производителей и потребителей (в общем случае: поставщиков и получателей) по поводу обмена товаров.

На развитие хоз связей влияют:

· масштабы общественного производства (по расчетам специалистов, при возрастании числа предприятий на n, количество хозяйственных связей возрастает на n**3)

· сложность отраслевой структуры общественного производства

· процесс углубления специализации и кооперирования предприятий

· количество и качество производимой и потребляемой продукции

· и другие факторы, учет которых позволяет выработать ряд обязательных требований к их формированию.

Согласно этим требованиям под рациональной и эффективной системой хоз связей между производителями и потребителями понимается такая система, которая обеспечивает:

1) соответствие ассортимента и качества получаемой продукции действительным потребностям потребителей.

2) Наименьшие издержки обращения (в частности, издержки на транспортировку – логистика)

3) Наименьшие совокупные (как в сфере производства, так и в сфере обращения, запасы материальных ресурсов)

4) Своевременность и непрерывность поступления товарно-материальных ценностей от поставщиков получателю

5) Минимальный документооборот и возможно более быстрая система договорных отношений

6) Наибольшую выгодность поставок как для производителя (поставщика), так и для потребителя (получателя), т.е. наиболее экономичное обеспечение потребности, с одной сторон, и наиболее рентабельную реализацию, с другой.

С позиции формирования хоз связей принципиально важным является деление и группировка их по масштабам обслуживания (иначе – с учетом отраслевого и территориального охвата предприятием), степени участия торгово-посреднических структур, формам товародвижения, продолжительности действия и др.

Применительно к отраслевой структуре все возникающие между производителями и потребителями хоз связи подразделяются на 2 типа:

1) связи между предприятиями, относящимся к разным отраслям экономики (межотраслевые)

2) связи между предприятиями, относящимся к одной отрасли экономики (внутриотраслевые).

Указанная дифференциация обнаруживается как следствие развития специализации производства, организационного расчленения технологического процесса и перехода от внутрипроизводственного взаимодействия участков и цехов к взаимодействию кооперирующихся предприятий. Межотраслевые и внутриотраслевые связи основываются на совместном участии производителей в изготовлении конечной продукции. Они служат проявлением производственной соподчиненности и сотрудничества между предприятиями, объединенными совместным изготовлением технологически сложной продукции, а потому носят характер прямого участия производителя в процессе производства предприятия – потребителя. Классический пример – автомобильные заводы.

 

Учет территориальной разобщенности предприятий проявляется в подразделении хоз связей на внутрирегиональные и межрегиональные. По аналогии с предыдущей группировкой к 1 виду относятся связи, устанавливаемые между предприятиями, находящимися в одном экономическом районе. Во втором – связи между предприятиями, находящимися в разных районах. Вопреки формальному смыслу, они является следствием не территориального разделения труда, а все той же специализации производства, рассматриваемой на уровне предприятий. Горизонтальность!

 

!!!вместе с тем вести речь о межотраслевых и внутриотраслевых связях с одной стороны, а также о межрегиональных и внутрирегиональных, с другой, лишь только как о кооперированных связях производственных предприятий и фирм представляется не вполне правомерным. Это становится более очевидным, если учитывать другой характерный признак – степень участия в хоз связях торгово-посреднических структур. в соответствии с ним все хоз связи делятся на прямые и опосредованные (косвенные).

Косвенным признаком отличия прямых опосредованных хоз связей чаще всего признается неучастие или участие посреднических структур в согласовании отдельных условий поставки (ассортимент, качество, комплектность, сроки).

В случае опосредованных хоз связей предусматривается также возможность участия посреднических структур в договорных обязательствах производителя и потребителя, в т.ч. в организации поставок продукции. Уместно заметить, что последнее служит основанием для подразделения хоз связей на устанавливаемые по транзитным поставкам и по складским поставкам.

При транзитной – продвижение продукции происходит непосредственно от производителя потребителю. При складской форме продукция поступает от производителя на склад посреднической структуры и отпускается потребителю со склада данной структуры.

Анализ формирования прямых и опосредованных хоз связей показывает, что их структура в настоящее время составляет примерно 70% продукции между фирмами - по прямым связям. Остальные 25-30% через опосредованные связи.

Данная структура свидетельствует, что соответствует стандартам, принятым в странах с развитой рыночной экономикой (ЗЕ, США+Канада), а в Азии наоборот. Данная тенденция во многом объясняется тем, что в РФ начала формироваться современная рыночная инфраструктура.

В крупном – прямые связи. В малом – опосредованные.

 

В учетом продолжительности действия все хоз связи подразделяются на длительные и краткосрочные. Длительными считаются такие, при которых взаимодействие поставщика и потребителя осуществляется, как правило, в течение пятилетнего срока, или выходит за рамки годового плана и продолжается в течение 2-3 лет. Хоз связи, устанавливаемые сроком до одного года, и, тем более, меняющиеся по полугодиям, месяцам, относятся к краткосрочным.

По общему мнению, длительный характер хоз связей, их устойчивость имеют для экономики предприятия имеют исключительно важное значение. Они позволяют поставщикам и получателям глубже изучать взаимные интересы, увязывать сроки производства, поставок и потребления продукции, детальнее согласовывать ее ассортимент, качество и комплектность, что способствует улучшению конечных результатов (прибыль и рентабельность) деятельности. Основным условием установления длительных связей является стабильность производства и потребления. Отсюда следует, что при массовом производстве и потребления продукции, система рациональных хоз связей всегда предполагает их длительность, в то время, как при мелкосерийном и единичном производстве сменяющиеся программы выпуска продукции хоз связи предприятий, чаще всего, носят краткосрочный характер, вплоть до разовых поставок.

 

объекты хоз связей

с точки зрения ОЭТ в условиях рынка объектами хоз связей могут выступать в равной степени и материальные ценности и нематериальные ценности и деньги. Однако, такая высокая степень обобщения в данном случае выглядит нецелесообразно, и, поэтому традиционно в коммерции, объектами считаются 2 основные группы товаров:

· товарно-материальные ценности

· товарно-нематериальные ценности.

К 1 группе исходя их специфики назначения и особенностей формирования каналов распределения выделяются 2 основные категории товаров: инвестиционные (продукция производственно-технического назначения) и товары народного потребления.

Инвестиционные и потребительские товары имеют следующие основные различия:

1) в количестве потенциальных потребителей и в объеме покупок. Несомненно, что число покупателей инвестиционных товаров, по сравнению, с числом покупателей потребительских товаров, значительно меньше, в то время, как их покупательная способность гораздо выше. Многие производители инвестиционных товаров знают количество своих покупателей и основное внимание уделяют тем из них, доля которых в общем сбыте фирмы является преобладающей.

2) В использовании продукции (конечная и промежуточная). Инвестиционные товары используются, в основном, производителями других товаров. Покупателями их выступают промышленные и строительные фирмы, предприятия в сфере услуг и др. что касается потребительских товаров, то они, как правило, предназначены для личных и бытовых нужд и не подвергаются промышленной переработке.

3) Разветвленность торгово-распределительной сети. Реализация инвестиционных товаров осуществляется через менее разветвленную торговую сеть, чем потребительские. Чаще всего, производители инвестиционных товаров вступают в контакт со своими клиентами или контрагентами сами (прямые связи) или через высококвалифицированные торговых посредников.

4) Критерии выбора товаров. При покупке инвестиционных товаров учитываются многочисленные факторы технического и коммерческого характера, поэтому покупатель должен обладать соответствующими знаниями, что бы сделать правильный выбор. Прежде, чем состоится сделка, ей могут предшествовать длительные переговоры. При чем закупка может осуществляться посредством прямого контакта, так и через торговых посредников.

5) В устойчивости спроса на продукцию. Спрос на инвестиционные товары более неустойчив и отличается более резкими колебаниями, чем спрос на потребительские товары. На колебания спроса влияют подъемы и спады общеэкономической конъюнктуры. Спрос на инвестиционные товары в определенной мере зависит и от спроса на потребительские товары.

6) Знание своей клиентуры. Принимая решение о производстве инвестиционных товаров, производитель учитывает уровень своих связей среди будущей клиентуры, для того, чтобы облегчить в будущем задачу размещения заказов. Что касается поставщика потребительских товаров, то он имеет дело с розничным или оптовым звеном.

Объектом нашего изучения будут инвестиционные товары.

Многообразие видов инвестиционных товаров определяется, главным образом, основными функциями и направлением использования. Наиболее полный их перечень расположен в ОКВЭД продукции и услуг (ОКДП). Будучи наиболее полным перечнем товаров, ОКДП может быть принят за основу для выполнения специальных классификаций путем перегруппировки выделенных элементов состава по признаку, соответствующему содержанию решаемых задач. В целях конкретизации объектного аспекта понятия хоз связей в качестве такого признака представляется, для коммерции в частности, учесть характер использования (потребления товаров). На основании его все многообразие видов инвестиционных товаров делится на 2 класса:

1) товары, расходуемые при использовании

2) товары, расходующие свой ресурс

 

В составе 1 класса различают:

1) сырье и природное топливо (все полезные ископаемые, строительные)

2) материалы (лесоматериалы, искусственное топливо, хим промышленность)

3) расходные изделия (то, что упаковано в специальную тару – топливо в бочках)

При использовании продукции 1 класса имеет место, как правило, необратимый процесс переработки.

 

В составе 2 класса различают 2 группы:

1) неремонтируемые изделия (электро-вакуумные, материнская плата)

2) ремонтируемые (все машиностроение)

При использовании продукции 2 класса имеет место физический и моральный износ. Моральный износ приводит к моральному старению товара, что достаточно важно при расчете эффективности продажи или покупки товара.

 

Соответствие вариантов хозяйственных связей коммерческих операций классификационным свойствам объектов

 

+ - применяется, - - не применяется +- -

Толлинг???

 

Объект хозяйственной связи соодержательная интерпретация
купля-продажа купля-продажа аренда совместная деятельность
инвестиционные товары в т.ч.:        
расходуемые при использовании        
сырье и природное топливо + - +  
материалы + - +  
расходные изделия + - +  
расходующие свой ресурс        
неремонтируемые изделия + _+ +  
ремонтируемые изделия + + +  

 

2 основная категория объектов хоз связей – товарно-нематериальные ценности.

Товарно-нематериальные ценности, подлежащие обмену в процессе ком деятельности, подразделяются на 2 основные группы:

1) продукты интеллектуального труда

2) услуги

Обмен продуктами интеллектуального труда составляет совершенно особую сферу экономики организации коммерции. Это обусловливается спецификой обмениваемого товара. Продукты интеллектуального труда выступают таким же фактором развития производства, какими являются средства труда и предметы труда.

Продукты интеллектуального труда формируют собственный рынок – рынок продуктов интеллектуального труда/рынок инноваций. Продукты интеллектуального труда относятся к категории нематериальных ценностей, но не являются услугами. Они расширяют содержание этой категории за счет включения в перечень товаров, подлежащих обмену новых знаний (относительно параметров производства товарно-материальных и нематериальных ценностей). В данном случае понятие производства рассматривается широко – как сфера практической или предпринимательской деятельности, которая предполагает само производство и управление. В рамках предпринимательской деятельности, в свою очередь, выделяется собственно производство, снабжение, сбыт, кадровое обеспечение, финансово-кредитная, инвестиционная, инновационная деятельность. Новые знания могут затрагивать любой из названных элементов организации производства. Наиболее распространенный технологически отработанный аспект применения новых знаний в производстве: инновации относительно потребительских свойств и конструкторско-технологических параметров продукции, которое определяется понятием новой техники.

 

Неотъемлемым признаком современной экономики является предоставление услуг – сервисная экономика. В ведущих странах объемы продаж услуг зачастую начинают превосходить объемы продаж товарно-материальных ценностей.

Из всего многообразия услуг выделяются 2 основных типа:

1) услуги производственного (материального) характера

2) организационно-коммерческие (нематериальные) услуги.

 

Услуги производственного характера попадают под общее определние и понятие услуг и из всего их многообразия охватывают лишь те, которые оказывают прямое воздействие на товарно-материальные ценности, продолжая процесс производства в сфере товарного обращения.

Услугами производственного характера считаются различные виды работ, направленные на повышение степени технологической готовности товаров к производственному потреблению. Их назначение заключается в том, чтобы наилучшим образом реализовать целевую направленность процесса коммерческой деятельности и обусловливается характером использования инвестиционных товаров промышленного производства.

В состав услуг производственного характера включаются следующие основные виды:

1) подготовка материалов к производственному потреблению (раскрой и нарезка листовых и рулонных материалов по чертежам заказчика)

2) услуги по проверке качества изделий и материалов (всегда только исключения – цитрусы))

3) услуги по специальной упаковке (расфасовка сыпучих и жидких материалов в нестандартную тару (противоударная))

4) специальная подсортировка или подбор комплектов продукции (для участников кооперированных хоз связей)

5) услуги по ремонту и монтажу оборудования

 

Тенденции развития экономики свидетельствуют о том, что при купле-продаже товаров, покупатели в первую очередь обращают внимание на потребительские свойства товаров и цены. Поэтому основное предназначение – повышение потребительских свойств продаваемого товара. К этим свойствам в первую очередь относятся:

1) надежность (безотказность работы, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость)

2) эргономичность

3) эстетичность

4) технологичность

5) транспортабельность

6) унификация

7) патентно-правовая чистота

8) экологичность

9) безопасность использования

 

организационно-коммерческие услуги – включают виды деятельности, способствующие товарному обращению (достижению) целевой направленности коммерции. В состав организационно-коммерческих услуг включаются следующие основные виды:

1) услуги, сопровождающие куплю-продажу (поставку товаров) (выполнение срочных заказов, весь спектр логистических услуг)

2) информационные услуги (информация о новых видах товаров, снятых с производства)

3) консультационные (консалтинговые) услуги (консультация о возможной замене материалов при поставке, по экономии расходов сырья и материалов)

целесообразность предоставления услуг по заказам конкретных потребителей не вызывает сомнения, в то время, как целесообразность предоставления в сфере товарного обращения является менее очевидной и требует выполнения специальных обоснований по критерию экономической эффективности затрат, в т.ч. единовременных и текущих.

По результату таких обоснований могут приниматься решения и перераспределении общего объема работ между сферой производства и сферой товарного обращения.

 

3. субъекты хоз связей.

Обмен товарно-материальных и нематериальных ценностей, совершаемый в процессе коммерческой деятельности предопределяет наличие двух обменивающихся сторон – поставщика и получателя. Оба они должны действовать экономически обособленные хоз субъекты и проявлять взаимную заинтересованность в силу своего места в общественном разделении труда. Основная задача поставщика – реализовать инвестиционный товар, предоставить услуги, возместив при этом собственные затраты на сбыт и обеспечить себе прибыль в размерах, достаточных для удовлетворения научно-технических и производственных нужд. Задача покупателя – приобрести продукцию с таким набором свойств, которые при рациональном производственном потреблении предопределяют результат, способный возместить затраты на приобретение и обеспечить достаточную прибыль. Решая эти задачи, каждый из них преследует свой собственный интерес и лишь через него удовлетворяет интерес противостоящего ему в обмене субъекте.

Согласно законодательству, основными субъектами рассматриваются предприятия (организации), пользующиеся правами юр лица. Исходя из этого, и учитывая содержание, а также целевую направленность, задача поставщика и получателя, их типичными представителями следует соответственно признать:

производственное предприятие – изготовитель

производственное предприятие – потребитель инвестиционного товара.

Необходимость и возможность участия этих предприятий в обмене обуславливается степенью общественного разделения руда и формами организации производства (его специализацией).

В зависимости от этого признака, в составе субъектов хоз связей различаются специализированные предприятия и неспециализированные предприятия.

Специализация обуславливает отраслевую принадлежность предприятий и способы формирования хоз связей, особенно с точки зрения входных и выходных потоков готовой продукции.

Для товарного обращения одним из наиболее важных признаков при установлении ХС является размер предприятия.

Сам размер является признаком концентрации производства и определяется, главным образом, объемом изготовленной продукции.

2-ой признак – количество рабочих. В зависимости от размера выделяют:

- крупные

- средние

- малые.

В форме крупных, средних, малых предприятий могут действовать как специализированные, так и неспециализированные хозяйственные субъекты. В их составе различаются в зависимости от типа производства предприятия

· массового производства

· серийного производства

· единичного производства

продукция массового производства характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпускаемой продукции и изделий, непрерывно изготавливаемых в течение продолжительного времени.

продукция серийного производства характеризуется ограниченной номенклатурой, изготовляемой периодически повторяющимися партиями и сравнительно бОльшими объемами выпуска.

Продукция единичного производства характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, не повторяющихся в производстве или повторяющихся нерегулярно и в малом объеме выпуска.

Тип производства позволит судить о стабильности участия каждого предприятия в обмене с точки зрения постоянства обмениваемых, в т.ч. предлагаемых и спрашиваемых им ТМЦ (по числу наименований и объемным характеристикам).

Существует и другая классификация группы субъектов ХС, действующих как в сфере производства, так и в других сферах общественного воспроизводства.

Например, по ГК РФ выделяют:

· хозяйственные товарищества и общества

· производственные кооперативы

· государственные и муниципальные унитарные предприятия

наибольшим разнообразием характеризуются хозяйственный товарищества и общества.

Так, хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и товарищества на вере.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме АО (ОАО, ЗАО), ООО.

Данная классификация в большей мере характеризуется разнообразие организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и не оказывает существенного влияния на качественные и количественные характеристики ХС.

Организационно-правовые формы проработать самостоятельно.

 

Наряду с хозяйственными субъектами, действующих в сфере производства, поставщики и получатели могут выступать субъекты, действующие в сфере товарного обращения. В национальной экономике такими являются оптово-посреднические предприятия. Они обеспечивают движение ТМЦ от предприятия-изготовителя к предприятию-потребителю.

И по отношению к ним, как к типичным субъектам ХС, являются посредниками.

Среди торговых посредников традиционно выделяются предприятия или фирмы, участвующие в обмене ограниченного числа наименований продукции и более широкого перечня - специализированные по товарному признаку и неспециализированные (универсальные).

2 признак – по аналогии с производителями оптово-торговые посредники делятся на

- крупных

- средних

- малых.

При этом основной характеристикой является оборот ТМЦ и НМЦ. (товарооборот – в стоимостном выражении, грузооборот – в нестоимостном).

По отношению к объекту ХС различают 3 группы субъектов в сфере товарного обращения:

1) располагающие полным правом собственности на товар

2) располагающие частичным правом собственности на товар. В составе двух или одного правомочия

3) не располагающие правом собственности на товар (брокер).

Объектные и субъектные связи в процессе КД, исследуемые нами, позволяют обосновать различные варианты ХС с точки зрения их содержания, а также организационных экономических и правовых особенностей реализации.


Экономический механизм ХС.

1. логика этапов ХС

2. этапы ХС, формирование товарных потоков

3. этапы ХС, формирование финансовых потоков

4. характеристика посреднических услуг в реализации отдельных этапов ХС.

Все ХС осуществляются по единой схеме, характеризующей этапность работ.

Выделяются 8 основных этапов, каждый из которых обосабливается в силу своей целевой направленности и подчиняется общей логике, обусловленной сущностью и содержанием ХС.

Логика этапов ХС отражается принципиальной схемой.

ЛОГИКА ЭТАПОВ

анализ схемы показывает, что первые 5 этапов формируют движение товарных потоков от поставщика получателю, последние 3 – встречнонаправленные финансовые потоки.

Этапы хозяйственной связи; формирование товарных потоков

1 этап: поиск и выбор субъектов ХС.

Обеспечивает встречу стпроса и предложения посредстовм специально орагнизованных форм взаимодейтсвия получателей и поставщиков в рамках соответствующих коммерческих структур.

Его основное содержание характеризуется сбором и анализом информации о потенциальных субъектах ХС, выбором их из числа непосрдетсвенного контаргента.

В бизнес практике оно реализцется посредством исполнения любых существующих источников информации (банки данных).

Следует отметить, что приоритет выбора предполагаемого контргаента зависит от характера и объема, емкости исследуемого объекта и состояния конъюнктуры, длительности торговых отношений с тем или иным хоз субъектом (на данном этапе емкость, конъюнктура играет высокую роль. Конъюнктура-маркетинг).

Конкретный механизм практической реализации 1 этапа ХС обуславливается тем, что инициатором ее установления может являться либо продавец, либо покупатель.

Если инициатор – продавец, то используются одни способы организации взаимодействия хоз субъектов. В противном случае, когда инициатор – покупатель, применяется другие способы устанолвения деловых контактов. Например,выделение в способе установления конактов между потенциальными контрагентами, когда инициатора торговой сделки – продавец, он может:

1) направить деловое предложение (оферта) непосрдественно одному или нескольким возможным покупателям.

2) принять и подтвердить заказ покупателя.

3) направить предложение покупателю в ответ на запрос с указанием конкретных условий будущего контракта или проформой.

4) принять участие в торгах путем предложения тендера.

5)принять участие в торгово – промышленных выставках, ярмарках.

6) направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерении вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки.

7) направить проформу контракта уже известному покупателю результат заключения контракта (телефон, факс, эл почта, на основе личных договоренностей)

8) поместить рекламное объявление в средствах информации, направить в адрес потребителей каталоги, прайсы, организовать и провести рекламную кампанию на соответствующем товарном рынке.

По аналогии различаются способы установления контактов потенциальных партнеров в ХС, установленных по инициативе покупателя. Покупатель может:

1) направить продавцу заказ

2) направить запрос производителю товаров

3) объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организованных торгов.

4) направить производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на рек.????

5) направить письмо о вступить в переговоры в ответ на предложение

6) направить продавцу безоговорочный акцепт.

Следует отметить, что в целом 1 этап ХС можно считать ключевым, т.к. на нем основывается не только поиск и выбор субъектов как таковых, но и обоснование эффективного способа взаимодействия по поводу обмена ТМЦ и НМЦ, определения каналов товародвижения, делается проработка других вопросов, относящихся к содержанию последующих этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...