Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15 торговая политика




Две политики государства: протекционизм и фритредерство

Много столетий идет дискуссия между сторонниками протекционизма и фритредерства по вопросу торговой политики государства. Каждая из сторон выдвигает свои аргументы в защиту собственных взглядов. Вначале рассмотрим аргументы протекционистов, поскольку именно их концепция сформировалась первой, а фритредерство возникло как реакция на протекционистскую политику государства.

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. protectio — защита, покровительство) — экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики. Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм защищает главным образом развитие промышленности, иной раз и сельское хозяйство. В настоящее время активную протекционистскую политику по отношению к сельскому хозяйству проводят практически все промышленно развитые страны мира. В странах Западной Европы субсидии сельскому хозяйству достигают 43% стоимости сельскохозяйственных продуктов, в Японии — 68, в США — 30, Канаде — 41%.

Протекционизм возник в период первоначального накопления капитала (XVI-XVIII вв.). Теоретической основой протекционизма было учение меркантилистов, согласно которому источником богатства страны выступает активный торговый баланс, обеспечивающий приток в страну золота и серебра Протекционизм был широко распространен во Франции. В России впервые получил распространение при Петре I. Идею об активном торговом балансе выдвигал И. Т. Посошков.

Какие аргументы выдвигают сторонники протекционистской политики?

Протекционистская политика государства защищает промышленность в период ее возникновения и развития.

Протекционизм повышает уровень использования национальных ресурсов.

Протекционизм, применяя импортные пошлины, тем самым улучшает «условия торговли» и увеличивает экономические выгоды.

Протекционизм позволяет смягчить кризис в тех отраслях, которые переживают негативные проблемы в своем экономическом развитии.

Протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса; при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны; когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов и т. п.).

Приводятся и другие аргументы защитников протекционистской политики.

Протекционизм обладает рядом социально-экономических преимуществ, основными из которых являются следующие:

протекционизм поддерживает обороноспособность страны, ибо отказ от протекционистской политики при условии узкой специализации может привести к значительному риску при обострении международных отношений, тем более в случае военных действий. Страна должна обеспечить развитие таких стратегических видов производства, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, металлургия и другие отрасли, которые необходимы для национальной безопасности. В данном аспекте сошлемся на пример России. Поскольку в 90-е гг. XX в. сельское хозяйство крайне слабо поддерживалось государством, то страна фактически попала в зависимость от импорта продовольствия;

протекционизм необходим для защиты стран с более низким уровнем и качеством жизни от стран, где эти показатели достаточно высоки;

протекционистская политика создает предпосылки для сохранения как некоторых социальных классов, так и видов экономической деятельности. В частности, сохраняются крестьянство и национальные промыслы. Кроме того, протекционизм дает возможность не допустить застоя и кризиса в тех или иных отраслях экономики.

Систему протекционизма защищали многие крупные экономисты Запада, среди которых был, например, немецкий экономист Ф. Лист.

Экономическую полезность протекционизма отстаивал Дж. Ст. Милль, он защищал покровительственные пошлины, особенно в странах, которые только недавно вступили на путь индустриального развития. Дж. М. Кейнс в работе «Трактат о деньгах» (1930) сформулировал идею о защите протекционистских мер и их значении в повышении уровня занятости.

Таким образом, Ф. Лист, Дж. Ст. Милль и Дж. М. Кейнс подходили к проблеме протекционизма исходя из закономерностей развития стран в различных исторических периодах.

Фритредерство (от англ. freetrade — свободная торговля) — направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.

Фритредерство возникло в Великобритании в последней трети XVIII в. и было связано с промышленным переворотом. Однако требования введения системы свободной торговли высказывались еще раньше многими французскими и английскими экономистами. Так, английский экономист, предшественник классической политической экономии Н. Барбон в своем основном труде «Очерк о торговле» (1690) выступал противником меркантилизма и ратовал за свободу торговли. Фритредерство особенно усилилось в 30-е гг. XIX в. под названием Манчестерской школы. Теоретическое обоснование фритредерства дали А. Смит и Д. Рикардо. В современный период фритредерство реализуется в замкнутых интеграционных сообществах (ЕЭС, ЕАСТ и др.), в которых ликвидированы таможенные барьеры между странами, входящими в эти сообщества.

Государственная политика свободной торговли проводилась не только в Великобритании, где она победила к середине XIX в. Вторая половина XIX в. характеризуется зарождением свободы торговли во Франции, России и других странах.

Сторонники фритредерства выдвигают следующие аргументы.

Фритредерство дает возможность повышать уровень и качество жизни торгующих народов, поскольку расширяет границы международной специализации воспроизводства на базе сравнительного преимущества. Повышение уровня и качества жизни осуществляется за счет извлечения выгод от международной торговли. По мнению классиков, эту выгоду можно определить разницей между нормой прибыли при международном обмене благами и нормой прибыли в условиях его отсутствия. Неоклассик А. Маршалл предлагал иной способ — путем определения величины излишков и производителей, и потребителей продукции.

Фритредерство создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что, в свою очередь, позволяет улучшить качество выпускаемых благ.

Фритредерство создает лучшие предпосылки для расширения рынка.

Фритредерство дает возможность оптимизировать распределение производственных ресурсов между странами.

Таковы основные аргументы сторонников фритредерства. Сравнение доводов протекционистов и фритредерстов дает возможность сделать вывод о том, что если сторонники протекционизма исходят из краткосрочных интересов, то защитники фритредерства — из долгосрочных интересов. Однако нельзя сказать, что для конкретной страны протекционизм всегда вреден, а фритредерство всегда выгодно, или наоборот. По этому поводу оригинально заметил итальянский экономист и социолог В. Парето: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит — свобода или протекционизм».

Следовательно, чтобы оценить пользу или вред протекционизма или фритредерства для данной страны, необходимо исходить из закономерностей развития этой страны на различных исторических этапах.

Тарифные инструменты ограничения внешней торговли

Торговая политика — это относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленное на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых ограничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий.

Торговая политика государства осуществляется путем либо тарифных инструментов, либо нетарифных инструментов. Самым распространенным способом ограничения внешней торговли является тариф — совокупность таможенных пошлин.

Таможенные пошлины — это государственный денежный сбор (налог) с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны. Таможенные пошлины взимаются таможенными учреждениями. В зависимости от структуры таможенного тарифа различают таможенные пошлины: а) дифференциальные; б) покровительственные; в) преференциальные.

Дифференциальные таможенные пошлины характеризуются различными ставками на одни и те же товары. Ставки могут быть номинальными, минимальными, промежуточными, максимальными (генеральными или общими).

Покровительственные таможенные пошлины используются с целью затруднить проникновение определенных иностранных товаров на внутренний рынок или их транзит. Разновидностями покровительственных таможенных пошлин являются высокие антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также очень высокие ставки, иногда превышающие цену товара.

Преференциальные таможенные пошлины — это особо льготные пошлины, устанавливаемые государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран.

Таможенные пошлины выполняют фискальную политику, которая присуща в первую очередь бедным странам, поскольку пошлины являются важным, а нередко и основным источником пополнения бюджета страны. Таможенные пошлины, как правило, выполняют протекционистские цели, ибо они увеличивают цены на импортируемые товары. Рассмотрим сущность, роль и последствия таможенной пошлины на импортируемые товары.

Таможенная пошлина на импорт дает возможность обеспечить защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, выступает источником поступлений доходов в государственный бюджет.

Отечественные производители выигрывают от введения таможенных тарифов, потому что их товары не облагаются тарифами, в результате чего они могут выпускать товары с более высокими издержками в сравнении с мировым рынком. Выигрывает и государство. Этот выигрыш определяется величиной произведения величины импорта на величину тарифа. Это своего рода трансферты от покупателей государству.

Однако тариф на импорт приносит потери отечественным покупателям, поскольку введение тарифа делает национальную цену импортного товара выше мировой цены, т. е. отечественные покупатели облагаются дополнительным налогом.

Считается, что выигрыш отечественных производителей от введения тарифов на импорт не компенсирует потерь отечественных покупателей. Результирующим эффектом тарифа является понижение жизненного уровня населения, ибо покупатели теряют больше, нежели выигрывают производители и государство вместе взятые.

Введение таможенных тарифов обосновывается его сторонниками тем, что они (тарифы) дают возможность:

защитить оборонные отрасли промышленности;

повысить уровень занятости экономических ресурсов;

защитить новые, «молодые», отрасли отечественного народного хозяйства;

защитить страны с монокультурной экономикой от колебаний конъюнктуры мирового рынка:

защитить отечественных производителей от демпинга и др.

Вместе с тем имеются и другие суждения. В качестве альтернативного подхода к решению проблем «защиты» различных отраслей экономики, в частности, предлагаются прямые субсидии отечественным производителям со стороны государства, которые могут обеспечить достаточный успех.

Введение таможенной пошлины на импорт вызывает определенные последствия для национальной экономики, в частности отражается на уровне и качестве жизни потребителей, производителей, государственном бюджете. Рассмотрим эту ситуацию на рис. 15.1.

Из рис. 15.1 видно, что вследствие введения тарифа на импорт цена товара повысится с Pw до Pd, в результате чего сокращается спрос на товар с Qd до Qd', а внутреннее предложение возрастет с Q до QJ. Общий же объем импорта уменьшится, составив разницу Qd - QJ.

Следовательно, национальные потребители от введения тарифа несут чистые потери, которые равны сумме площадей фигур («а + b + c + d»), отражающие уменьшение объема потребительского излишка. Вследствие введения тарифа на импорт произойдет перераспределение дохода

Импорт до введения тарифа

Рис. 15.1. Последствия введения таможенной пошлины на импорт

 

между национальными потребителями и производителями в пользу последних. Потери потребителей равны («а + b + с + d»), а выигрыш производителей составит площадь фигуры «a». Государство выиграло величину, равную площади фигуры «c». Таким образом, суммарные чистые потери для благосостояния нации составят площадь фигур («b + d»), где «b» — производственные потери, обусловленные превышением выпуска товара уровня оптимума; «d» — потребительские потери, вызванные ростом цены на благо и сокращением потребления в связи с введением импортной пошлины.

Чистые потери нации в результате введения тарифа на импорт понижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте. Предположим, что при введении 12% тарифа на импорт национальная валюта подорожала на 4%; в этих условиях внутренние цены на ввозимые товары, выраженные в национальной валюте, увеличатся не на 12, а на 8%. Итак, чистые потери общества от тарифа на импорт будут равны примерно 80% от суммарной площади фигур («b + d»).

Одним из регуляторов ограничений внешней торговли является тариф экспортный.

Экспортный тариф — это «зеркальное» отражение импортного тарифа, разновидность налога, используемого для государственного регулирования экспортных поставок товаров. Ставки экспортного тарифа устанавливаются в зависимости от вида товаров.

Экспортная пошлина снижает внутреннюю цену до уровня ниже мировой, в результате чего потребление товара внутри страны увеличивается, а его экспорт сокращается, уменьшается и его национальное производство.

Введение экспортного тарифа приводит к значительным потерям у отечественных производителей, но выигрывают покупатели, поскольку цены товаров ниже мировых цен. При этом выигрывает и государство, так как монопольное положение страны-экспортера заставляет страны-импортеры переплачивать за импортируемые товары.

Последствия введения экспортного тарифа проиллюстрируем на рис. 15.2.

Допустим, что страна действует в условиях свободной торговли. В этом случае внутренняя цена данного товара будет равна мировой цене (Pw). Тогда объем экспорта составит величину Q — Q. Экспортный тариф (t) означает, что для данной страны экспорт товара мало прибыльный, ибо определенную долю выручки от его реализации государство изымает в свой доход, в результате возрастет предложение товара на национальном рынке, что, в свою очередь, вызовет понижение цены на национальном

 

Рис. 15.2. Последствия введения экспортного тарифа

рынке в сравнении с мировой ценой. Вследствие понижения цены товара на национальном рынке увеличится его потребление внутри страны с Qd до Qd. Однако производители не замедлят уменьшить объемы его выпуска с Q до QJ. В результате уменьшатся объемы экспорта данного товара до объема QJ-QJ.

Каковы последствия экспортного тарифа?

Поскольку цена на данный товар на национальном рынке понизилась, то его производители несут потери, составившие сумму площади фигур («a + b + с + d + e»). Потребители же товара, наоборот, выиграют, поскольку цена на него понизилась. Величина выигрыша составит сумму площади фигур («a + b»). Выигрывает и государство за счет налогообложения экспорта. Величина дохода государства равна площади фигуры «d» (QJ-QJ). Чистые потери общества в результате введения экспортного тарифа составят площадь фигур («с + e»).

Подведем итоги. От введения экспортного тарифа выиграли потребители и государство, но проиграли производители. Но выигрыш потребителей и государства вместе взятый меньше в сравнении с потерями производителей на величину («с + e»). Если импортный тариф приносит потери потребителям, то экспортный тариф приносит потери производителям. И лишь государство выигрывает в обоих случаях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...