Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материнское счастье. Желание иметь ребенка нередко диктуется следующими мотивами. . Первые 2 года




 



ДЕТИ

 

МАТЕРИНСКОЕ СЧАСТЬЕ

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страш- ное расстояние.

Лев Толстой

Когда Даша зашла на сайт друзей мужа, то обнаружила в числе друзей своей со- перницы и собственную дочь. Больнее всего было, что муж предпочитает Саше ровесницу дочери. Даша упрекнула Аню в предательстве, и в ответ та показала

на шарф, подаренный Саше знакомой англичанкой: отец когда-то поделился, как изменял с ней в Лондоне матери. — Это когда она стирала ее пеленки в ледяной воде? Аня заявила, что матери пора признать, что она вышла в тираж. Даша, ры- дая, обвинила дочь в бездушии, и та в истерике убежала, громко хлопнув дверью. На следующий день за рулем с Аней Даша заболталась, чуть не въехала в столб.

Успела подумать: закрыть глаза и врезаться, а дочь? Свернула в разделительный га- зон, увязла в снегу. Вызвала Сашу, так как это произошло неподалеку от его дома. Он отменил важную встречу, помог все организовать. Не злился, как в прошлый раз, когда она тоже около его дома с Аней чуть не врезалась. Ей всегда было нуж- но играть со смертью в ожидании спасителя. Аня увеличивает шанс, что ради нее Саша спасет. Теперь у нее прибавилось уверенности в этом. Первая «проба на вши- вость» была незадолго до раскрытия его измены.

 

 

 

Желание иметь ребенка нередко диктуется следующими мотивами.

«Каждый должен выстроить дом, посадить дерево и родить ре- бенка». Проще всего решить вопрос с ребенком. В основе этого мо- тива лежит простой инстинкт размножения.


 

«Ребенок свою маму всегда любить будет». Женщина повыша- ет свою самооценку, обрекая ребенка всю жизнь жить под маминой юбкой.

«Ребенок будет меня слушаться». Компенсаторное стремление к власти характерно для людей с заниженной самооценкой. Когда дети вырастают и перестают подчиняться, начинаются трагедии.

«Чтобы было кому подать стакан воды». Будущие родители из- начально хотят иметь не ребенка, а слугу. Но вовсе не обязательно, что ребенок, когда вырастет, будет с этим согласен.

«Чтобы укрепить семью». Супружеская пара (нередко одна жена) решает родить ребенка, чтобы было ради чего продолжать совмест- ную жизнь. Но если супруги и так не могут между собой договорить- ся, то появление ребенка только добавляет новые проблемы.

«Внуков и правнуков должно быть много». В больших семьях па- триарх заинтересован в том, чтобы число его подчиненных все вре- мя росло. А кто из молодых до сих пор не собрался продолжить наш род — того лишить наследства. Но если рождение ребенка происхо- дит вопреки планам молодых родителей, вряд ли их жизнь и жизнь этого ребенка будет счастливой.

«Чтобы оставить что-то после себя». Как минимум, детей. Про- блемы возникают тогда, когда детей заставляют пойти по стопам ро- дителей, не интересуясь их собственными предпочтениями.

 

 

 

ПЕРВЫЕ 2 ГОДА

Первые шесть месяцев дитя нуждается в позиции матери: «Я рада, что ты живой». Наготове у него и врожденные психические защиты. Травма рождения, изгнание из утробного рая включает у младенца чув- ство грандиозности, всемогущества, отрицающее саму возможность смер- ти. Последующие лишения могут зафиксировать эту нарциссическую позицию.

В первые месяцы жизни младенец — полусонное существо, довольству- ющееся сохранением состояния нирваны. Основная мотивация грудного ребенка состоит в стремлении облегчить напряжение, связанное с голо- дом, и достичь орального удовлетворения. Основные потребности грудного


 

ребенка, восприятие и удовольствие сосредоточены в области рта, губ и языка. У взрослого могут сохраниться механизмы этой стадии в форме переедания, жевания жвачки, манеры облизывать губы, курения.

Кормление тогда, когда ребенок закричит, формирует у него гибкость, любвеобильность, уверенность в себе. Если мать оставляет младенца го- лодным, это вызывает у него желание съесть ее грудь и страх наказания за это садистическое желание. Если преобладает страх наказания, он ста- новится ядром карающего Суперэго. Это приводит к развитию аутистиче- ской отстраненности и формированию нелюдимого шизоидного или подо- зрительного параноидного характера.

В 2–4 месяца у младенца появляется характерная улыбка как реакция на общение. Однако до 5 месяцев ребенок все еще ведет себя так, как буд- то он и воспитатель неотделимы друг от друга, хотя у него уже имеется смутное осознание участия воспитателя. Остановка на этой стадии разви- тия формирует симбиотически зависимую личность, не мыслящую себя вне пары.

В 4–6 месяцев ребенок начинает обожать мать, чтобы возместить ей вред, нанесенный его враждебными чувствами. Разрешение этого кризи- са амбивалентности требует способности интегрировать противополож- ные чувства. В случае неудачи формируется пограничная личность с раз- граничением всего на ненавистное и обожаемое.

С появлением зубов сосущая стадия сменяется на кусающую. Если мать отдергивает сосок из страха быть укушенной, включается механизм запрет- ного плода. Ребенок набрасывается на грудь и кусает ее. Мать еще больше боится в следующий раз, формируется порочный круг. Фиксация на этой стадии проявляется у взрослого, как потребность что-то грызть в состоя- нии беспокойства, привычке язвить, осуждать, сплетничать и других фор- мах словесной агрессии. А также рефлекторно хватать из запретных ис- точников и удерживать мертвой хваткой.

Отнятие от груди возрождает ностальгию по «утраченному раю» и вклю- чает нарциссическую обиду. В ответ карающее Суперэго включает ауто- агрессию. Пессимистическая фиксация ребенка на чувстве вины и нега- тивной самооценке приводит к депрессивной позиции. Некоторые люди так и останавливаются на ней.

К 8 месяцам младенец начинает узнавать мать в лицо и бояться незна- комцев. В 8–10 месяцев ребенок начинает подражать матери, пытаясь упо- добиться ей. У ребенка появляется страх причинить ущерб любимой мате- ри, забота о ней. Сочувствие заставляет ребенка бессознательно разделять тревогу матери. Это ухудшает его состояние, что усиливает тревогу матери, замыкая порочный круг. Если у ребенка сохраняется убеждение, что нане- сенный им вред непоправим, и значит, его вина непростительна, он может вырасти стеснительным, тревожно-мнительным. Его забота о близких мо- жет стать навязчивой и тягостной для них.

В основе навязчивости лежит способность ребенка повторять в вообра- жении и играх тревожные ситуации. При этом разряжается эмоциональ- ное напряжение, возникает успокаивающее чувство контроля: ребенок сам определяет время и интенсивность неприятной ситуации. Навязчи- вое предвосхищение пугающей ситуации приводит к фобиям.


 

Тревога в это время связана в основном с разлукой. Мать воспринима- ется как основа домашнего существования. Наиболее важной проблемой до 18 месяцев становится обретение доверия к себе и окружающим в про- тивовес недоверию и настороженности к людям. Развивается кризис до- верия.

С 6-го по 24-й месяцы жизни ребенок одушевляет игрушки, одеяло и другие предметы или виды деятельности и воспринимает их как комби- нации качеств материнского объекта и собственного развивающегося «Я». С помощью этих переходных объектов ребенок приобретает способность спокойно переживать одиночество.

Если базисное доверие сформировалось, ребенок сравнительно спокой- но переносит исчезновение матери из поля зрения и приобретает оптими- стический взгляд на окружающее. Преобладание тревоги покинутости при- водит к социальному недоверию с отказом от кормления, испражнением, глубоким сном. До 24 месяцев наблюдается наибольшая психосоматиче- ская уязвимость. Отсутствие материнской любви может привести к разви- тию соматизированной депрессии со смертельным исходом.

В возрасте от 1 года до 3 лет развивается контроль над сфинктерами (приучение к пользованию туалетом). Анус и окружающая его область ста- новятся основными источниками интереса, ребенок учится получать удо- вольствие, удерживая и выпуская каловые массы. В это время зад ребен- ка, неконтролируемый им тыл, находится в опасности чужого контроля. Если воспитатели придают слишком большое значение дефекации, ребе- нок может использовать кал как подарок или задерживать его — с целью получить больше внимания или помучить и насладиться своей властью. У ребенка возникает конфликт между потребностью в сохранении внеш- него контроля и развитием автономии. Успешное разрешение конфликта приводит к самоосознаванию и самостоятельности. Преждевременное или слишком строгое приучение ребенка к туалету вызывает у него гнев, кото- рый проявляется в различных формах протеста против чистоты, порядка и принуждения. При этом желание выпустить гнев автоматически сдержи-

вается чувствами стыда и вины за агрессивные импульсы.

Чувство стыда вызывается у ребенка неуважительным отношением к его выделениям, когда он еще не вышел из нарциссической стадии. Если родители слишком часто стыдят ребенка за то, что он намочил или испач- кал белье или спешат сделать за ребенка то, что ему уже под силу сделать самому, у него могут развиться постоянные сомнения в себе и неуверен- ность в своей независимости. Фиксация на этой стадии развития приво- дит к развитию анального характера. Его главные особенности — аккурат- ность, бережливость и упорство.

Годовалый ребенок научается выделять те свои качества, которые одо- бряют или осуждают воспитатели. Формируется основа для двух сублич- ностей: «Я хороший» и «Я плохой». Вторая связана со страхом отверже- ния и неприязнью к себе. От этих двух персонификаций отделяется более ранняя, хаотическая — «Не Я». Она включает состояния ужаса, отвраще- ния, ярости и т. п. Когда взрослый человек регрессирует в такое состоя- ние, говорят: «Вышел из себя». Такое чаще наблюдается у психопатов из- за слабости «Я».


 

Для нормального развития годовалого ребенка требуется позиция мате- ри: «Я люблю тебя и активного, и спокойного». Непоследовательные, бес- связные материнские сигналы приводят к развитию тревоги и формиро- ванию множественных «Я» ребенка. В таком случае отношение к другим и себе сумбурно и непоследовательно, в нем смешиваются безразличие, привязанность и жестокость.

Наблюдается идентификация с бессознательными тенденциями мате- ри: отвержение депрессивной матерью, например, переживается как по- теря объекта и может привести в анальной фазе к компенсаторному по- еданию кала. Стеснительная, самолюбивая, раздражительная и обидчивая мать передает своему ребенку качества, которые мешают ему переносить обычные проблемы и разочарования в отношениях.

В первые 18 месяцев жизни формируется схема тела. В 10–16 месяцев ребенок стремится к активному передвижению — у него появляются но- вые перспективы, в настроении преобладает восторг. В 12–24 месяца раз- вивается способность к игре, творчеству, соучастию жизни. К 2 годам обра- зы предметов остаются в сознании, когда сами предметы исчезают из поля зрения. Ребенок ищет спрятанные предметы, активно манипулирует не- одушевленными объектами.

Малыш хочет, чтобы ему называли предметы и действия. Он научается связывать слова и мысли. Формируются такие защитные механизмы, как идентификация с агрессором и проективная идентификация: «Мы с тобой одной крови». Аутистическое мышление годовалого ребенка конкретно, об- разно и символично, оно не отличает фантазий от реальности. Могущество мыслей переходит в магию слов. В дальнейшем она сохраняется в добрых пожеланиях и проклятиях, клятвах, молитвах и поэзии.

В 15–18 месяцев формируется механизм несогласия и согласия — иден- тификация с агрессором посредством отрицательного покачивания голо- вой и затем использование вертикального покачивания головы в качестве жеста согласия (в нашей культуре). Непоследовательные, бессвязные ма- теринские сигналы приводят к развитию тревоги и формированию мно- жественных «Я» ребенка. Идентификация с бессознательными тенденция- ми матери: отвержение депрессивной матери, например, переживается как потеря объекта и может в анальной фазе привести к компенсаторному по- еданию кала.

В 16–24 месяца ребенок начинает ходить — он в большей степени осознает возможность физической разлуки, что сказывается на его на- строении, которое уже не отмечено прежним восторгом. Ребенок пы- тается преодолеть пространство, разделяющее его и мать, приносит ей различные предметы. Попытки матери помочь ребенок часто воспри- нимает негативно, типичны вспышки раздражения. Развивается кри- зис отделения: потребность в утешении от матери и нежелание принять ее помощь. Символ конфликта: ребенок стоит на пороге, не зная, куда идти, в состоянии беспомощности и фрустрации. Разрешение кризиса происходит по мере совершенствования навыков ребенка и возникно- вения способности получать удовольствие от самостоятельного выпол- нения действий. От матери требуется позиция: «Ты можешь отделять- ся, и я буду любить тебя».


Малыш с рождения нуждается во взаимодействии с любящей матерью. Поскольку мать не изменяется в соответствии с потребностями ребенка, создается ее внутренний образ как символ опоры и надежности. Ребенок чувствует себя спокойно, когда мать не находится рядом, будучи уверен- ным, что она вернется. Совершенствуя речевые навыки и лучше осознавая время, ребенок легче может переносить временное отсутствие или разлуку. По мере установления взаимоотношений с другими важными людьми по- являются новые внутренние образы. Они затем проецируются на других людей. Ребенок уже легче переносит отсутствие матери и ищет ей замену. Благоприятное прохождение данной фазы облегчает ребенку в последую- щем отделение от матери и формирование самости.

Если поведение воспитателей препятствует этому процессу, ребенку приходится расщепить образ себя на две части: одна часть, ложная, со- глашается с требованиями внешнего мира, а другая — тайная — состав- ляет субъективный мир ребенка. Затем человек живет так, как будто он

«не вполне настоящий», и всю жизнь злоупотребляет объектами, которые приносят лишь временное облегчение: пищей, наркотиками или другими людьми.

Проблемы в отношениях между матерью и двухлетним ребенком спо- собствуют формированию патологических черт характера, возникновению расстройства половой идентификации или расстройств личности. Раздра- жительные, обидчивые и отличающиеся нарциссизмом родители переда- ют эти же качества своим детям, которые во взрослой жизни оказываются не способными переносить обычные проблемы и разочарования в отноше- ниях, и их характер подвергается значительной деформации.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...