Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И модели правительственного регулирования




Экономики

В главе "Рыночная экономика: сущность, структура и

инфраструктура" отмечалось, что любая экономика имеет

рыночный и бюджетный секторы, раскрывались черты и

Функции обоих секторов. В данной теме перед нами стоит

задача проанализировать влияние правительства на обеспе-

чение конкурентной среды, производство общественных благ,

ограничение негативного влияния циклических колебаний на

экономику страны, социальную защиту граждан и т.п.

Рыночная экономика как система, возникшая в результате

самоорганизации и саморазвития, оказалась достаточ-но

эффективной, гибкой, способной формировать рацио-нальную

структуру хозяйства и обеспечивать широкие рам-ки

экономической свободы ее субъектам.

Иными словами, рыночная система охватывает весьма

значительный арсенал своих функциональных обязанно-

615Глава 19

стей, необходимых для обеспечения комфортного и надеж,

ного функционирования общества. Вместе с тем следует от-

метить, что имеется ряд проблем, связанных с природными

факторами, экономической общественной деятельностью и

другими ее видами, а также естественным саморазвитием

рыночного хозяйства, к которым рынок остается безразлич-

ным, а общество стремится их решить. Именно поэтому не-

обходимость правительственного вмешательства в экономику

связывают с отказами рынка (фиаско рынка).

Отказы рынка — это нежелание или несостоятельность

(неспособность) рынка удовлетворять потребности

общества или отдельных групп людей рыночной эко-

номической системы.

Рассмотрим кратко структуру отказов рынка.

1. Рынок зиждется на индивидуальной экономической

свободе и конкуренции участников хозяйственного процес

са, что является существенным преимуществом этой формы

хозяйствования. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что

экономическая система — не простая арифметическая сум

ма составляющих ее элементов. Индивидуальная экономи

ческая свобода является благом до тех пор, пока она не огра

ничивает экономическую свободу других индивидов. В слу

чае, когда расширение свободы одного индивида

ограничивает свободу других, должен быть общественный

ограничитель экономической свободы.

Так, свобода предпринимательства на основе конкурентной

борьбы естественным образом порождает свой антипод —

произвол монополий, который можно ограничить законом о

защите конкуренции (или антимонопольным законо-

дательством).

2. Рынок в полной мере обеспечивает производство благ

для индивидуального потребления. Эти блага называются

частными.

Частные блага — это блага, потребление которых од-

ними лицами исключает возможность их одновременного

потребления другими. Доступ к потреблению частных

616Рис. 19.1. Характерные черты частных благ

Но имеются и блага, которые можно потребить только со-

вместно (сообща). Они неделимы. Это национальная безо-

пасность, обеспечение правопорядка, защита природной среды

и т. п. Такие блага называют общественными.

Общественные блага — это блага, которые одновре-

менно потребляют многие индивиды, независимо от того,

может или не может их оплатить каждый отдельный

потребитель.

Черты общественных благ отражены на рис. 19.2.

Общественные блага тоже делят на два вида: чистые и

смешанные (рис. 19.3).

Естественно, частные блага производятся рынком в над-

лежащем объеме и необходимой структуре.

За производство общественных благ отвечает прави-

тельство.

Безопасность государства, охрана правопорядка, надле-

жащее содержание улиц и населенных пунктов — чистыеРис. 19.2. Характерные черты общественных благ

общественные блага, производство которых финансируется за счет

бюджетов.

Регулирование производства и распределения смешанных

общественных благ осуществляет правительство путем:

— предоставления исключительных прав на использование

ресурсов для производства этих благ;

— введения административных барьеров на пути вхождения на

рынок этих благ посредством лицензирования, квотирования,

чрезмерно высокого уровня налогообложения и т. п.

Влияние правительства на производство общественных благ

осуществляется путем:

— производства данных благ в надлежащем объеме и над"

лежащей структуре в рамках государственного сектора;

— предоставления субсидий для их производства пред'

принимательскому сектору;

— административного ограничения доступа к использованию

этих благ.

3. Рынок заботится о прибыли, оставаясь безразличным к

проблемам истощения природных ресурсов. Правитель-ство

принимает на себя ответственность за судьбы грядущих

Глава 19правительственное регулирование национальной

экономики

619Глава 19

4. Правительство занимается урегулированием экстер-

нальных (внешних) эффектов, прежде всего отрицатель

ных, связанных с перенесением одними субъектами своих

издержек на других субъектов без каких-либо компенса

ций пострадавшим. Это урегулирование осуществляется

двояко:

1) правительство заставляет при помощи налогов, штрафов,

запретов прекращать производство и загрязнение, ограничивая

пагубное влияние на окружающую среду и на объем убытков,

причиненных другим субъектам;

2) правительство "обезвреживает" экстернальные эффекты

и возмещает убытки, причиненные ими, за счет бюджетных

средств.

5. Правительство ограничивает негативное влияние ци-

клических колебаний и регулирует опасную для стабильности

экономической системы дифференциацию доходов среди

разных слоев населения, обеспечивая еѐ социальную на-

правленность.

6. В условиях трансформационной экономики на прави-

тельство возлагается еще одна важная задача — обеспечение

баланса интересов субъектов экономической и социальной

деятельности.

Типы правительственного регулирования экономики:

— полная монопольная власть в управлении экономикой

(страны социализма, в т. ч. СССР);

— сочетание рыночных и правительственных регуляторов

(Япония, Швеция, ФРГ, Австрия, Китай).

Модели правительственного регулирования экономики

Выделяют две модели правительственного регулирования

экономики:

— адаптивную модель, чувствительную к изменениям

и отказам рынка, позволяющую правительству совместно с

частным бизнесом гибко приспосабливаться к условиям

экономической (национальной и международной) сферы

Пример использования этой модели правительственного

влияния на экономику — США;

620правительственное регулирование национальной экономики

— проактивную модель, направленную на упреждение

фиаско рынка путем "взвешенной меры" государственного

вмешательства в деятельность бизнес-структур. Эта модель

свойственна японской системе правительственного регули

рования экономики.

Цели, средства и методы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...