Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Милосердие и сострадание похожи снаружи, но отличаются внутри. Сострадание бывает в страсти и невежестве, милосердие — в благости и на духовном уровне.




- Сострадание в невежестве и страсти — это когда мы видим пострадавшего или убитого и готовы растерзать обидчика, возмущаемся происшедшим, или впадаем в уныние, сожалеем, что ничего не можем поделать, не можем помочь. При этом щемит сердце, текут слёзы, чувство радости и любви уменьшается. На душу ложится камень. Так мы своими эмоциями заставляем деградировать и себя и того, кто пострадал, даже если он оставил тело.

Сострадающий таким образом забывает, что это Господь через Майю устроил человеку вынужденное очищение души и протестует против божественной воли. Он так жалеет материальное тело, что наносит вред душе. Жалеть значит жалить. Как вам нравится, когда маленькая частица тела протестует против воли целого организма? Такая клетка становится раковой. Этот внутренний протест против воли Бога и убийство плохими эмоциями чувство любви в душе и есть нарушение закона кармы. При этом часть плохой кармы переходит с пострадавшего на сострадающего, и пострадавшему становится немного легче.

Обычно вокруг пострадавшего собирается толпа и все начинают ужасаться, пугаться или хвататься за сердце. Эта волна боли бременем ложится на пострадавшего, и если ситуация у человека критическая, на грани смерти, а сожаление превышает красную черту, он может даже умереть от этого. Это похоже на непреднамеренное добивание раненого. Вдруг находится какой-то человек, который начинает злобно разгонять толпу: "Чего смотрите, расходитесь!" Почему он так делает? Это человек с высокой интуицией, через которого Господь старается защитить пострадавшего от чужого сострадания.

Бывают парадоксальные ситуации. Мальчик порезал палец, его сердобольная бабушка увидела это и схватилась за сердце. Подбежала и стала перевязывать рану. Эмоциями она так рубанула мальчика на тонком уровне, что он забыл о боли в пальце и орёт бабушке: "Отстань от меня!" Т.е. вред нанесённый бабушкой душе внука превысил вред от пореза пальца. А бабушка думает, что это нормально, попереживать за внучка. Просто её никто не учил, чем сострадание отличается от милосердия.

Повышенное сочувствие, или сострадание — следствие высокомерия и презрения к другим. Если человек слишком горд и эгоистичен, то ему интуитивно навязывают сочувствие. Из одной крайности бросают в другую, с перегибом, чтобы отучить наверняка. Но лучше понять всё, не впадать в крайности, и вместо равнодушия развивать милосердие к себе и другим.

- Милосердие в благости — когда просто искренне помогаешь пострадавшему, но без сожаления. Врачи делают это нейтрально, без эмоций, близкие друзья и родители — с внутренней радостью. Они конечно же, не улыбаются, но и не убиваются.

- Милосердие на духовном уровне — когда не только помогаешь, но объясняешь внутреннюю причину проблемы и ещё молишься за человека. Иногда не нужно помогать внешне, но объяснить, как выбраться из проблем. Иногда объяснить невозможно, человек взвинчен, тогда можно помочь делом и помолиться за него. А когда неприятность исчезнет, и он успокоится, можно спокойно объяснить, чтобы в будущем избегать подобных ситуаций.

 

Пример.

Представьте, ребёнок упал в лужу и испачкался. Сел и разревелся. Милосердие в гуне благости со стороны мамы или любого прохожего было бы в том, чтобы платком или салфеткой стереть грязь. Милосердие на более высоком уровне — стереть грязь, утешить ребёнка тем, что сам он здоров и объяснить, что возле лужи лучше быть поосторожней. Но представьте, что мама вместо милосердия проявила сострадание в такой форме: подошла, вымазалась сама в грязь и говорит: "Не плачь, родной, я тоже в грязи". Ребёнок тут же рассмеялся и брызнул в маму ещё водой из лужи. Вы скажите, так не бывает! Как бы не так! Подходит мама, начинает орать и бить ребёнка. Словами, эмоциями и делами она загрязняет и свою душу и душу ребёнка, даже больше, чем грязью из лужи.

 

Пример сострадания и милосердия к гуру.

Когда духовный учитель болеет, падает или говорит странные, непривычные вещи, ученики склонны проявлять сострадание, а это страсть и невежество. Тема болезни гуру намного сложнее, чем можно рассмотреть в рамках сострадания и милосердия. Здесь же приведен именно этот аспект. Кто-то сожалеет, кто-то рыдает, кто-то в страхе и унынии, кто-то оскорбляет других преданных, которые обвиняют такого гуру в падении или безумии. Волна тонкой агрессии от учеников бременем ложится на гуру и ему становится ещё хуже, и духовно и физически. Чтобы защититься от этого, он вынужден либо оставить тело, либо сказать нечто, не вписывающееся в привычные рамки. Тогда ученики перестают цепляться за гуру, отпускают его на тонком уровне, перестают считать его учителем, и их ПЧ по отношению к нему идут на убыль. Тут же гуру становится легче во всех отношениях.

Ещё одна из ошибок — молиться о физическом выздоровлении болеющего гуру. В действительности, нужно молиться о душе учителя, посылать его душе любовь своей души. Бывает так, что гуру, несмотря на множество учеников, ощущает одиночество, особенно, когда болеет. Молитва учеников о любви должна вытеснить это одиночество из сердца гуру.

Когда в христианстве ставят свечку за здравие, это означает за духовное здравие, из которого само собой исходит и физическое здоровье. Тело болеет, когда с душой что-то не так, или не в порядке души учеников. Иногда гуру, проповедуя широкому кругу людей, слишком подчёркивает отречение. Такой настрой попирает чувство любви. Слушатели, особенно ученики, могут стать фанатиками, ставящими отречение и правила писаний выше чувства любви и прощения. Гуру болеет, косвенно подталкивая учеников к молитве о любви, а это уже милосердие, милость из сердца, а не глупое сострадание. Если молиться о физическом выздоровлении гуру, да ещё и проводить для этого киртаны, то можно ненароком свести гуру в могилу. Некоторые гуру, интуитивно чувствуя это, запрещают своим ученикам проводить киртаны, и говорят, чтобы они занимались служением Кришне с большей любовью. Заставь дурака молиться он лоб расшибёт, и не только свой. Всему этому гуру должен учить заранее, чтобы ученики не впадали в крайности. Если гуру по какой-то причине не учит, будет учить жизнь.

А вот пример сострадания мамы к дочке.

Одна преданная, молодая мама, попала с грудной девочкой в больницу. Девочке становилось всё хуже, врачи не могли поставить диагноз и просто делали уколы. Пока мама до слёз переживала за неё, состояние дочки катастрофически ухудшалось. Наконец маме стало не по себе и она подумала: "О Кришна, если ей надо умереть, что я могу поделать? Будь, как будет". Она вышла во двор больницы, думая о том, что когда она вернётся, девочка умрёт. Так она перестала цепляться за исход. Когда она вернулась через полчаса, девочка улыбалась. Так давит сострадание на душу и тело близкого человека. Теперь понимаете, какой груз ложится на гуру, если за него переживают тысячи учеников? Материальная любовь убивает хуже ненависти, потому что от любви нельзя защититься.

Сострадание и милосердие Арджуны.

Когда на Курукшетре Арджуна побоялся убивать родственников, это было сострадание. Он так боялся убивать их тела, что стал убивать душу и свою, и чужие. Когда сожалеешь об одном человеке, это единица агрессии, когда о многих, это волна агрессии, которая тут же бумерангом возвращается назад. Поэтому у Арджуны запылала кожа, пересохло во рту и т.д. Кришна сказал ему: "Как эта скверна могла одолеть тебя?" Сострадание — действительно скверна, и очень опасная. Многие думают, что кшатрии должны быть очень жестокими, чёрствыми, дубовыми, чтобы так беспощадно убивать врага. Перед ними текут реки крови, а им хоть бы что.

Это совершенно не так. Для кшатрия кровожадность — деградация. Кшатрии суровыми аскезами обуздывали тело, но при этом развивали необычайное милосердие ко всем живым существам. Вспомните, как царь Шиби, защищая голубя, решился кормить орла кусками мяса из своего тела. Внутренне он не страдал и не сожалел о произошедшем. Цари всегда проявляли заботу о своих подопечных, рискуя своей жизнью. Как без милосердия к живым существам можно защищать кого-то от опасности?

О милосердии Арджуны в Махабхарате пишется так: "Кауравы бросились в атаку. Вверх по склону, на котором стоял Арджуна с несколькими воинами, понеслись неистовые кони. От Арджуны изошла яркая вспышка. Стоявших рядом словно прошила молния, наполнила горячим пламенем. Кто-то произнёс: "Саммохана". Арджуна применил оружие брахманов — саммохану (один из видов брахмастр), и войско кауравов полегло на месте. Кто-то лежал без движения, кто-то ходил, словно в забытьи, бросив оружие между бьющимися в упряжке конями, кто-то зажимал уши руками и раскачивал головой. Жуткое зрелище: тысячи человек, как оживлённые мертвецы.

— Что делать с кауравами? — спросил Уттара.

— Через несколько минут сознание вернётся к ним, — ответил Арджуна.

— Так надо рубить! — воскликнул кто-то из командиров и взвизгнули клинки, покидая ножны.

— Эти уже сражаться не будут, — сказал Арджуна, — а в лагере Дурьодханы осталось не так много воинов. Мы справимся с ними. Не надо лишнего кровопролития. Будьте милосердны.

Позже, Бхишма, встречая разбитое войско, вернувшееся в Хастинапур, назидательно сказал Дурьодхане:

— Только благородство Арджуны спасло армию от истребления.

Действительно, Арджуна запретил убивать бегущих и отпустил тех, кто, бросив оружие, встречал его колесницу со сложенными ладонями.

Один из воинов нашёл на поле боя изящный золотой венец, достойный украшать голову царя, и принёс его Арджуне. Он посмотрел на украшение и в его глазах блеснула влага. Он сказал:

— Раньше, в дни мира, брахманов обучали наукам и искусствам так же, как владению брахмастрой. Это занимало долгие годы. Целый мир зарождался в сердце, море любви... И каждый был драгоценен для братства. И вот теперь... Так нелепо. Это венец принадлежал одному брахману из совета дваждырождённых. Я знал его имя. И сколько ещё погибнет тех, кого мы поодиночке собирали, взращивали, как волшебные цветы... Где же мы нарушили свой закон?

Вот ещё история о милосердии Арджуны. Однажды к нему подошла дочь царя змей, Улупи. Она сказала, что её терзает бог любви, и если он не ответит ей взаимностью, то она умрёт. Дело в том, что она обладала брахманической силой. Дваждырождённые способны на такую остроту переживаний, что эта сила может вырваться из-под контроля и сжечь человека изнутри. Не поможет ни самоконтроль, ни попытки отрешиться. Тогда лучшее средство — отдаться чувству любви. Об этом и просила Улупи. Перед Арджуной встал выбор: либо уйти, сохраняя верность Драупади, либо вспомнить и о другом долге кшатрия — спасении страдающих. Царевич провёл с ней одну ночь и вывел её из горячки, не дав пламени неутолённой страсти сжечь Улупи.

Среди Пандавов самым рассудительным был Юдхиштхира, самым безудержным и горячим — Бхима. Были случаи, когда из-за эмоций Бхимы все Пандавы могли попасть в большие неприятности. Но к счастью, благодаря сдержанности, этикету и милосердию его братьев, все выходили сухими из воды. Однажды, когда они были в изгнании, Драупади, трепеща от гнева, упрекала Пандавов в трусости и ненужном смирении, что они спокойно ушли из дворца в лес. Она говорила Юдхиштхире: "Не кшатрий тот, кто не знает гнева! Где пламень твоего духа?" Юдхиштхира пытался успокоить её: "Гнев сам по себе — плохой советчик, и ярость, даже справедливая, мешает человеку мыслить трезво. Ты путаешь духовный пыл с обычным гневом мирских людей. И Бхишма, и Дрона, и Видура призывают нас к миру, зачем сражаться, если ещё есть шанс на мирное соглашение?"

 

Сострадание ко всем живым существам.

Читая о сострадании ко всем живым существам, преданные боятся убивать тараканов и комаров. Шрила Прабхупада поступал по-разному: то жалел комара, убитого учеником, то говорил ученику: "Убей". Тот возражал, что это насилие, на что Прабхупада говорил: "Это — его карма". Как же быть? Очень просто. Убивать можно, ведь они агрессоры, но делать это нужно без злобы, без презрения, без брезгливости или сожаления. И нужно знать меру. Если вы очистите от них квартиру, это нормально, но если будете гоняться за ними по всему дому, с ненавистью травить их, это будет слишком. Нет никакого смысла при этом повторять Харе Кришна мантру для очищения. Если без эмоций, плохой кармы не будет, а использовать Харе Кришна мантру как половую тряпку для смывания кармической грязи оскорбительно. Её нужно повторять для выражения любви к Богу. Вообще тараканы и клопы заводятся в местах, где у жильцов есть ревность, прямая или косвенная привязанность к отношениям. Муравьи и комары — где гордыня. Одной женщине, в кваритире которой было много муравьёв, сказали, что ей надо в молитве уменьшить свою гордыню. Когда она стала работать над собой, муравьи быстро исчезли. Потом сорвалась, — они появились вновь.

Один буддийский проповедник, проявляя сострадание, критиковал по телеканалу тех, кто развязал войну в Чечне. Критика была голой, без рассмотрения внутренних причин конфликта. Этим он косвенно протестовал против воли Бога, ведь пострадавшие в Чечне заслужили такой крутой меры наказания. Дело в том, что внутренняя агрессия большинства живущих там людей выше красной черты. Война там — блокировка этой агрессии. Когда критикует обычный политик или гражданин — это простительно, но когда верующий человек, это недоразумение.

Ещё есть интересный пример сострадания, которое не помогает делу. Один заключённый, ставший искренним преданным, проповедовал сознание Кришны другим заключённым. Условно назовём его Игорем. В соседней камере был один спивающийся мужчина, назовём его Сергеем. Игорь очень настойчиво хотел спасти его от деградации: давал ему читать Гиту, просил повторять мантру Харе Кришна и прочее, но на него это почти никак не действовало. Однажды преданные из близлежащего храма прислали в тюрьму на имя Игоря посылку. Кроме прочего там был прасад — замечательные сладкие булочки. Игорь большую часть отдал Сергею, чтобы он скорее очистился. Через какое-то время Сергея увезли в другое место, он был почти невменяем. Получилось так, что Игорь на какое-то время попал в пустующую камеру Сергея. Вспомнив, как тот здесь жил и мучился, Игорь ощутил сострадание, стало больно на сердце и затряслись поджилки (почти как у Арджуны). Чтобы унять это противное чувство, он присел и его взгляд упал на газетный свёрток под кроватью за батареей. Он развернул его и обомлел. Там были засохшие, заплесневевшие булочки. Он их так и не съел, хотя обещал. Игорь конечно же обиделся на Сергея, посчитав его оскорбителем прасада, а значит преданных и Кришны. Он забрал их к себе, снял плесень, нагрел кипяток и попытался надкусить булочку. Сломал зуб. Пришлось отмачивать их в кипятке. Он съел их с благодарностью к Кришне, это хорошо, но при этом он нарушил законы кармы и любви несколько раз. Значит будут новые неприятности. В чём же были нарушения? Это было очень тонко и незаметно, но плохие результаты налицо. Здесь затронута не только тема сострадания, но и другие.

Итак, начнём по порядку. Когда Игорь хотел спасти Сергея от деградации, он это делал навязчиво, прежде всего внутри — он ждал хорошего результата. Это плохая привязанность к плодам проповеди. (Вспомните тему "Помощь и проповедь"). Игорю не хватало внутренней любви и прощения по отношению к Сергею. Игорь заранее не хотел смириться с тем, что Сергей может как-то отказаться от его помощи. И Сергей интуитивно вынужден был отказаться. Этим Господь хотел показать Игорю, что так проповедовать нельзя. Водкой Сергей не только пытался отделаться от уныния, что его посадили, но теперь ещё и от тонкой энергетической навязчивости Игоря. Булочки были хорошие, но Игорь подавал их в ореоле не духовной, а материальной любви, т.е. потенциальной ненависти и обиды, на что символично указывала плесень, впоследствии появившаяся на них. Невидимое стало видимым.

Когда Игорь стал сожалеть Сергея, это вызвало у него болезненные ощущения, поскольку он стал душить чувство любви в себе и в Сергее, хотя тот находился далеко. Но, как вы помните, для эмоций нет расстояний.

Высохшие булочки указывают на сухость, а точнее на незрелость, сердца Игоря. Зубы ломаются или портятся, когда человек критикует, оскорбляет других. Сломанный зуб Игоря говорил о том, что он незаслуженно обиделся на Сергея. Надо было доброжелательно помолиться за него. А кипяток указывал на то, что эти булочки можно было съесть только, если бы они были с самого начала размочены духовной любовью Игоря.

 

Пример милосердия.

В вайшнавской истории есть необычный пример милосердия женщины по отношению к мужчине. Это известная история о жидкой красоте. Есть разные толкования. Здесь же хочется отметить именно милосердие женщины.

Молодой принц полюбил девушку материальной любовью, а это значит, что он любил просто её тело, а не её как личность. При этом у него была жуткая гордыня. Как сын царя он считал себя неотразимым героем, баловнем судьбы. Девушка могла бы просто отказать ему и на этом бы её роль закончилась, но из своей любви ко всем, и к принцу в том числе, она захотела избавить его от ложной гордости и возвысить его любовь. А это уже задача, стоящая перед духовным учителем. Может ли обыкновенная девушка быть в роли гуру? Да, сейчас мы видим как в ИСККОН проповедуют многие матаджи, и для людей они — гуру, духовные наставники. Но чтобы пойти на такую аскезу, как она, да ещё ради одного человека, да ещё и карми, на это нужно мужество, решимость и главное — любовь. Она пила рвотное и слабительное и собирала всё в глиняные сосуды. Когда она преподнесла всё это принцу, тот обомлел и возмутился. Но у девушки хватило внутреннего смирения и любви выдержать натиск его гордыни. Когда она объяснила ему, что такое настоящая любовь к другим, Господь изменил его сердце и принц сказал: "О дорогая, ты раскрыла мне глаза на жизнь, стань же моей женой. Я буду любить тебя как личность, а не внешне, как раньше". Она возразила: "Но ведь я страшилище". Он ответил: "Ничего откормим". Интересно отметить, что она не говорила ему о любви к Богу, а лишь о любви в гуне благости. И то как это повлияло на принца! Произошло маленькое духовное чудо.

 

Ответственность и долг

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...