Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление курортами на различных уровнях




Под управлением понимают максимально эффективное использование и координацию всех видов ресурсов (капитала, знаний, материалов, труда) для достижения целей организации. Наряду с термином «управление» часто применяется его англоязычный синоним — «менеджмент».

В теории управления различают субъект управления, объект управления, ресурсы, окружающую среду, процессы и технологии управления.

Объектом управления в данном случае выступает курортно-рекреационный комплекс страды. С позиций отраслевого классификатора (ОКОНХ) санаторно-курортные организации являются частью (подотраслью) отрасли «здравоохранение, физическая культура II спорт, социальное обеспечение» и как самостоятельная отрасль не рас­сматриваются.

Под отраслью народного хозяйства понимают совокупность предприятий, характеризующихся следующими классификационными при­маками:

■ достигнутым числом самостоятельных в экономическом отно­шении предприятий с однородным видом деятельности, производства;

■ специфическим характером труда и организации технологии производства;

■ устойчивыми экономическими связями с другими отраслями народного хозяйства.

Растущая экономическая значимость курортного дела, роль, кото­рую оно играет в развитии общественного производства по мере пере­хода России к рынку, позволяют утверждать, что к настоящему момен­ту курортное дело сформировалось как вполне самостоятельная отрасль народного хозяйства со всеми основными отраслевыми признаками:

■ совокупностью организаций, предприятий и учреждений,
которые предлагают определенные социальные услуги, направленные
па оздоровление населения и обеспечение рациональной организации
свободного времени и отдыха и способствующие всестороннему развитию личности;

■ использованием специфических природно-антропогенных ресурсов, являющихся объектами курортной деятельности;

■ наличием техники, технологии и организации работы;

■ определенной материально-технической базой;

■ специфическими условиями труда, определенной системой показателей учета и отчетности;

■ наличием организационной структуры управления.

Развитие курортного дела приносит немалый прямой и косвен­ный (за счет смежных отраслей) экономический эффект. Специальные исследования показывают, что косвенное влияние курортно-туристской индустрии на экономику почти равно непосредственным результатам хозяйственной деятельности в этой сфере. Курортное дело обеспечивает создание новых рабочих мест и занятости, привлечение значительных капитальных вложений и их сравнительно быструю окупаемость. Помимо чисто экономических курортное дело несет и значительные социальные и культурные выгоды. Речь идет о влиянии курортного дела на оздоровление населения, рост его культурной и общей просвещен­ности, рост взаимопонимания между людьми и др.

Однако при неправильном управлении развитие курортов может нанести значительный вред: привести к ухудшению состояния окружа­ющей среды при усилении туристских потоков, ряду социальных издержек для местного населения курортных регионов, выражающихся в снижении качества и уровня жизни, сезонности санаторно-курорт­ной сферы, следствием которой являются неравномерная загрузка номерного фонда, колебания занятости и др. Помимо экономической возможно отрицательное воздействие курортного дела и в других обла­стях. Так, неправильное развитие санаторно-курортной сферы может повлечь чрезмерную урбанизацию, вытеснение традиционных видов деятельности, перенаселенность, оскудение местных ремесел, пренеб­режение местными обычаями, коммерциализацию человеческих отно­шений, что ведет к конфликтам с местным населением и др.

Это определяет важность и необходимость государственного регулирования курортной деятельности. Субъектами управления выступают различные структуры, которые можно распределить по трем уровням (рис. 15.1):

1) высшему;

2)среднему;

3) микроуровню.

Высший уровень представляют государственные органы управ­ления санаторно-курортным комплексом (СКК). К этим органам отно­сятся структуры, входящие в состав законодательной и исполнитель­ной власти.

Законодательная власть в обеих палатах (Государственной Думе
и Федеральном собрании) имеет подкомитеты по курортам в составе
различных комитетов, занимающихся вопросами законотворчества
в этой сфере. Исполнительную власть, на которую в настоящее время
возложено руководство курортным делом, представляет МинЗдравСоцРазвития России.

В функции государственных органов управления входят:

■ разработка законодательных актов и положений в сфере курорт­ного дела, а также правил и норм стандартизации и лицензирования;

■ ведение государственного реестра курортного фонда Россий­ской Федерации;

■ определение стратегии развития отрасли, разработка и коор­динация федеральных программ развития курортов;

■ организация научных исследований в целях расширения курорт­ного фонда и повышения эффективности его использования;

 


 

■ подготовка и переподготовка кадров в сфере курортного дела,
формирование программ профессионального образования и повыше­ния квалификации, а также управление соответствующими учебными заведениями;

■ совершенствование и контроль за исполнением законодатель­ства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

■ защита прав и интересов граждан в период осуществления ими санаторно-курортного лечения и пребывания на курорте, обеспечение их безопасности;

■ создание вертикали властных организационных структур (государственные учреждения и ассоциации);

■ проведение государственной маркетинговой политики и реа­лизация программ продвижения совокупного российского курортного продукта, в том числе на международном рынке.

Государственная поддержка санаторно-курортной системы может осуществляться посредством:

■ формирования адекватной законодательной базы, ускоряющей переход на рыночные отношения;

■ предоставления субсидий отдельным курортам и их объеди­нениям;

■ внедрения льготных финансово-кредитных механизмов;

■ организации специальных эколого-рекреационных зон;

■ разработки комплексных программ развития отдельных курор­тов, с выделением наиболее социально значимых видов лечения и отды­ха, включая детский и молодежный виды.

Средний уровень представляют региональные департаменты, управления, комитеты и отделы при администрациях субъектов Российской Федерации и в составе муниципалитетов. Они формиро­вались в соответствии с изменениями на федеральном уровне, имеют разные названия, уровни полномочий и штатную структуру — в зави­симости от значимости курортного дела для данного регионального образования. Такие региональные органы управления созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, причем, как пра­вило, для совместного управления с туризмом. Исполнительные орга­ны здравоохранения субъектов Российской Федерации курортными вопросами не занимаются, за исключением лицензирования медицин­ской деятельности.

Главной задачей органов регионального уровня является про­ведение государственной курортной политики в пределах своих тер­риториальных образований. Основными их функциями являются:

■ разработка региональных курортных программ;

■ обязательная сертификация и лицензирование;

■ координация деятельности организаций санаторно-курортной сферы и туризма;

■ содействие предпринимательству в этой сфере;

■ соблюдение федерального законодательства в области охраны курортов и экологии и разработка в этих рамках собственных природо­охранных программ;

■ регулирование подготовки кадров для курортов;

■ продвижение, регионального курортного продукта, формиро­вание консолидированных рекламных бюджетов.

Микроуровень представляют производители санаторно-курортных услуг, т.е. санаторно-курортные учреждения (санатории и пансионаты с лечением, пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, (заводы розлива минеральных вод, производители лечебных грязей и др.).

В функции менеджеров этого звена входят все виды деятельности по обеспечению устойчивого развития своих организаций. Этот уровень представлен также предприятиями инфраструктуры и организация­ми — маркетинговыми посредниками (санаторно-курортные объедине­ния, туристские фирмы и др.).

Помимо государственных структур формируются системы обще­ственного самоуправления отраслью на всех уровнях. Наряду с Россий­ским Союзом туриндустрии (РСТ) и Национальной туристской ассо­циацией (НТА) созданы Ассоциация специалистов восстановительной медицины (АСВОМЕД), Национальная академия туризма, Российская гостиничная ассоциация (РГА), Национальная курортная ассоциация (НКА), Ассоциация гидов-переводчиков, Лига защиты прав путешест­венников, Комитет по предпринимательству в туризме в составе Россий­ской торгово-промышленной палаты и другие общественные органи­зации, имеющие своих представителей в регионах и активно влияющие па курортную политику.

Несколько уровней управления можно выделить и в корпоратив­ном управлении санаторно-курортными организациями. Федеральный уро­вень для бюджетных организаций (например, силовых министерств) — это службы тыла, в составе которых образуются медицинские управления, на которые прямо замыкаются санатории. Для коммерческих здравниц федеральный уровень чаще всего отсутствует, ими управляют непосредственно представители собственников (через правление и совет директоров). Вме­сте с тем в коммерческих структурах федерального масштаба (РАО «РЖД», Газпром и др.) создаются централизованные службы управления ведомственной медициной и санаторно-курортными организациями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...