Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из опыта работы образовательных учреждений




Организация обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам в МОУ «Гимназия №1» г. Белгорода

( Аревшатян Н.П., заместитель директора по УВР гимназии № 1 г. Белгорода )

С 1998 по 2004 год гимназия являлась федеральной экспериментальной площадкой по отработке модели многопрофильной гимназии городского типа, с 2004 по 2006 год - региональной экспериментальной площадкой по апробации экспериментального учебного плана и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся старших классов.

За эти годы в гимназии созданы необходимые кадровые условия, научно-методическая и материальная базы для перехода на организацию обучения по индивидуальным учебным планам. В 2005 году гимназия получила грант управления образования и науки Белгородской области за реализацию проекта «Содержание подготовки учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам», а с 2006 года стала участником регионального эксперимента по отработке моделей профильного обучения.

Однако многолетний опыт работы по организации профильного обучения помог выявить и основные противоречия и проблемы, возникающие на этом пути. Согласно Концепции профильного обучения, одной из целей профильного образования является наиболее полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Но, как показывает опыт, для многих учащихся, и даже их родителей, очень сложно бывает преодолеть психологический барьер, называемый «сменой привычного окружения» - многие боятся менять классный коллектив, сложившийся за многие годы совместного обучения, а это неизбежно при выборе профиля обучения и перекомплектовании классов. Второй проблемой при организации профильного обучения в рамках базисного учебного плана является то, что структура и содержание образования «строгих» базовых профилей не всегда соответствуют потребностям в жизненной установке ученика.

Статус гимназии предполагает обучение по профилям гуманитарного направления. Однако предлагаемые профили могут лишь частично удовлетворить индивидуальные образовательные интересы учащихся. На многих специальностях в вузах набор профилирующих предметов не соответствует тому набору профильных предметов, который предлагает БУП по тому или иному «строгому» профилю. В результате, как показывает анализ самоопределения выпускников гимназии за последние 5 лет, лишь 50% из них продолжают обучение по профилю, выбранному в гимназии, еще у 20 % специальность, выбранная для профессионального образования в высших и средних специальных учебных заведениях, частично соответствует профилю их обучения в гимназии. И почти у 30% выпускников выбранный профиль обучения в гимназии не связан с дальнейшей деятельностью.

Проанализировав результаты социологического обследования по выявлению запросов учащихся 9-х классов и их родителей, проведенного в 2006 году, мы пришли к выводу, что проблемы осознанности выбора профиля обучения учащимися и отбора содержания образования в профильных классах с соблюдением оптимального соотношения математической, гуманитарной и естественнонаучной составляющей можно решить, организовав профильное обучение по индивидуальным учебным планам.

Подготовка к переходу на обучение по индивидуальным учебным планам проводилась в несколько этапов:

1. Выбор организационной модели обучения, определение перечня основных профилей обучения десятиклассников; отбор предметов и учебных курсов общеобразовательного и профильного уровней.

Для определения наиболее востребованных профилей и отбора предметов ученикам предлагается анкета «Выбор предметов для профильного обучения» (Приложение).

Результаты анкетирования в 2006 году показали, что почти 90 % выпускников 9-х классов хотят продолжить свое обучение в 10-х профильных классах, однако выбрали определенный профиль лишь 52 %. Остальные же учащиеся, то есть почти половина, указали такой набор предметов для изучения на профильном уровне, который не предлагает никакой конкретный профиль базисного учебного плана.

По результатам анализа образовательных запросов учащихся с одной стороны, и анализа возможностей для их удовлетворения в гимназии с другой, был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модель внутришкольной профилизации, при которой школа обходится собственными ресурсами. Затем был определен перечень основных профилей обучения старшеклассников, и произведен отбор предметов и учебных курсов общеобразовательного и профильного уровней, предлагаемых для освоения учащимися на старшей ступени гимназии. Это стало основой для разработки примерного учебного плана гимназии, который, в свою очередь, стал основой для создания учащимися своих индивидуальных учебных планов.

В 2006 наши девятиклассники выбрали для себя три основных профиля обучения на два последующих года – филологический, социально-экономический, физико-математический, Результаты анкетирования, проведенного в 2007 учебном году, показывают несколько другие приоритеты в образовательных запросах девятиклассников: выявлена востребованность двух основных профилей на следующие два года обучения в гимназии – филологического и социально-экономического. Ряд учащихся также указали в качестве необходимых для изучения на профильном уровне предметы, не являющиеся профильными для двух основных профилей: физика, химия, биология, история. Мы предложили эти предметы в качестве дополнительных профильных предметов.

2. Разработка рабочего варианта учебного плана, выявление запросов каждого учащегося 9-го класса по содержанию образования в 10-11 классах.

Ученикам был предложен вариант учебного плана (рис.1) с разъяснениями по работе с планом, а также анкета по выбору элективных курсов (Приложение).

Таблица 16

Рабочий вариант учебного плана 2007 года

Профили Предметы Филологическ. Соц.-экономич. Дополнит. профильные предметы
Количество часов в неделю Количество часов в неделю Кол-во часов в неделю
БУП ИУП БУП ИУП  
Русский язык          
Литература          
Иностранный язык          
Иностранный язык II     -    
Математика          
Информатика и ИКТ -        
Физика          
История          
Обществознание          
Экономика -        
Право -        
Химия          
Биология          
  Обязательный базовый компонент
География          
Православная культура          
МХК     - -  
Физическая культура          
ОБЖ          
ИТОГО:          
Элективные курсы          
Максимальная нагрузка 36 часов 36 часов 36 часов 36 часов  

 

В верхней части таблицы указаны предметы, предлагаемые на выбор по уровню изучения – профильный - базовый.

В нижней части - предметы обязательного базового компонента.

Учащиеся должны были выбрать не менее 2 предметов, изучаемых на профильном или углубленном уровне в выбранном им профиле, и, по желанию, предметы дополнительного профиля (профильные предметы выделены цветом).

Предположим, что ученик филологического профиля выбирает для изучения на профильном уровне только русский язык и литературу как предметы основного профиля. Он отказывается от изучения второго иностранного языка, а первый иностранный язык хочет изучать на базовом уровне. У него в резерве остаются 5 часов, которые он может добавить к базовым предметам (например, к математике или обществознанию), доведя их, таким образом, до профильного или углубленного уровня, или выбрать большее количество элективных курсов. Все остальные предметы, входящие в БУП, изучаются на базовом уровне. Суммарная нагрузка при этом равна 36 часам, что соответствует санитарным нормам для данного этапа обучения.

3. Создание индивидуальных учебных планов.

В результате работы на этом этапе совместно с учащимися 9-х классов выстраиваются индивидуальные учебные планы на старшей ступени обучения (Приложение).

Рассмотрим в качестве примера индивидуальные учебные планы двух учеников разных профильных классов.

Ученик филологического 10 «А» класса выбрал два предмета основного профиля – русский язык и иностранный язык, а оставшиеся 4 резервных часа распределил так: 2 часа добавил на математику, доведя ее до профильного уровня, 1 час – на информатику, изучение которой не предусматривается БУП для филологического профиля, 1 час добавил к элективным курсам.

Ученик физико-математического 10 «В» класса, выбрал для изучения на профильном уровне математику и физику, а информатику решил изучать на базовом уровне – 1 час в неделю, 3 резервными часами распорядился, выбрав дополнительный профильный предмет – экономику.

Рис. Количество выборов предметов для изучения на профильном уровне (10-11 классы, 2007-2008 учебный год)

 

4. Формирование учебных групп, составление расписания.

Заключительным этапом организационной работы стали обработка и анализ данных ИУП обучающихся и определение возможностей по их обеспечению. Учебной частью гимназии составлена сводная таблица, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников (см. таблица).

Таблица 17

Таблица по выбору учебных предметов базового и профильного уровня

В 2006-2007 учебном году

  Базовый уровень Профильный уровень
Учебный предмет Учебных часов в неделю Кол-во уч-ся, выбравших предмет Кол-во групп Учебных часов в неделю Кол-во уч-ся, выбравших предмет Кол-во групп
Русский язык            
Литература            
Иностранный язык I            
Иностранный язык II - - -      
Математика            
Информатика и ИКТ            
Физика            
Обществознание            
Экономика - - -      
Право - - -      
Элективные курсы            
  Обязательный базовый компонент      
  фил с-эк с-эк ф-м          
История (история России, всеобщая история)                  
Химия                  
География                  
Биология                  
МХК   - - -          
Физическая культура           4+4      
ОБЖ           4+2      
Православная культура                  
Всего учебных групп            

 

В сводную сетку заносятся также данные о количестве учащихся, сделавших выбор, и количестве групп, которые могут быть открыты в гимназии для изучения избранных предметов и курсов. Далее определяется состав учителей, по уровню своей профессиональной и методической подготовленности способный организовать профильное обучение. Затем формируется списочный состав групп. При организации учебного процесса в гимназиисочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных курсов). Всего по индивидуальным учебным планам в 2006-2007 учебном году в школе обучалось 86 учащихся 10-х классов, в 2007-2008 учебном году – 86 учащихся 11-х классов и 65 учеников вновь сформированных 10-х классов. Открыты классы филологического, социально-экономического и физико-математического основных профилей с возможностью выбора предметов дополнительного профиля.

В параллели 10-11-х классов организована 91 предметная группа (не считая обязательной базовой части, где предметы изучаются всеми учащимися на одинаковом уровне), из них 50 - межклассных:

• 17 межклассных групп профильного уровня

• 15 межклассных групп базового уровня

• 14 межклассных групп элективных курсов

• 4 группы элективных курсов, объединяющих учеников 10 и 11 классов.

Для успешной реализации обучения по ИУП, помимо наличия высококвалифицированных кадров и хорошей материально-технической базы необходимо, чтобы школа третьей ступени имела много классов в параллели. Это дает возможность сгруппировать индивидуальные траектории в классы и группы, максимально учитывая запросы учащихся, и рационально использовать элективный компонент.

Особое внимание хочу обратить на необходимость поиска оптимальных технологий, которая обусловлена не только целями и задачами профильного обучения, но и тем, что поскольку в состав групп входят ученики с различной базовой подготовкой по предмету, очень важен выбор методов обучения, чтобы к моменту завершения курса все ученики достигли необходимого уровня в соответствии с требованиями стандартов профильного обучения. В практике работы гимназии реализуются такие технологии как разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов, лекционно-практическая система, информационные технологии, а также игровые методы обучения. Большое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы учителей и учащихся.

Мониторинг учебных достижений учеников является важной составляющей работы по организации обучения по индивидуальным учебным планам. Анализ результатов обучения учащихся 10-х классов в 2006-2007 учебном году позволяет сделать вывод о том, что выбор, сделанный добровольно, исходя из собственных образовательных запросов и профессиональных устремлений, стимулирует учащихся к более серьезному отношению к учебному труду, к участию в творческих и исследовательских проектах по профильным предметам, и, как следствие, к более успешному освоению учебной программы.

Результаты мониторинга удовлетворенности образовательных потребностей учеников 10-х классов в прошлом учебном году показали, что большая часть учащихся довольны своим выбором индивидуального учебного плана, хотя мотивация выбора разная. 8 % детей указало, что им все равно, какие предметы изучать. 9 % учеников недовольны выбором, но в течение первого месяца обучения не воспользовались своим правом изменить индивидуальный учебный план. Право изменения ИУП сохраняется за ними до окончания I полугодия, но теперь уже с обязательной сдачей зачетов по предмету при переходе с базового уровня на профильный. Это право оговорено в Соглашении об индивидуальном учебном плане, которое заключает гимназия с родителями и учащимися при поступлении в 10-й класс, и определяет права и обязанности ученика, родителей, администрации и педагогического коллектива гимназии (Приложение).

Помимо Соглашения в гимназии приняты и другие локальные акты, регламентирующие организацию профильного обучения:

­ Положение о профильных классах;

­ Положение о приеме в профильные классы;

­ Положение о приемной комиссии в профильные классы;

­ Положение о портфолио выпускника основной школы;

­ Положение о зачетной неделе в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения;

­ Положение об элективных курсах;

­ Положение об индивидуальном учебном плане (Приложение).

Кроме этого, в Устав гимназии внесены изменения, оговаривающие права учащихся по обучению по ИУП. Организация обучения по индивидуальным учебным планам потребовала также внесения изменений в инструкцию по ведению классных журналов (Приложение).

Организация обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам в МОУ директор МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р.Абросимова»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...