Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка конструктивного поведения в конфликте




САМООЦЕНКА КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Инструкция: Проанализируйте свои действия по пяти пози­циям конструктивного поведения в конфликтах, которые про­исходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.

Позиция Оценка Позиция
1. «Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента. 5 4 3 2 1 Вы никогда не стре­митесь понять своего оппонента.
2. Позитивное отноше­ние к оппоненту. 5 4 3 2 1 Негативное отноше­ние к оппоненту.
3. Рациональное мышле­ние. Вы контролируе­те свои эмоции. 5 4 3 2 1 Вы отдаетесь стихиям и эмоциям.
4. Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, ориентиру­етесь на равенство и сотрудничество. Вы стремитесь к одностороннему выигрышу.
5. Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть. Вы нетерпимы к оппоненту. Вас раздражают его пози­ция или точка зрения.

Оценка результатов.

Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифмети­ческому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обла­даете достаточными признаками конструктивного поведения в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетель­ствует о том, что вы обладаете достаточными признаками дес­труктивного поведения в конфликте. В этом случае вам необ­ходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.

ЗАДАНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Напряженность учителя

Информация к размышлению: Более 80 % учителей имели высокий уровень ситуативной напряженности (по методике Спилбергера), а 60 % - постоянной напряженности. Это очень тревожные факты: они говорят, прежде всего, о профессио­нальной непригодности. Тем более что такие результаты обна­ружились отнюдь не у пожилых педагогов, а у тех, чей педаго­гический стаж насчитывает 10-15 лет.

Вопросы для обсуждения:

• В чем проявляется разница между напряжением и напря­женностью учителя в общении с детьми? Проиллюстрируй­те свои суждения примерами из школьной практики.

• Как соотносятся напряженность и конфликтность в педаго­гическом общении?

Казанская В. Г. Психологические механизмы формирования взаимоотноше­ний педагогов с обучаемыми. // Адукацыя i выхаванне. — №2. — 1995.

Профессиональное здоровье учителя

Информация к размышлению: Ни для кого не секрет, что про­фессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции.

Неудивительно, что учительство как профессиональная груп­па отличается крайне низкими показателями физического и

психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

Лишь 34 % обследованных педагогов находятся в зоне пси­хологического благополучия. Они способны справиться с от­рицательными воздействиями жизни на психологическом уров­не. Около 40% - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психофи­зическая усталость - первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно и неуклонно переходит в психологическую и телесную депрес­сию — страшную болезнь нашего века.

Вопросы для обсуждения:

Каковы причины снижения уровня психического и физи­ческого здоровья педагогов?

• Каким образом можно сохранить психофизиологический потенциал педагога?

Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998.

Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов. / СМ. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов. //Педагоги­ка. - №4.

Эмоциональная напряженность школьников

Информация к размышлению: Жизнь каждого ребенка отли­чается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоп­риятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

К десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подрост­ков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душев­ного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около 65%^ доминирует низкий уровень настроения, у трети - средний, высокий — у менее 10%. В старших классах значительно увеличивается число учащихся с низким уровнем настроения (70%) Средний уровень конста­тируется лишь у 20%, высокий — у 5%. Многие семиклассники

и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм.

Задания по анализу информации:

• Проанализируйте приведенные данные исследований и дайте им психологическую оценку.

•   Предложите способы улучшения эмоционально-психологи­ческого климата в школах.

Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...