Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное самосознание педагога




Напряженные факторы педагогической деятельности в мень­шей степени оказывают негативное влияние, если педагогом приобретены необходимые профессиональные умения и на­выки, а также при должном уровне развития профессиональ­но значимых качеств личности. Одним из важных условий эффективности будущей профессиональной деятельности, спо­собствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания. Самосознание будущего педагога включает в себя систему отношений личности к будущей профессии, систему представлений о сущности педагогической профессии и тре­бованиях, предъявляемых к личности педагога, систему пред­ставлений о своем профессиональном «Я».

Важная составляющая профессионального самосознания педагога — высокий уровень педагогической культуры: сочета­ние требовательности и уважения к личности ученика, спо­собность руководствоваться нормами морали и профессиональ­ными требованиями как мотивами собственного поведения, предвидение нравственных последствий своих действий, объек­тивная нравственная самооценка. Это обеспечивается волевы­ми усилиями личности, направленными на самоконтроль и коррекцию поведения, профессионально значимыми качества­ми личности педагога - любовь к детям и профессии, гуман­ность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль.

В структуре профессионального самосознания педагога вы­деляют когнитивный, аффективный и поведенческий компо­ненты. В когнитивном компоненте различают процесс само­познания и результат — систему представлений о самом себе (образ «Я» как профессионала педагога). В результате про­цессов осознавания себя в педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного

развития образуется обобщенная система представлений пе­дагога о самом себе.

Образ «Я» педагога является относительно устойчивым об­разованием, поскольку может быть подвержен периодическим колебаниям под воздействием внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Личностный компонент от­ветственен за осмысление себя в ситуациях, когда личностные качества учителя (или их отсутствие) выступают как преграда к собственной активности или способствуют самореализации. На этом основании складываются представления личности о самой себе, они могут быть реалистичными — «какой я есть» — и идеальными — «каким я хотел бы быть».

Реальный и идеальный профессиональные образы «Я» мо­гут не совпадать, что нередко становится источником серьез­ных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, такое несовпадение профессиональных образов «Я» является источ­ником самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Таким образом, личностный компонент самосозна­ния обеспечивает саморазвитие личности, то есть обеспечива­ет потребность личности в самоактуализации, в раскрытии своих возможностей.

Самореализация личностных возможностей, раскрытие внут­реннего потенциала учителя — условие его успешной творчес­кой деятельности в образовании.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие свойства (А. Маслоу):

• адекватное, объективное восприятие реальности;

• принятие себя и других;

• концентрация не только на себе, но и вне себя;

• созидательность, способность к творческой деятельности;

• общность с другими, чувство принадлежности, соучастия;

• способность создавать устойчивые эмоциональные отноше­ния с другими;

• способность к позитивной ценностной ориентации;

• чувство юмора, доброта;

• творческая способность к оригинальности.

Если учитель стремится к самоактуализации, он создает на уроке позитивный климат и дети воспринимают процесс обуче-

ния как внутренний рост. Такой учитель выбирает профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность представ­ляет ему возможность собственного развития.

Знания педагога о самом себе, о своих личных и професси­ональных качествах, оценка своей профессиональной компе­тентности становятся предметом его самоотношения. Аффек­тивный компонент профессионального самосознания включа­ет несколько видов отношений:

• отношение к системе своих педагогических действий, к сред­ствам и способам достижения этих целей; оценку результа­тов своей работы;

• отношение к системе межличностных отношений с ученика­ми, эмоциональную оценку реализации функций педагоги­ческого общения в своей профессиональной деятельности;

• отношение к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала, оценку уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному образу «Я».

В данной структуре самосознания формируется реальное чувство «за» или «против» собственного «Я» и соответственно самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение), самоинтерес и т. д. Важнейшей характеристикой аффектив­ной подструктуры профессионального самосознания учителя является самооценка — личностное суждение о собственной ценности.

В современной американской педагогике существует спе­циальный термин — «эффективные учителя». К важным осо­бенностям эффективного учителя относят: уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способ­ного человека, достойного уважения), эмоциональную ста­бильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большинства современных педагогов преобладает негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе.

Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринима­ют себя и окружающих, обладают чувством повышенной тре­вожности, что негативно сказывается на педагогическом про­цессе.

Степень адекватности самооценки педагога во многом оп­ределяет развитие эмоциональной напряженности в педаго­гической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимули­рует у них стремление к успехам в учебной деятельности, фор­мирует развивающее воздействие на их личность.

Позитивный характер педагогического имиджа способству­ет профилактике развития эмоционального напряжения у учи­теля и его учеников, содействует развитию у них таких лично­стных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверен­ность в себе. В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них по­зитивное самовосприятие и самоотношение.

Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога со­бой и своей профессиональной деятельностью вызывают ка­кие-либо поведенческие реакции, то есть составляют пове­денческий компонент профессионального самосознания. Удов­летворенность собственной профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональ­ной устойчивости, для поддержания необходимого эмоцио­нального тонуса, чувства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессио­нальной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоцио­нального напряжения при общении с учениками. Он с боль­шей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает пози­тивное воздействие на их личность.

Итогом процесса профессионального самосознания является формирование Я-концепции педагога, в которой присутствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Высокий уровень развития самосознания будущего педагога предполагает самосознание собственного профессионального «Я», умение анализировать свое поведение и поступки, оцени­вать их со стороны, обнаруживать собственные недостатки и стремиться к самосовершенствованию. Развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенство­вании личности является одним из условий формирования эмо­циональной устойчивости будущего педагога.               ,,,,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...