Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «список эмоций». Задания для самостоятельной работы. Культура педагогического общения. Продуктивные способы активного слушания




Упражнение «Список эмоций»

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обо­значающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмо­цию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

• Какое слово было труднее всего показать?

• У всех ли было одинаковое выражение лица при изображе­нии эмоции? Почему?

• Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример. )

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.

Григорьев Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного об­щения: Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск. — М., 1997.

Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1998.

Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б. Д. Па-рыгина. - СПб., 1994.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

• Понаблюдать за собой в процессе взаимодействия с близ­кими людьми: понять их состояние, прочувствовать, выс­лушать.

• Находясь в транспорте, незаметно приглядеться к чьему-либо лицу. Попытаться вообразить это лицо улыбающимся, опечаленным, испуганным, насмешливым, нежным и т. д. Попробовать представить те чувства, которые испытывает этот человек в данный момент.

• Понаблюдать за собой. Определить, какие эмоциональные проявления являются для вас типичными, какой способ взаимодействия с отрицательными эмоциями у вас преоб­ладает.

Внимательно рассмотреть свое лицо в зеркало, не критикуя себя. Постараться выразить мимикой: дружелюбие, откры­тость, недовольство. Определить, что удается лучше. Поста­раться выразить дружелюбие, доброжелательность в разной степени - от вежливой симпатии до обожания. После чего задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую? ». Проанализи­ровать данный эксперимент.

• Чтобы избавиться от угрюмого или надменного выражения лица, по утрам перед зеркалом покажите себе язык, улыб­нитесь. Настройте себя на то, что казенное выражение лица не должно появиться у вас ни разу в течение дня.

Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М. Р. Гинз­бурга. — М., Воронеж. — 1998.

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагог постоянно сталкивается с самыми различными про­блемами межличностного общения. Отсутствие культуры пе­дагогического общения или ее низкий уровень нередко при­водят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей пси­хологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых осно­вываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, дове­рие и внимательное отношение к их внутреннему миру, ду­шевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаи­модействие. Эту возможность во многом обеспечивают педа­гогу сформированные перцептивные умения — умения пра­вильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действи­ям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде все­го наличие культуры слушания. Многочисленные исследова­ния показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учи­телю, поскольку процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

различают несколько видов слушания: активное, пассив­ное, эмпатическое.

Активное — вид слушания, в котором на первый план выс­тупает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собесед­ник путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания

Повторение

Состоит в дословном воспроизведении слов говорящего, цитирования сказанного партнером. Используя эту технику, собеседник:

- дословно повторяет последние слова партнера;

- вставляет цитаты из высказываний партнера в собствен­ные фразы, например: «Итак, ты считаешь... (далее цитата)» или «Насколько я тебя понял... (далее цитата)».

Перефразирование (эхо-техника)

Сущность перефразирования состоит в возвращении собе­седнику его же высказывания (одной или нескольких фраз), сформулированных своими собственными словами. Начать можно так: «Как я вас понял... », «По вашему мнению... », «Дру­гими словами, вы считаете... ».

Главная цель эхо-техники — уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важ­ные моменты сообщения. Но при возврате реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

Резюмирование

Данная техника предполагает воспроизведение слов парт­нера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказан­ное вами, то... ».

Резюмирование помогает при обсуждении и рассмотрении Претензий в том случае, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затя­нулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Резюмирование позволяет не тратить времени на не отно­сящиеся к делу разговоры и может стать действенным и нео­бидным способом завершить разговор со слишком словоохот­ливым собеседником.

Развитие идеи (техника интерпретации)

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказыва­ние собеседника не просто перефразируется или резюмирует­ся - предпринимается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанно­го. Интерпретация позволяет уточнить смысл сказанного, бы­стро продвинуться вперед в беседе, дает возможность полу­чить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные фор­мулировки и мягкие тона.

Используя технику интерпретации, собеседник задает уточ­няющие вопросы: «Ты, наверное, имеешь в виду...? », «Вы, наверное, говорите это потому, что...? », «По-видимому, вы хотите, чтобы...? »

Также можно использовать технику пробных вопросов: «А может быть так, что ты надеешься, что...? », «А может быть так, что вы хотели бы...? ». Предположительные вопросы пред­почтительнее прямых, поскольку передают уважение к парт­неру и оставляют за спрашивающим право ошибаться, а за партнером - право уйти от ответа.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Оно очень хорошо помогает успокоиться, на­строиться, если возникает желание надерзить партнеру, раз­вить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слу­шания становится формальное следование правилам. В подоб­ных случаях человек задает нужный вопрос: «Правильно ли я вас понял, что... », но, не услышав ответа, продолжает разви­вать аргументы в пользу собственной точки зрения, фактичес­ки игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему боль-

н0) стыдно, страшно. Тогда важно дать ему знать, что вы чув­ствуете его переживание. «Отзвучивание» чувств ребенка по­могает снять конфликт или напряжение.

Бывает, что приходиться слушать человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только потом с ним можно общаться. Здесь эффективно работает прием пас­сивного слушания.

Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реак-ции»: «да-да, угу-угу, ну конечно», кивание головой. Эмоцио­нальное состояние, подобно маятнику: дойдя до высшей точ­ки эмоционального накала человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нор­мально. Главное:

• не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более;

• не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;

• не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладит­ся». Он этих слов адекватно понять не может, они его возму­щают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «пристроить­ся» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, то есть вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение дей­ствий оценится как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, ко­торые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоци-°нальное состояние собеседника и разделять его. При эмпати-

еск°м слушании не дают советов, не стремятся оценить гово-

рящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому че­ловеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...