Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы общения со сверстниками




 

Формы ОБЩЕНИЯ в подростковом возрасте (Д.И.Фельдштейн)
Интимно-личностное Стихийно-групповое Социально-ориентированное
См.выше Фруструированность подростков (если не удовлетворены коммуникативные потребности) порождает потребность в стихийно-групповом общении, хотя изначально она выражена у незначительного числа детей   «-»проявляется агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др. - общение, основанное на стремлении принести пользу людям, сделать что-то хорошее. «Да, иногда ощущаешь свою ненужность, думаешь, почему не поручат дело, которым бы увлеклась, которое бы приносило пользу людям… а ведь так хочется что-то сделать для людей, принести пользу людям что-то хорошее». (Галя С., 14 лет)   - это форма общения, создающая для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц  

Кодекс товарищества

В начале подросткового возраста может произойти изменение в группе ранее популярных ребят (в социометрической структуре).

В младшем школьном возрасте – лидерами были дети, которые хорошо учатся, в подростковом - ценятся личностные качества товарища и друга, сообразительность, знания, смелость, умение владеть собой, коммуникативные умения.

N ПРОБЛЕМА может возникнуть при выборе актива (можно провести диагностику - социометрия) Важно учитывать товарищеские отношения.

Происходит становление отношений со сверстниками различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются:

Виды отношений:

1) могут быть просто товарищи; 2) близкие товарищи; 3) личный друг (конец возраста) наблюдается потребность в близком друге («родство души»)

Т.е. появляются два вида отношений

товарищеские (начало подросткового возраста) дружеские (конец подросткового возраста)

· Появляется ревностное отношение к симпатии друга к другим ребятам

Формируется кодекс товарищества ( важные нормы в общении):

уважение достоинства; равенство (все вместе и все пополам); верность; помощь товарищу; честность. Поступки каждого по отношению к товарищу в группе, классу замечаются и оцениваются с учетом этого кодекса.

R Важно изучать нормы кодекса, формировать ценности группы.

В группе подростков осуждаются: «измена» товарищу, группе, нарушение договоренности, отказ в помощи, эгоизм и жадность, зазнайство, выпячивание своих достоинств, нежелание считаться с мнением товарищей. Осуждаются: подхалимы, «подлизы», приспособленцы

Неблагополучие в коллективе воспринимается как личная драма, самое тяжелое наказание – осуждение коллектива, товарищей, открытый и негласный БАЙКОТ, нежелание общаться.

N ОДИНОЧЕСТВО невыносимо для подростка, это толкает на поиск друзей вне школы (часто «-» последствия)

На высокий социометрический статус влияет: наличие положительных качеств ценимых классом, совпадение ценностных ориентаций подростка с ценностными ориентациями класса, адекватная самооценка.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны:

стремление (к общению) и совместной деятельности со сверстниками (желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей и друга «-«ß !! желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами ¯ потребность в привлечении внимания!!!

 

Стремление подростка привлечь к себе внимание подростков заинтересовать их и вызвать симпатию может проявиться по-разному: это может быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения и требований взрослых, паясничанье, кривлянье.

N Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

 

R Подросткам импонирует коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к общественной работе (она имеет большее воспитательное значение и основы для общения). В любом мероприятии они предпочитают быть деятелем, а не созерцателями.

R Формирование коллектива, повышение уровня низкостатусных, на уроках и внеурочное время (групповая работа, в парах, прием «отсвет звезды», КТД и.др) СМ. социальную психологию, теорию воспитания.

Замечания, обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах поведения, осознать собственные недостатки [ развивается умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...