Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство Древний Чосон (VII-I вв. до н.э. – официальная дата)




Корейский полуостров в догосударственную эпоху

Каменный век – палеолит, мезолит, неолит – на территории Корейского полуострова

Период палеолита на Кореском полуострове имеет следующую периодизацию: ранний или нижний палеолит – 700000-120000 лет до н.э., средний – 120000-50000 лет до н.э. и поздний – 50000-10000 лет до н.э. Во многих районах Северо-Восточной Азии, включая Корейский полуостров, обнаружены памятники, созданные первобытными людьми. Из них наиболее древними являются:1) Памятник Комунмору, раскопанный в селе Хыку уезда Санвон на окраине города Пхеньяна; 2) В 1966 г. недалеко от Пхеньяна была открыта пещера Комынмору («Черная наковальня») (600000-400000 лет). Первобытные племена стремились покорять природу, занимаясь трудом, были общественным коллективом, обладали мышлением. Имели недостаточно мощное физическое развитие: объём головного мозга был меньше чем у современного человека. Эти люди пользовались простыми каменными орудиями труда: именовались гальками. Характерно и то, что в то время использовали огонь. Первобытные люди не имели прочной общественной организации со стройной системой. В период среднего палеолита уже использовались орудия из костей и рогов и тонкие острые отесанные орудия, о чем свидетельствуют скребок, наконечник и др. орудия, найденные в Тодам уезда Танян провинции Северный Чхунчхон. Объём мозга человека стал значительно больше. Вообще в провинции Южный Пхеньан найдены окаменелые коренные зубы и лопатка «токчхонского человека», а в пещере в квартале Тэхен города Токчхон обнаружен «рекпхоский человек». Это свидетельство того, что вслед за первобытными людьми в Северо-Восточной Азии, включая Корейский полуостров, стали постоянно проживать древние люди. Народ стал заниматься охотой и собирательством. Люди стали более организованным и прочным коллективом, установился более упорядоченный порядок вступления в брак. Человека разряда хомо сапиенс (неоантроп, до него же хомо эректус(человек прямостоящий), а до него австролопитек) появился на полуострове приблизительно 40000-25000 лет назад, в период позднего палеолита. В позднем палеолите особенно привлекают орудия новой формы – полированный камень для обработки шерсти, например. Использовали в основном оббитые каменные орудия. Осуществляется дальнейшее развитие строения тела. Понятия «Рёнгокский человек», «сынрисанский человек», «мандальский человек» указывают на появление «человека современного типа», доказывается идентичность очертаний черепа и частей тела с общими чертами современного корейца. Поздний палеолит связан с матриархальной родовой общины, то есть упорядоченного рода во главе с женщиной-матерью. Изобретены лук и стрела, стали изготовливать керамику, шлифованные орудия.

Отличительной особенностью мезолита (8-6 тыс. до н.э.) является усовершенствование техники обработки камня: каменные орудия имели меньшие размеры (наконечники стрел).

Первопредки корейцев, обладатели гребенчатой керамики, ведут происхождение из Сибири, откуда пришли на Корейский полуостров – это полеоазиаты. Обладатели гладкой керамики пришли в Корею позже, а именно в период среднего и позднего неолита. Этнически они близки к тунгусам, жителям Северного Китая. Северокитайская ветвь принесла на Корейский полуостров культуру земледелия. Обе этнические ветви принадлежат монголоидной расе.

Период неолита (6-1 тыс. до н.э., некоторые ученые датируют до 2-го тыс.до н.э.) является революционной эпохой. Бурно развивалась производственная деятельность: приход техники полировки или заточки каменных изделий, изобретение керамики, новая возможность делать запасы пищи на длительный срок благодаря глиняным изделиям, что стимулировало процесс социального расслоения на пути формирования государства. Для каждой части Корейского полуострова был характерен свой тип неолитической керамики. Со сменой периодов неолита гребенчатая керамика сменялась гладкой. В раннем неолите, как и в палеолите, занимались охотой и рыбной ловлей, вели кочевой образ жизни. К позднему неолиту вместе с переселенцами из Северного Китая на полуостров проникла культура земледелия и скотоводство, осуществлялся переход к оседлому образу жизни. Главной организационной единицей была родовая община. Население поклонялось Небу, что привело к рождению тотемизма и отразилось в мифах об основании древних корейских государств. В протокорейских неолитических поселениях часто находят каменные или костяные предметы, напоминающие по форме змею, лошадь или человека – были амулетами. Такая вера повлияла на установление шаманизма. В этот период достиг своего расцвета матриархальный родовой строй. Стремительно развивалась культура бронзового века корейцев древнего типа в начале 2-го тыс. до н.э. Вообще изделия из бронзы проникли на Корейский полуостров около X в. до н.э. и продолжалась до IV в. до н.э. Были каменные орудия, из бронзы изготавливалось оружие – мечи и наконечники для стрел, гладкая керамика – особо выделяют кинжал в форме лютни – пипха, находящегося на территории Ляодуна и Южной Маньчжурии. С появлением новшеств связывают племена емэк (алтайская этническая принадлежность), мигрировавших с севера на Корейский полуостров. В бронзовом веке основным занятием оставалось земледелие, было распространено рисоводство. Земледелие способствовало: формированию отношений собственности; росту населения; увеличению количества продовольствия; появлению «излишков» продуктов производства, приведшему к социальному расслоению. О начавшемся классовом расслоении свидетельствуют каменные дольмены – захоронения вождей крупных племенных объединений. С бронзовым веком связывают возникновение патриархальной родовой общины, где решающую роль в материальном производстве и общественной жизни играет мужчина.

Железный век датируется с IV в. до н.э., но господство железа наступило лишь с I в. до н.э. Изготавливали не только оружие, но и орудия труда для земледелия: железные серпы, наконечники мотыг и плуги. Культура железа пришла из Китая и распространялась с севера на юг. Из предметов для того времени характерны тонкие кинжалы се, гладкая керамика.

Государство Древний Чосон (VII-I вв. до н.э. – официальная дата)

Древний Чосон – первое корейское государство, которое относят к хронологическому периоду начала – середины 1 тыс. до н.э. – периода его основания. Считается, что название Чосон появляется во время царствования легендарного Тангуна, мифического основателя государства (2333 г. до н.э.), который был сыном небожителя и медведицы, превращенной в красивую женщину. Но официально топоним Чосон относят к VII-II вв. до н.э. Время образования относят к бронзовому веку, IV в. до н.э.

С древних времен ученые пытаются понять этимологию слова Чосон(страна «Утренней Свежести»). Наиболее достоверной версией его происхождения является версия корейского ученого Ан Хосана, который обосновал параллель Асадаль(столица Древнего Чосона)-Чосон: слово Чосон появилось как китайская калька древнекорейского названия асибальг, означавшего «первый свет». Этимологическая связь этнонимов Чосон и Сушень не отрицается, но все же утверждается тот факт, что именно от топонима Чосон появились этнонимы сишень, сушень, чжишень и т.д.

Если говорить о географическом положении Древнего Чосона, то довольно конкретные сведения содержатся в древнекитайском географическом трактате «Шань Хай Цзинь», написанном в III в. до н.э. Там перевели так: «Внутри восточного моря, в углу северного моря есть страна, называемая Чосон. Чосон находится к востоку от Леяна, к северу от моря, к югу от гор» Корейский ученый Ли Джирин считает, что Леян ранее входил в состав Чосона, но в результате яньско-чосонского конфликта в начале 283 г. до н.э. Чосон вынужден был уступить Янь «две тысячи ли» своих западных земель. Следовательно, Леян – восточная окраина страны Янь в III в. до н.э. Владения Янь никогда не простирались дальше Ляояна на восточном берегу р. Ляохэ, поэтому Леян находился на территории современного Ляодуна, а в него же в период Чжаньго входила и часть современной Ляоси – территория, расположенная не к востоку, а к западу от современной р. Ляохэ. Западная же граница Чосона в III в. до н.э. находилась к северо-востоку от современной пров. Хэбэй. Как раз Ляодун и был ядром древнего Чосона, это определяет точную локализацию земель, лежащих к востоку от Леяна. Если говорить о морях, то Ли Джирин приводит следующее: под восточным морем подразумевается Желтое, под северным – Ляодунский залив, так как речь идет о современном Бохайском заливе. Также упоминается немало о р. Лешуй(современная Ляохэ), ассоциирующейся с Чосоном и локализующейся на Ляодуне и о которой уже упоминалось выше. Бассейн реки Ляохэ (территория Ляодуна, который в IV в. до н.э. был перенесен в Пхеньян из-за набегов со стороны Янь)был ядром Древнего Чосона в последний период его существования. Вообще Кочосон расположен в Нижней Маньчжурии и в северной части корейского полуострова.

На протяжении выяснения географического положения Древнего Чосона, на первый план выдвигается ляодунская версия его местонахождения, которая подтверждается Ли Джирином. Согласно этой версии между горами с севера и морем с юга не было другой территории, кроме Чосона, что вполне логично. При амнокканской и тэдонганской версиях же между Чосоном и морем с юга должна была находиться страна Чингук. Вообще она была отделена от Хань территорией Чосона. Название Чингук часто употреблялось в значении Самхан («трех Хан»). Термин хан (Чинхан) выступал как синоним страны Чингук, обособившейся от Кочосона в 3 веке д.н.э.(железном веке) на юге Корейского полуострова. На территории Южной Кореи позже выросли государства Пэкче и Силла.

Выяснение этнического состава Чосона является одной из составных частей проблемы этногенеза корейского народа. Ключевая роль в формировании народа на территории Древнего Чосона отводилась Южной Маньчжурии и Северной Корее, которые были одними из самых оживленных перекрестков миграционных потоков. Примерно в III-начало II тыс. до н.э. в период бронзового века сильно в Корее менялся этнический состав населения. В эту эпоху происходили с севера и запада миграции алтайских (тунгусо-маньчжурских) племен в Южную Маньчжурию и Корею. В то время происходило вытеснение пришельцами автохтонных компонентов региона, которое составляли палеоазиатские племена. Подобную динамику переселений можно объяснить засухой в аридной зоне Евразии. На юге и в средней части Кореи с древних времен известен период переувлажнения, называемый сезоном «чанма».Так можно объяснить пульсирующую миграцию северного элемента на корейский полуостров еще до вмешательства Китая во внутренние дела данного региона. Теперь точнее о расселении племен. Корейский историк Ким Санги пишет: …племена из группы дун-и в глубокой древности переселились на восток с западных окраин Китая. Одна волна их вышла на Шаньдунский полуостров (Юй-и, лай-и, хуай-и, сюй-жуны); другая прошла дальше на восток и расселилась в Маньчжурии и на Корейском полуострове (хан, вэймо, т.е. емэк). Из всех групп дун-и (а их было девять) интерес представляют няо(дяо)-и, которые обитали к северо-востоку от р. Луаньхэ (западная граница древнего Чосона). Они считались основой раннего корейского государства перед племенами емэк, были предками чосонцев, сушеней, самхан и даже мохэ. Сушени же к VIII в. до н.э. находились далеко на северо-востоке Маньчжурии, а не в Ляоси. Шань-жуны к VII в. до н.э. занимали район к северу от Великой стены до Жэхэ, гораздо севернее Бохайского побережья. Не все племена е и мэк входили в состав древнекорейского народа. Западные мэк, как и часть других дун-и, были ассимилированы китайцами, а часть племен е, проживавших на территории Пуё, вошла в состав маньчжурских народов.

Падение Чосона заметно отразилось на консолидации древнекорейских племен. Распад централизованного государства приостановил на время процесс этнической консолидации емэк и других племен, возродил местнические тенденции, поскольку был утрачен главный консолидирующий фактор. Этот процесс был завершен на следующем историческом этапе в период Трех государств, о котором речь пойдет позже.

Мифический период (Чосон Тангуна)(2333 - 1122 г. до н.э.),

Самым ранним источником, где излагается миф о Тангуне (датой его царствования считается 2333 г. до н.э.), является средневековая летопись «Самгук юса», составленная в XIII в.буддийским монахом Иль Ёном. В первом томе его сочинения записано: «В «Вэй шу сказано: две тысячи лет назад жил Тангун-вангом, который сделал столицей Асадаль и основал государство Чосон. Произошло это во времена Гао (Яо)». Сам миф содержит следующее: У повелителя неба Хванина (환인; 桓因, имя, которое также появляется в индийских буддистских текстах), был сын Хванун, который хотел жить на земле среди людей. Хванин пошёл сыну навстречу: Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси(божественный город). Вместе с министрами туч, дождя и ветра, он разработал нормы права и моральные законы и учил людей различным ремёслам, медицине и сельскому хозяйству.Также были тигр и медведь, которые жили в одной пещере. Они часто молились божеству Уну, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по одному пучку чудодейственной полыни и по двадцать головок чеснока. Божество сказало съесть это и в течение ста дней не смотреть на солнечный свет и тогда станет возможным получить человеческий облик. Медведь выдержал испытание и превратился в женщину(первую на Земле), а тигр не смог избегнуть солнечного света и не стал человеком. Женщине-медведице не за кого было выйти замуж. Поэтому она молилась под сандаловым деревом, прося ниспослать ей ребенка. Тогда Ун изменил свой облик и женился на ней. Она зачала и родила сына. Его назвали Тангун-Вангом.

Миф о Тангуне — один из наиболее спорных в корейской мифологии, в него привнесены позднейшие наслоения. Деяния Тангуна соотнесены с периодом правления древнекитайских государей; вымышленные географические названия идентифицированы с современными. Наконец, стремление связать узами родства Тангуна с Тонмёном и Чумоном через Пуру следует считать либо заимствованием из поздних мифов, либо контаминацией нескольких разноплеменных мифов, вызванной процессом циклизации мифов вокруг главных персонажей Пуё и Когурё — Тонмёна и Чумона. Миф о Тангуне изначально был мифом о предке какого-то племени периода Древнего Чосона. Он — мифический персонаж с чертами тотемного предка и культурного героя неолитической эпохи. Тангун воплощает в себе гармонию духа, человека и животного.

По мнению корейского историка Ли Бёндо, этот миф сочетает в себе миф о происхождении правителя от небесного божества или духа, а также миф о происхождении от земных и небесных духов. В его содержании сохранились не только отголоски смешения народов, но и древнее понятие о сотворении мира, как соединении небесной и земной стихий. Это подтверждается и мнением Ли Джирина: «Тангуну приписывается много качеств: по мифологии он Сын Неба, по этимологии – небесный князь, в церковной иерархии – первосвященник».

В мифе, по мнению Ли Джирина, отразились тотемизм эпохи первобытнообщинного строя, представления о роли вождя в обществе военной демократии и о роли правителя в классовом государстве.

События происходили в конце III-начале II тыс. до н.э., в эпоху неолита и начала эпохи бронзы, когда происходило поглощение палеоазиатского населения первыми алтайскими племенами. Пришельцами были предки племен емэк, составивших основу населения Древнего Чосона и вполне оправданно называемых протокорейцами. В новом месте обитания они попали в чуждую языковую среду – сначала палеоазиатскую, потом под влияние ханьского языка. Итак, если углубиться в рассуждения, можно сказать, что один из основных этнических компонентов Древнего Чосона – племена е, на древних землях которых было основано государство Пуё (север Древнего Чосона), пришли во II тыс. до н.э., осели в районе Чанбайшань, по р. Сунгари, основали там свой экономический и политический центр, названный Асадаль.

Чосон Тангуна – этап в развитии древнекорейских племен, в частности, племен емэк, отражающий приход их на новую родину.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...