Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1.1. «Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики»




План

1. Предмет, основные категории и функции социальной педагогики.

2. История возникновения социальной педагогики

3. Социализация как социально-педагогическое явление

4. Человек в процессе социализации.

5. Этапы социализации.

6. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

7. Законодательная база социальной педагогики.

8. Современные концепции социализации личности.

 

Лекция 1.2 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами»

План

1. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

2. Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения.

3. Социально-педагогическое сопровождение детей с особями нуждами.

4. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.

5. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

6. Социально-педагогическая работа с заключенными, реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

7. Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями (презентация).

8. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.

 

13. Практическое занятие 1.1. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, формы, виды и уровни отклоняющегося поведения

2. Основные принципы отклонения в поведении

3. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики (презентация).

4. Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков.

5. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?

6. Механизмы формирования зависимого поведения.

7. Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения.

8. Основные направления профилактики зависимых форм поведения.

9. Уровни профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних

10. Методика «Прямое вмешательство» (презентация).

11. Методика «Оценка мотивации» (презентация).

12. Методика «12 шагов» (презентация)

13. Методика «Группы взаимопомощи» (презентация).

14. Практическое занятие 1.2 « Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов)»

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятий «инвалид», «дети-инвалиды», дети с ограниченными возможностями. В чем принципиальная разница данных понятий?

2. Основные направления помощи инвалидам

3. Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема.

4. Основные проблемы детей с особыми нуждами.

5. Основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов.

6. Основные формы помощи детям инвалидам (презентация).

7. Помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами (презентация).

8. Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

9. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения данной категории клиентов.

 

Практическое занятие 1.3 «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Работа с людьми в кризисной ситуации»

Вопросы для обсуждения

1. Типология клиентов и целевых групп профилактической деятельности.

2. Факторы риска суицидального поведения.

3. В чем сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых?

4. Основные направления деятельности по взаимодействию с несовершеннолетними, имеющими суицидальные мысли, намерения или поведение.

5. Шаги неотложной помощи (кризисной интервенции) (презентация).

6. Подходы к определению кризиса.

7. Виды кризисов.

8. Помощь людям, находящимся в кризисной ситуации.

9. Технология взаимодействия с человеком в кризисном состоянии.

10. Технология помощи людям, перенесшим утрату.

Самостоятельная работа № 1

Тема. Базовые теории социальной педагогики.

Задание.

1. Ознакомиться с базовыми теориями социальной педагогики используя периодические изданиями научно-педагогической направленности (журналы) и другие источники, имеющимися в библиотеке СЭГИ.

2. Заполнить таблицу:

Название источника информации Название теории Авторы Содержание
1.   Мотивационно-потребностная теория А.Маслоу  
2.   Теория научения Е.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер  
3.   Теория социального научения А.Бандура, Д.Роттер  
4.   Теория деятельности А.Леонтьев  
5.   Культурно-историческая теория Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, В.Давыдов  
6.   Теория привязанности Дж. Боулси  
7.   Теория социальной компетентности И.Зверева, Н.Лаврическо  
8.   Личностно-ориентированные теории В.Сериков. И.Бэх  

 

Практическая работа № 1

Тема. Анализ кризисной ситуации

Цель: Учиться использовать схему анализа кризиса.

Задача. Вспомните свой недавний кризис и проанализируйте его по предложенной схеме анализа кризиса.

Схема анализа индивидуального кризиса (ИК) (по материалам статьи А.Н. Демина «Особенности переживания личностью кризисов своей занятости», Вопросы психологии, 2006.)

При разработке схемы анализа ИК использовались психологические идеи отечественных и зарубежных авторов о причинах возникновения, критериях, структуре, особенностях совладания кризисами и трудными жизненными ситуациями.

1. Предпосылками ИК могут быть социально-экономические изменения (например, закрытие предприятия), изменения в семье (болезнь ребенка, требующая изменения режима или содержания труда), развитие собственных представлений о работе, возрастные изменения и пр.

2. Непосредственный источник и суть кризиса – разрушение, деформация или кардинальная перестройка значимых связей

Если воспользоваться функциональной моделью М. Яходы, то речь будет идти о нарушении финансовых, темпоральных, межличностных, социально-целевых, социально-идентификационных, социально-побудительных связей личности. Допустимы и другие модели, но главное, чтобы они фиксировали противоречие между желаниями или привычными действиями личности и изменившимися условиями. Если такое противоречие отсутствует, то нет и кризиса. Гипотетически можно представить ситуацию, когда человек теряет работу, которая не приносила ему достаточный доход, не удовлетворяла в межличностном плане и наносила ущерб социальному статусу. В этом случае мы будем иметь дело с «хорошей» безработицей (по терминологии П. Уорра).

3. Психологическими симптомами Кризиса являются снижение самооценки, удовлетворенности жизнью, оптимизма, уверенности в себе, повышение эмоциональной напряженности, депрессивности, фрустрированности, неопределенность жизненной перспективы, сомнения по поводу своего будущего в целом и карьеры в частности, потеря смысла жизни и другие негативные изменения в психологическом благополучии личности. Симптоматика ИК может включать также переживания, оценки, действия значимого социального окружения личности, прежде всего членов семьи.

Динамика Кризиса имеет три аспекта. Во-первых, это его длительность, т. е. то как долго длится рассогласование между желаемым и наличным. Во-вторых, динамика включает определенные фазы развития явления. Идея Л. С. Выготского о наличии предкритической, собственно критической и посткритической фаз в возрастном кризисе применима в отношении любого ИК. Третий аспект динамики связан с последовательностью статусных изменений и негативных психологических симптомов. В одних случаях статусные изменения предшествуют или совпадают по времени с негативными оценками и переживаниями, в других – они могут быть результатом накопления соответствующих ожиданий и переживаний.

5. Факторы и способы преодоления ИК характеризуют содержательную сторону его прохождения (динамики). Потеря работы, дохода, переход в другую организацию и пр. ставят личность перед необходимостью выстраивать новые жизненные отношения и преобразовывать неблагоприятные социальные условия и/или самого себя. Эти вопросы изучаются в контексте проблем саморегуляции, совладающего поведения, самоорганизации, социальной адаптации личности. Определение психологического механизма преодоления кризисных ситуаций на рынке труда – актуальный вопрос для исследователей.

6. Критерии преодоления ИК в целом соответствуют критериям успешного преодоления жизненных трудностей. Традиционно к ним относят восстановление или улучшение социального статуса, разрешение конфликтной ситуации, приемлемость поведения для ближайшего окружения, его соответствие социальным нормам, поддержание позитивной самооценки, уменьшение уровня стресса, сохранение физического и психического здоровья и другие показатели. В случае с ИК критерии преодоления целесообразно объединить в три группы: 1) достигнутые статусы (социальный, материальный, профессионально-квалификационный, личностный); 2) уровень психологического благополучия; 3) состояние физического здоровья. Соотнесение критериев с реальными результатами позволяет говорить о конструктивном или деструктивном преодолении ИК. К ним можно добавить нейтральные, промежуточные и т. п. формы. Оптимальный вариант преодоления предполагает достижение приемлемых для личности характеристик по всем трем критериям одновременно. В реальности это случается редко.

7. Обстоятельства, усугубляющие протекание Кризиса. К ним относятся социально-демографические и психологические характеристики человека, характеристики рынка труда (дефицит рабочих мест и др.), сложившиеся в обществе стереотипы (расовые, гендерные, возрастные), и т. д.

8. Цена преодоления Кризиса – это вопрос издержек для личности, ее ближайшего окружения и более широких социальных структур, возникающих в связи с предпринимаемыми усилиями. Специалисты, изучавшие преодоление такого кризиса занятости, как безработица, отмечают, что поиск работы и переезд могут иметь негативные последствия для психического здоровья и удовлетворенности жизнью в краткосрочной перспективе, поскольку безработным нередко приходится преодолевать побочные результаты адаптации на новом месте. В последние годы в литературе активно обсуждаются вопросы, связанные с формированием цинизма у ранее сокращенных работников по отношению к новым работодателям. Цинизм, падение доверия и пр. влияют на лояльность к организации и профессиональную отдачу. Такие психологические издержки, как рост неудовлетворенности и депрессии, потеря смысла жизни могут обусловливаться противоречием между необходимостью вхождения в новую социально-профессиональную среду и личностными ценностями. По своей сути издержки преодоления относятся к негативным новообразованиям, которые продолжают участвовать в «подземном развитии» личности – воспользуемся метким выражением Л. С. Выготского – после завершения ИК.

Имеющиеся в литературе подходы и предварительный анализ специфики ИК позволяют выделить основания, наиболее важные для их типологизации: нормативность, локализация предпосылок, длительность протекания, результативность, величина психологических издержек, социальная приемлемость. Иными словами, ИК могут быть нормативными и ненормативными (относительно неожиданными для человека), социально и личностно обусловленными, краткосрочными и долгосрочными (включающими длительную подготовительную фазу или длительное восстановление социального статуса, психологического благополучия), конструктивными и деструктивными по своим результатам, психологически высокозатратными и низкозатратными; одни из них попадают в разряд социально приемлемых жизненных ситуаций, другие могут быть отнесены к социально порицаемым ситуациям (например, вынужденное попадание в число тех представителей социального дна, которые не имеют определенных занятий кроме воровства).

 

Работа со случаем.

Задача 1.

Придя в семью вы попали в эпицентр семейной разборки (отец бьет ребенка ремнем, мать пытается защитить). Опишите свои возможные действия по урегулированию данного конфликта с учетом вашей дальнейшей работы с данной семьей.

Задача 2.

Одна из ваших подопечных семей – многодетная. Мать воспитывает детей одна. Материальный уровень в семье значительно ниже среднего (алименты мать не получает, пособия минимальные). Условия проживания детей не соответствуют ни санитарно-эпидемиологическим, ни другим нормам, но отношение в семье замечательные, дети ходят в школу, неплохо учатся – поводов для обоснованного изъятия детей из семьи нет (мать и слышать об этом не желает). Опишите и обоснуйте ваши действия.

Задача 3.

К вам обратилась мама 16-летней девочки с просьбой о помощи. Дочь все свободное время отдает тренировкам по волейболу, являясь капитаном команды школы, постоянно выступает в спортивных соревнованиях, много времени уделяет совершенствованию тактико-технической подготовки, самообразованию в области данного спорта. К учебе особого интереса не проявляет, посторонних интересов, друзей, хобби у нее нет. Является ли, на ваш взгляд, данная ситуация примером зависимого поведения? Обоснуйте свой ответ. Предложите варианты социально-педагогической помощи маме и ее дочери.

Задача 4.

К вам обратилась мама молодого человека с просьбой о помощи. Подросток 17 лет активно увлекается идеями готической культуры, сатанизма и т.д. Родительница обеспокоена, найдя у сына литературу суицидологического содержания. Какие темы для бесед вы предложите? Каковы технологические варианты решения указанной проблемы?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение формальных и неформальных институтов социализации?

2. Каковы основные функции социальной педагогики?

3. Дайте характеристику семьи как малой социальной группы.

4. Охарактеризуйте типы и стили семейного воспитания.

5. Каковы основные функции социальной работы с семьей?

6. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы?

7. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить?

8. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным?

9. Какое из перечисленных ниже понятий требует экстренного вмешательства: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидальное поведение»?

10. В чем сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых?

11. Каковы задачи кризисной интервенции при суициде?

12. Каковы основные методы работы у кризисными состояниями?

13. Сравните психологический и клинический подход к определению кризиса.

14. Укажите профессионально-важные качества специалиста, осуществляющего консультирование клиентов, находящихся в состоянии кризиса.

15. Предложите программу помощи человеку в ситуации кризиса, избранного на ваше усмотрение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...