Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Методология психологии, теория, метод и методика.




Вопрос 1. Уровень общенаучной методологии

Общая схема Уровней Методологии:

1. Высший уровень – Мировоззренческий (философский) уровень;

2. Уровень общенаучных принципов и форм исследования (научное мировоззрение);

3. Конкретно-научная методология;

4. Последний уровень – Методика и техника исследования.

1. Философская методология.

Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Эта сфера методологии представляет собой философское знание, разрабатывается специфическими для философии методами. Она не существует в виде какого-то раздела философии – методологические функции выполняет вся система философского знания.

Философский уровень методологии реально функционирует не в форме жесткой системы норм или технических приемов – (ведет к догматизации научного познания), а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности. Сюда входят содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира») и формальные, относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю.

необходимым компонентом философской методологии является социально-культурный анализ науки.

Любая серьезная философская картина мира конструирует реальность.

Философские картины мира решают:

1) задачу порождения порядка из хаоса

2) критико-конструктивную задачу, понимания культур мышления, к-рые стоят за каждым открытием

3) аксеологическую/ценностную задачу. Идеалополагание.

4) определяет идеальные формы реальности. Отсюда конструктивная функция.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования.

Это - содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, и формальные разработки и теории, связанные с решением широкого круга методологических задач.

Пример содержательной концепции - теоретическая кибернетика, концепции ноосферы Вернадского. Формальные концепции - дисциплины прикладной математики (типа исследования операций, теории игр и т.п.), логики и методологии науки, которые связаны с анализом языка науки, способов построения научных теорий, логико-методологических особенностей идеализации, формализации, моделирования и т.п. Общенаучный характер разрабатываемых на этом уровне проблем не означает, что они непременно относятся ко всем и любым отраслям науки: их специфика определяется относительным безразличием к конкретным типам предметного содержания и вместе с тем апелляцией к некоторым общим чертам процесса научного познания в его достаточно развитых формах.

3. Конкретно-научная методология.

(здесь же Вопрос 2. Уровень конкретно-научной методологии)

 

Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. методология психологии включает в себя проблемы специфически психологического познания (правила и условия проведения экспериментов, требования к репрезентативности данных и к способам их обработки), и вопросы, выдвигаемые в смежных науках (н., использование в психологии матметодов), либо на более «высоких» уровнях методологии. привлечение методологических средств с вышележащих уровней не может носить характера механического переноса: чтобы дать действительный, а не мнимый эффект, эти средства должны получить соответствующую предметную интерпретацию и разработку.

4. Методика и техника исследования.

(здесь же Вопрос 3 Уровень процедуры и техники исследований)

Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Это нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы. К нему относятся нормы проведения экспериментальных исследований и классификаций видов экс-та, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации. Методологические нормы присутствуют в практической психологии. Он призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению. Это – набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив наличного знания. Имеем дело с высокоспециализированным методологическим знанием, которое в силу присущих ему функций непосредственной регламентации научной деятельности всегда носит четко выраженный нормативный характер.

 

Вопрос 4. Методология психологии, теория, метод и методика.

Выделяют три уровня методологии.

· Закон (общая методология). На данном уровне действуют законы, которые формулирует философия.

· Принцип (частная методология). На этом уровне действуют принципы, используемые в данной области научного знания. Для психологии основными принципами выступают:

- принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины;

- принцип единства сознания, деятельности и общения. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми;

- генетический принцип (принцип развития). Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся. Охарактеризовать психическое явление можно лишь тогда, если выясним его характерные особенности в данный момент, историю его возникновения и перспективы развития;

- принцип личностного подхода;

- принцип системного подхода. Системный подход предполагает, что предмет, объект и средства изучения являются сложной системой.

· Метод (частная методология). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации.

Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности. Методика – приём целесообразного проведения какой-либо работы. Психология использует целую систему методов и методик.

К методам психологической науки предъявляются следующие основные требования.

Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Надёжность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.

Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.

Метод – это реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией - представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретическихпостроений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент.

Классификация методов психологического исследования С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Ели следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.

Выделяют пять уровней системного подхода:

1. Уровень методики

2. Уровень методического приема

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.)

4. Уровень организации исследования

5. Уровень методологического подхода

Приведенное уровневое деление способов близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив «методы» на

1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.)

2)методические приемы и

3)методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б. Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого- педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы.

Б.Г. Ананьев подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

1. организационные

2. эмпирические

3. способы обработки данных

4. интерпретационые

К организационным методам Б. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания.

Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.) Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.

Тео́рия (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел[уточнить]. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории одни суждения выводятся из других суждений на основе некоторых правил логического вывода. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Способность прогнозировать — важное следствие теоретического построения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...