Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1. Игра «кто рычит? ». Задание 10. Повторение стихотворных текстов. Задание 11. Пальчиковая игра. Кошка и мышка. Сочиняем сказки о звуках




Задание 1. Игра «Кто рычит? »

Цель: различение на слух звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов и слов.

Тигрица произносит звук твердо: «Р-р-р... », а тигренок — мягко: «Рь-рь-рь... » Я буду произносить звуки, слоги и слова, в которых есть эти звуки, а ты догадайся, кто рычит.

Звуки: [п], [р], [р'], [с], [к], [р'], [ш], [в], [р], [д], [р'], [н], [р].

Слоги: ра — ма — ни — ря — зу — ти — ро — ло — ре — до — ру.

Слова: якорь, рыба, букварь, помидор, моряк, пряник, роза.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р'].

Педагог. Чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка?

Ребенок. Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий.

Педагог. Чем они похожи?

Ребенок. Эти звуки согласные звонкие.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель : различение и автоматизация в произнесении звуков [р] и [р'] в слогах,
     ра — ра — ря                ро — ро — ре              ры — ры — ри

ри — ри — ру                ре — ре — ре                   рэ — ре — ре

ру — ри — ро             ру — рю — ру                  ро — рё — рё

Задание 4. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах.

Добавь слог: - ра или - ря: ды. мо.., за.., поте.., го.., по..;

- ры или - ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо...

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в словах.

Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии ко­торых есть мягкий звук [р'].

Слова или картинки с изображениями: роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением звуков [р] и [p']: нарисовать радугу, дорогие серьги, игрушечный робот, роза из крема, речная рыба, прекрасная орхидея, вырастить дерево, шустрый хорек, черные брюки, яркий фонарик, морской якорь, грушевое варенье, резали кар­тон, морской загар, гречневая крупа.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']:

ра — ра — ра — Рае спать пора;

ри — ри — ри — горят фонари;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ре — ре — ре — встали рано на заре;

ры — ры — ры — летают комары;

рю — рю — рю — репу я варю.

Задание 8. Повторение предложений с четкой артикуляцией звуков [р] и [p'].

В саду расцвела розовая сирень.

Мама сделала на торте розы из крема.

Гриша рисует красным карандашом.

Варя варит смородиновое варенье, а Марина — грушевое.

Кирилл рубит топором дрова.

На березе каркали три вороны.

В огороде редиска и помидоры.

Вера и Рома собирают грузди и подберезовики.

Тамара играет на скрипке.

На тарелке лежат пирожки.

Задание 9. Повторение скороговорок, стихотворений.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Три сороки-тараторки

Тараторили на елке.

Повторяйте, детвора:

«Посреди двора дрова».

Роет землю серый крот —

Разоряет огород.

                  С. Маршак

Три вороны на заборе,

Три сороки на воротах.

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает —

Вмиг от кошки удирает.

                        Е. Савельева

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

 

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

 

В огороде старика

Репка выросла крепка.

Задание 10. Повторение стихотворных текстов.

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку —

Бросит корочку в корзинку.

                А. Стародубоеа

Начинается считалка:

На березу сели галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

                   С. Есенин

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 

Собирала Маргаритка

Маргаритки на дворе.

Потеряла Маргаритка

Маргаритки на дворе.

 

Деревянный Буратино

Карабаса победил,

Дверь в каморке под картиной

Золотым ключом открыл.

 

На дворе — горка,

Под горкой — норка.

В этой норке крот

Норку стережет.

 

Задание 11. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков [р] и [р'].

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки

Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз.

Затем мед­ленно разжать кулаки, раз­водя пальцы в стороны, пока­зывая, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук отрыва­ются от стола, затем кулак или ладонь снова кладется на стол.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает –

Вмиг от кошки удирает.

                 Е. Савельева

Ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны, «кошка» (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно «шагают» по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убега­ет: пальцы другой руки бы­стро движутся назад.

СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ О ЗВУКАХ

Данное пособие — нетрадиционная форма работы по авто­матизации звуков в связной речи. Автоматизация поставлен­ных звуков у детей с нарушением звукопроизношения прохо­дит в три этапа: 1 этап — в слогах, 2 этап — в словах, 3 этап — в предложениях, в связной речи.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­чинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таб­лицы с картинками). При составлении сказки можно вспом­нить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описы­вая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педа­гог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребе­нок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, ско­рее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочи­нять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребен­ку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на ве­лосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы... » С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочка­ми — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з... », а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза ис­кали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по­дарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину.

Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестни­це. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.

Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш... », шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу... », шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши... » Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].

Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок — мороженое. Они веселились и пели лю­бимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж... »

Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.

Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гос­тям. Угощал он чайку чаем, пчелу — печеньем, паучка — ка­лачом, а бабочку — пончиком. Замечательные получались чае­пития!

Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно ка­чать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел аку­лу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз плат­ком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.

 

Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет — наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р... »

 

 

Сказка, в которой живет звук [с]

 

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предла­гает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот — это домик, а губы — двери.

Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.

Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим раз­личные звуки.

Педагог. Повтори звуки [а], [м].

(Ребенок повторяет. )

Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возь­мем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...