Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6 (8 часов). Клиника и ведение родов в головном предлежании. Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам. Обезболивание родов.




Цель занятия: изучить причины наступления родов, клинику и ведение периодов родов.

Содержание занятия: Причины наступления родов, предвестники родов, первый, второй и третий периоды родов. Схватки, их характер. Степень раскрытия шейки матки. Изменение миометрия в родах. Плодный пузырь, его роль в родах. Установление начала 2-го периода родов. Потуги и их характер. Тактика акушера в 1 и 2 периодах родов. Понятие о партограмме. Акушерское ручное пособие во 2 периоде родов. Обезболивание родов. Третий период родов. Признаки отделения плаценты. Способы выделения последа. Физиологическая кровопотеря. Профилактика кровотечения. Осмотр последа. Осмотр мягких родовых путей после родов. Оценка состояния. Первый туалет новорожденного. Курация рожениц в родовом блоке.

Исходные знания: размеры женского таза, плоскости таза, размеры головки плода, строение матки, биомеханизм родов при затылочном предлежании

Практические навыки: Студенты должны уметь произвести наружное и внутреннее исследование роженицы, дать оценку родовой деятельности. Определить предполагаемый вес плода. Уметь вести роды в различные периоды. Овладеть методикой акушерского пособия в родах. Установить признаки отделения плаценты, правильно оценить кровопотерю. Уметь распознать целостность последа. Определить наличие повреждений влагалища, промежности и шейки матки. Произвести первый туалет новорожденного.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

По теме проводится 2 занятия.

1-е занятие: Ведение 1-го периода родов.

Опрос студентов с применением программированного контроля.

Краткий опрос студентов по заданной теме: определение родов, понятие о действии изгоняющих сил (процессы контракции, ретракции, дистракции), о родовом канале и объекте родов, о роли плодного пузыря в родах, определение понятия схваток, особенности открытия шейки матки у перво- и повторнородящих.

Работа в предродовой. Студенты курируют рожениц (2-3 человека одну роженицу). Знакомятся с анамнезом, данные общего обследования, производят тазоизмерение, измерение окружности живота, крестцового ромба, индекса Соловьева. Проводят 4 приема наружного акушерского исследования. Определяется предполагаемый вес плода по формулам. Выясняют силу, частоту, продолжительность и степень болезненности схваток. Выслушивают сердцебиение плода. Знакомятся с биомониторным контролем в родах.

Перерыв: 20 мин.

Студенты докладывают преподавателю о данных полученных при исследовании. Преподаватель обучает студентов находить контракционное кольцо и по его высоте определять степень раскрытия шейки матки, находить круглые связки.

Устанавливаются показания для влагалищного исследования в родах. Ставится диагноз. Намечается план ведения родов, оформляется история родов.

Студенты знакомятся с обезболиванием родов в первом периоде, применением спазмолитиков.

Понятие о партограмме. Фазы 1 периода родов. Студенты заполняют бланки партограммы.

2-е занятие:

Проводится опрос студентов по заданной теме: сущность 2 и 3 периода родов.

На фантоме студенты демонстрируют технику оказания акушерского пособия при родах в затылочном предлежании.

Предварительно целесообразно вспомнить биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания.

Остальное время студенты работают в родильном зале. Наблюдают за состоянием рожениц, выслушивают сердцебиение плода. Следят за продвижением головки наружными приемами. Пособие при родах оказывается с участием студентов.

При ведении III периода родов изучаются признаки отделения плаценты: Шредера, Альфельда, Чукалова-Кюстнера, Довженко.

Студенты рассказывают, а преподаватель показывает способы выделившегося последа: Абуладзе, Креде-Лазаревича, Гентера.

После рождения последа студенты его осматривают и обучаются определению целостности плаценты.

Студенты знакомятся с допустимой кровопотерей, осматривают состояние мягких родовых путей после родов. Проводят наблюдение за родильницей и в раннем последродовом периоде.

Студенты под руководством преподавателя и акушерок проводят первый туалет новорожденного.

В конце занятия решение акушерских задач для контроля усвоения темы занятия.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Тазомер, акушерский стетоскоп.

Фильмы: Роды, Биомеханизм родов, Осмотр п.лаценты

ТАБЛИЦЫ:

1. Сглаживание шейки у перво- и повторнородящих.

2. Полное открытие маточного зева.

3. Действие плодного пузыря.

4. Врезывание и прорезывание головки.

5. Рождение головки и плечиков.

6. Партограмма.

7. Шкала оценки сократительной активности матки.

8. Моменты ручного пособия при головном предлежании.

9. Центральное отделение плаценты и рождение последа.

10. Периферическое отделение плаценты и рождение последа.

11. Высота стояния и форма матки в раннем послеродовом периоде.

12. Признаки отделения плаценты.

13. Выделение последа по Абуладзе, по Гентеру, по Креде-Лазаревичу.

14. Вид плаценты, оболочек.

15. Шкала Апгар.

 

Схема диагностического поиска и выбора рациональной тактики у роженицы
I этап - установить наличие беременности и ее срок, используя анамнестические данные и методы объективного акушерского исследования. II этап - оценить телосложение женщины, массу, рост, измерить размеры таза и оценить его емкость. III этап - установить членорасположение плода (положение, предлежание позицию и вид), определить предполагаемую массу плода. IV этап - используя анамнестические данные, провести общее обследование женщины, оценить ее общесоматический статус и выявить отклонения в течение беременности. V этап - используя пальпаторные данные, диагностировать наличие родовой деятельности, оценить ее характер, диагностировать период родов, уровень стояния головки. VI этап - произвести влагалищное исследование (или оценить его данные) для уточнения размеров таза, состояния шейки матки, плодного пузыря. предлежащей части и уровня ее стояния. VIIэтап - оценить течение родов на данном этапе и выработать план ведения родов в дальнейшем. Решить вопрос о виде обезболивания родов и других медикаментозных воздействий. VIIIэтап - определить исход родов для матери и плода.  

ВОПРОСЫ:

1. Что такое роды?

2. Причины наступления родов.

3. Предвестники родов.

4. Что такое подготовительный период?

5. Что такое срочные роды?

6. Признаки начала родов?

7. Продолжительность нормальных родов у первородящих и у повторнородящих?

8. Назовите изгоняющие силы и дайте им определение?

9. Дайте характеристику первому периоду родов и какова его продолжительность?

10. Характеристика схваток. Какие процессы происходят в мускулатуре матки во время схваток?

11. Что такое дистракция, ретракция, контракция?

12. Что такое плодный пузырь? Каково его значение в родах?

13. Что такое нижний сегмент матки?

14. Что такое контракционное кольцо?

15. Между какими отделами матки образуется контракционное кольцо?

16. Какое раскрытие шейки матки если у роженицы контракционное кольцо на 2 поперечных пальца над лоном?

17. Отличие механизма раскрытия шейки матки у перво- и повторнородящих?

18. Что такое пояс соприкосновения, его значение?

19. Что такое передние и задние воды?

20. Что такое своевременное, преждевременное и раннее излитие околоплодных вод?

21. С какого момента начинается П период родов?Дайте характеристику второму периоду родов и какова его продолжительность?

22. Что такое врезывание и прорезывание головки?

23. Перечислите моменты ручного пособия при головном предлежании по защите промежности.

24. Когда начинается Ш период родов, его название и продолжительность?

25. Какие механизмы отделения плаценты от стенки матки вы знаете?

26. Перечислите основные признаки отделения плаценты?

27. Способы выделения отделившейся плаценты.

28. Какова физиологическая кровопотеря в родах.

29. Как следует называть женщину после родов?

30. Каковы принципы ведения физиологических родов?

31. Характеристика сердцебиения плода. Способы его регистрации.

32. Как часто выслушивается сердцебиение плода в 1 периоде родов?

33. Каковы показания для выполнения влагалищного исследования в родах?

34. Как часто следует выслушивать сердцебиение плода во втором периоде родов?

35. На чем основан физиопсихопрофилактический метод подготовки женщины к родам?

ЗАДАЧИ:

1. Родился доношенный ребенок с двукратным тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Резкая бледность кожных покровов, отсутствие дыхания и рефлексов, сердцебиение 60 ударов в минуту.

Оценка по шкале Апгар? Диагноз? План ведения?

2. Своевременные роды открытие полное. Плодный пузырь цел. Хорошая родовая деятельность. Головка в полости таза. Сердцебиение плода хорошее. Диагноз. Что делать?

 

3. Произошли роды. Масса плода 3100, девочка. Прошло 12 мин после рождения ребенка. Признаки отделени последа: а)матка шаровидной формы, матка достигает уровня пупка, б)лигатура наложенная на пуповину находится возле самой половой щели; в)при надавливании кистью руки над лоном пуповина втягивается во влагалище; г)при глубоком дыхании пуповина то втягивается то вытягивается. Диагноз. Назовите признаки отделения последа изложенные в условиях задачи. Что делать?

4. Первобеременная 20 лет, доставлена в родильный дом со схватками через 5-6 минут по 40-45 секунд, средней силы и болезненности, которые продолжаются в течение 7 часов. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Акушерское исследование: окружность живота 96 см, высота стояния дна матки 32 см; размеры таза: 26-29-32-21. АД - 115/70 мм рт.ст. Пульс 80 уд. в 1 мин, удовлетворительного наполнения. Положение плода продольное, предлежит головка, прижата ко входу в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 146 ударов в 1 минуту, слева, ниже пупка.

Наружные половые органы без патологии. Влагалище не рожавшей женщины. Шейка матки сглажена, открытие зева 5 см, края тонкие, растяжимы. Плодный пузырь цел, хорошо наливается при схватке. Предлежит головка, прижата ко входу в малый таз. Малый родничок слева спереди, большой - сзади справа, стреловидный шов в правом косом размере. Малый родничок ниже большого. Мыс не достигается. Экзостозов в малом тазу нет. Выделения слизистые.

Диагноз? Обоснование диагноза.

5. Повторнородящая 26 лет, поступила в родильный дом с началом схваток.Первая беременность закончилась нормальными родами. Масса плода 3200,0, длина 52 см. Данная беременность вторая. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Размеры таза: 25-28-31-20. Положение плода продольное. Головка плода в полости малого таза. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 132 удара в 1 минуту.

Наружные половые органы без патологии. Шейка матки сглажена. Открытие зева полное. Плодного пузыря нет. Головка плода находится в полости малого таза; она занимает всю внутреннюю поверхность лона, всю крестцовую впадину, седалищные ости с боков. Малый родничок - спереди у лона, большой - сзади у крестца, выше малого. Стреловидный шов в прямом размере.

Диагноз? В какой плоскости малого таза расположена головка? План ведения родов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 – С. 157-171, 180-207.

 

Интернет ресурсы:

http://etl2.library.musc.edu/delivery_simulation/

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...