Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой и социальный статусы государственного служащего в СССР и в современной России.




Правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений.

Правовой статус отличается сложной структурой. По уровню различают три вида статуса государственного служащего: общий (гражданский), особенный (исходя из законодательства о государственной службе) и индивидуальный (исходя из должности и должностного регламента).

Условно права государственного служащего можно разделить на четыре группы, которые касаются следующих сфер:

1) создание организационно-технических условий деятельности: право на безопасные

и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку;

2) информационное обеспечение деятельности государственных служащих:

- право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности: должностные регламенты, положения, уставы, правила работы с информацией;

- право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

- право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Такие сведения предоставляются в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей;

- право в установленном порядке посещать для исполнения своих обязанностей государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности.

3) прохождение государственной службы: право на должностной рост на конкурсной основе (карьера) касается приема на государственную службу, продвижения при наличии вакансии, прохождении переподготовки или повышения квалификации, исходя из квалификационных требований по соответствующей должности, перемещения на равнозначную должность (с согласия перемещаемого) и т.д.;

4) социальная защита государственных служащих

 

Законодательством установлено основные обязанности государственного гражданского служащего. Условно их можно было бы разделить на четыре группы:

· исполнение обязанностей и поручений

- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом квалифицируется как дисциплинарный проступок;

- исполнение поручений соответствующих руководителей осуществляется исключительно в пределах их компетенции. В случае исполнения подчиненным неправомерного поручения руководителя оба они – и гражданский служащий, и давший поручение руководитель – несут ответственность в соответствии с законодательством.

· поддержка уровня квалификации достаточного для исполнения своих должностных обязанностей в соответствии с нормативно-правовыми актами, правами и интересами граждан, правилами внутреннего трудового распорядка

· Государственный служащий обязан:

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

- бережно относиться к государственному имуществу и финансовым средствам, компетентно использовать их и не допускать использования указанного имущества и средств во внеслужебных целях;

- представлять предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи;

· информирование руководства о существенных изменениях в своем положении

- о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства иностранного государства;

- о конфликте интересов при исполнении должностных обязанностей, принимать меры к его предотвращению и сообщать об этом руководителю государственного органа.

Гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного, противоправного или противоречащего правилам служебного поведения поступка, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или правоохранительные органы.

 

В законодательстве имеются четыре группы ограничений, связанных с гражданской службой:

состояние здоровья (касаются проблем дееспособности и наличия заболеваний, препятствующих службе);

гражданство;

семейные обстоятельства (лица, состоящие в близком родстве или свойстве, не могут быть приняты на гражданскую службу, а гражданский служащий – находиться на гражданской службе, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому);

неправильное поведение служащего выражается в следующих действиях и их оценках: в случае осуждения гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей гражданской службы; для граждан, имеющих не снятую или непогашенную в установленном порядке судимость; отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; в случае непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

Запреты, связанные с гражданской службой, условно можно выделить в следующие группы:

· связанные с платной и политической деятельностью

· злоупотреблениями служебным положением

- не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу;

- запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам;

- после увольнения запрещается замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

· нарушениями требований и норм поведения и деятельности гражданских служащих.

- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (в том числе научные) иностранных государств, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

 

Выделяются четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарная; административная; материальная; уголовная. Наиболее широко в государственной службе используется дисциплинарная ответственность. Должностным проступком могут быть другие деяния, указанные в законодательстве: неисполнение в срок порученного задания; несоблюдение порядка работы со служебной информацией; превышение должностных полномочий; несоблюдение установленных законом правоограничений; совершение действий, порочащих честь и достоинство государственного служащего, в том числе и не при исполнении служебных обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.

 

Гарантии на государственной гражданской службе определяются как средство, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений: равные условия оплаты труда, отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом, т.д.

Структуру социального статуса составляют прежде всего такие составляющие, как власть, доход, образование, авторитет, имидж, престиж, репутация. В СССР государственных служащих стали относить к административно-управленческому персоналу. Долгое время законодательство о государственной службе не было цельным.

(Из книги «История государственного управления») В СССР: для осуществления властных полномочий партии и необходим был аппарат, составлявший советскую номенклатуру. Под номенклатурой современные исследователи понимают «перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом — от райкома, горкома до ЦК КПСС». В поле зрения ЦК партии оказались практически все административно-управленческие кадры — от руководителей центральных ведомств до директоров предприятий и их заместителей.

Сам термин «номенклатура» впервые был употреблен в постановлении Оргбюро ЦК РКП(б) от 12 ноября 1923 г. Постановление определяло порядок подбора и расстановки кадров на ответственные посты. Оно сопровождалось списками номенклатурных должностей. Сначала было два списка: номенклатура № 1 и номенклатура № 2. Работники, распределявшиеся по первому списку, утверждались Политбюро или Оргбюро ЦК. Номенклатурные работники второго списка были в ведении Учраспредотдела ЦК и назначались на должность с санкции одного из секретарей ЦК. C 1925 г. номенклатура №3 – ведомственная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...