Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции глобализации и роль государств в этом процессе:




Глобализация в политике: +ослабевание национальных государств.

+современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как ООН, ВОТ ЕС, НАТО, МВФ и ВБ; +сокращение государственного вмешательства в экономику и снижение налогов; + рост политического влияния предприятий (особенно крупных ТНК)

Глобализация в экономике: -свободная торговля, -свободное движение капитала, - снижение налогов на прибыль предприятий, -простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы; - Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;- Большое значение фондовых биржи тех «финансовые инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов; - Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию.

Глобализация в культуре: - сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира, - широкое использование английского языка для международного общения,- рост использования интернета для получения информации и общения,- рост международного туризма. - американизация.

Научные трактовки глобализации => Опираясь на классификацию, предложенную профессором Лондонской Школы Экономических и Политических Наук Дэвидом Хелдом, можно выделить три концептуальных подхода к оценке глобализации. 1) Гиперглобалисты: глобализация – это новая эра, характеризующаяся «возрастанием зависимости людей от порядков, царящем на мировом рынке». Гло - инструмент ремоделирования схемы всего человеческого действия, «национальные государства становятся неестественными и даже невозможными коммерческими единицами мировой экономики». 1)Скептики (П.Херет, Дж.Томпсон) – Гло - миф, за которым скрывается факт существования трех основных региональных блоков, где национальные государства все еще очень сильны. Глобализация – не что иное, как интернационализация и регионализация. Современная мировая экономика значительно менее «глобальна», чем в эпоху мирового империализма. Для скептиков исход глобализации очевиден – конфликт цивилизаций и создание региональных блоков, противоборствующих друг другу. 2)Трансформисты (Джеймс Н. Розенау, Энтони Гидденс)- компромиссный вариант между первой и второй концепцией. Современная гло. исторически беспрецедентна. происходит «всестороннее перетряхивание» обществ, экономики, институтов и мирового порядка, осуществляется колоссальная трансформация политического сообщества.

Роль государства в глобализации: теории и концепци. 1. Теория С.Сюра - сегодня «государство не очень популярно». У государства есть 2 альтернативы: 1 – международный федерализм (система, согласно которой области, соединенные в одно целое государство, сохраняют в большей или меньшей степени свою политич. самостоятельность) и 2 – «планетарный трайбализм» (приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности).

2. С.Хобе (нем.профессор) полагает, что современный мир требует от государства гибкости и способности адаптироваться к изменчивой среде. Это стало поводом к изменению концепции государственности. Теперь ключевой задачей является достижение максимальной открытости государства для сотрудничества с международным сообществом. Открытость государства, как утверждает Хобе, есть «конститутивный элемент самой государственности».

3. А.Неклесса (рос.экономист), полагает, что сейчас наметилась новая историческая тенденция – возврат на круги своя и формирование «мировой анархии».

4. Э.Тоффлер - необходимость передачи части государственных секторов экономики транснациональным корпорациям. Сегодня прослеживается тенденция к упрочнению позиций государства на мировой арене. Это происходит потому, что в этом заинтересовано уже не только группа государств, а все мировое сообщество в целом. Страна, неспособная обеспечить необходимый уровень социального управления, во многом опасна для международного сообщества, поскольку нередко становятся причиной вооруженных конфликтов. Однако при отсутствии соответствующих институциональных и контролирующих структур либерализация торговли и инвестиций может негативно отразиться на благосостоянии нации.

Тем самым, осн.функциями ГУ в условиях глобализации являются:

1) Создание эффективных институтов гос.регулирования соц-эконом.процессов,

2) Конкурентоспособная рыночная инфраструктура - расширение рыноч­ного пространства, рост масштабов деятельности на базе использования нового знания и инновации

3)Обеспечение политических и гражданских свобод

5) Управление интеграцией страны в мировую экономику

6) Обеспечение соц. и эконом. безопасности страны как внутри, так и вовне

7) Всеобщий равный доступ к образованию (повышение уровня професс. подготовки гос.служащих)

8)Управление качеством природной среды, которое не нарушало бы экологическое мировое равновесие, не приводило к истощению невосполняемых природных богатств

9) Сохране ние культурного достояния страны, его нац.идентичности (противостоять американизации!!)

Механизм государственного регулирования глобальными про­цессами необходимо рассматривать с учетом:

а) совершенствования системы ГУ для обеспечения соблюдения приоритетов устойчивого социально-экономического развития народов, про­живающих на территории государства, его воспроизводства и со­хранения экологической среды;

б) реструктуризации системы организаций и соглашений меж­государственного характера с целью сохранения преимуществ глобализации и сведения к минимуму ее отрицательных послед­ствий, соблюдая принцип демократизма, транспарентности и подотчетности лиц и организаций в обеспечении их деятельнос­ти согласно общественному интересу.

Транспарентность (прозрачность) власти. Мировое гражданское общество, которое в условиях глобализации будет совместно с государствами, и национальными гражданскими обществами влиять на мировую политику, делать мир менее опасным и более цивилизованным. В последние годы демократизации обществ сопутствует такое негативное явление как коррупция. Практически во всех странах мира наблюдается нарастание негативных тенденций, связанных с коррумпированностью властных структур. По мнению ряда ученых, основной причиной коррумпированности обществ является закрытость власти от народа, поэтому путь противодействия коррупции они видят в повышении уровня транспарентности (прозрачности) органов государственной власти. Бурное развитие науки и техники привело к качественному улучшению коммуникативных связей. Благодаря всемирной сети" Интернет, сотовой связи, развитой сети средств массовой информации появились возможности широкого освещения деятельности субъектов политики, доступа граждан и общественных организаций к информационным ресурсам властных структур и общению на личностном уровне не взирая на границы. Благодаря этому обстоятельству ООН было провозглашено право на информацию, которое сегодня встало в один ряд с другими естественными правами: правом на жизнь, собственность, свободу слова и др. Сегодня провозглашение права на информацию можно рассматривать как качественное углубление демократии. Между тем, реализовать право на информацию возможно лишь при ликвидации барьеров на пути прохождения информации, при наличии высокого уровня прозрачности властных структур. Роль института государства в мировом сообществе и внутри отдельной страны. В отношении первого преобладает мнение, что интеграционные процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведет к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере. Некоторые исследователи делают далеко идущие выводы о неминуемом отмирании национальных государств. Р. О`Брайен в книге «Глобальна финансовая интеграция. Конец географии» пишет: «Нация делается неуместна, хотя она еще и существует. Чем ближе мы подходим к глобальному интегральному целому, тем ближе мы к концу географии».. Создании единой мировой валютной системы и мирового центрального банка. Глобальное сетевое общество.

Переход к открытому, интерактивному типу государственного управления мыслится авторами идеи "электронного правительства" как процесс, неразрывно связанный с глобализацией, которая сделала мир меньше, а все явления в нем сильно взаимозависимыми. Суть идеи – использовать возможности глобальных компьютерных сетей так, как это уже сделал бизнес. В самом широком плане это включает переход на бизнес-методы организации правительственных структур и внедрения принципа "правительство предоставляет услуги". Технической стороной этого процесса, который неразрывно связан с дебюрократизацией и изменением ценностных установок госслужащих, в перспективе и должно стать "электронное правительство".

 

ИНСРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.

Источник: проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании»

Государственное стратегическое планирование – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития Российской Федерации, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности.

Структуру системы государственного стратегического планирования образуют:

1. Участниками процесса государственного стратегического планирования на федеральном уровне являются:

Президент Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации;

Счетная палата Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти;

общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации

2. документы государственного стратегического планирования (на федеральном уровне):

 

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на

долгосрочный период - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации, технологического развития секторов российской экономики и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Утверждается Правительством.

 

б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период разрабатывается на вариативной основе, включается в состав концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и содержит:

- оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

- определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;

- определение вариантов внешних условий социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, включая основные показатели развития мировой экономики, прогноз мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

- оценку макроэкономического эффекта от реализации федеральных целевых программ и долгосрочных отраслевых документов стратегического планирования;

- показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и других вариантов, учитывающих изменение внешних и внутренних условий развития;

- основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в долгосрочной перспективе;

- основные показатели бюджетной системы Российской Федерации и денежно-кредитной политики на долгосрочный период;

- основные показатели территориального развития в долгосрочной перспективе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...